Специфика деятельности предприятий торговли, связанная с необходимостью организации системы перевозок закупаемых и продаваемых товаров, осуществления контроля торговых точек, предопределяет функциональное назначение автотранспортных средств. Обязательство по регистрации транспортных средств в органах ГИБДД определяет статус торговой организации как налогоплательщика транспортного налога. В связи с чем раскрытие методических рекомендаций по формированию налогооблагаемых показателей, порядку организации учетных процедур по исполнению бюджетного обязательства и заполнению налоговой отчетности представляет особую актуальность в свете вступления в силу с 1 января 2010 г. Федерального закона от 28.11.2009 N 282-ФЗ "О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Порядок исчисления и уплаты транспортного налога установлен гл. 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (ст. ст. 356 - 363). В целях единообразного применения налоговыми органами норм гл. 28 НК РФ Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации" утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" НК РФ.
Транспортный налог является региональным и право установления и введения транспортного налога на территориях субъектов Российской Федерации отнесено к компетенции законодательных органов власти субъектов Российской Федерации. Транспортный налог подлежит к уплате на той территории, где принят соответствующий региональный закон.
Субъекты Российской Федерации сами определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу, а также могут предусматривать налоговые льготы.
Порядок исчисления транспортного налога не зависит от режима налогообложения торговой организации. Данное обязательство обязательно для исполнения и теми организациями, которые используют общий режим налогообложения, и теми, которые переведены на уплату единого налога на вмененный доход или применяют упрощенную систему налогообложения.
Элементы налогообложения, взаимосвязь которых определяет механизм исчисления и уплаты налога..
После регистрации транспортного средства в органах ГИБДД организация становится плательщиком транспортного налога. Объектом налогообложения признаются различные виды самоходных транспортных средств на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке.
Ставки налога, базовый уровень которых закреплен в ст. 361 НК РФ, определяются исходя из мощности двигателя. При этом региональным властям с 1 января 2010 г. предоставлено право увеличить или уменьшить установленную в Кодексе ставку налога не более чем в 10 раз. До указанной даты субъекты РФ могли изменить ставки не более чем в 5 раз.
При определении видов транспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей, специальных машин следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 "О принятии Общероссийского классификатора основных фондов".
Сумма налога рассчитывается обычным способом - умножением налоговой ставки на налоговую базу. Однако такой расчет будет справедлив только для тех транспортных средств, которые были на учете у налогоплательщика в течение всего календарного года.
Особенность расчета транспортного налога связана с необходимостью расчета специального коэффициента (отношение числа полных месяцев владения транспортным средством к 12 - числу месяцев в году) в случае регистрации и (или) снятия с регистрации транспортного средства в течение календарного года.
При этом месяц регистрации транспортного средства независимо от даты (числа) принимается за полный месяц. В аналогичном порядке определяется количество месяцев владения транспортным средством при снятии его с учета. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается за один полный месяц.
По итогам налогового периода организации налогоплательщики по месту нахождения транспортных средств производят уплату транспортного налога и представляют в налоговый орган налоговую декларацию по транспортному налогу.
Каждый субъект РФ имеет право самостоятельно утверждать формы отчетности по транспортному налогу. Однако региональные власти могут установить авансовые платежи по транспортному налогу и промежуточные формы отчетности, которые необходимо сдавать в течение года (Расчеты авансовых платежей).
Если в регионе утверждена собственная форма декларации по транспортному налогу, то именно ее и нужно представлять в налоговые органы. Однако собственные формы отчетности утвердили не все субъекты РФ. Им можно использовать налоговую декларацию, составленную по общефедеральной форме. Об этом говорится в Методических рекомендациях по применению главы 28 "Транспортный налог" НК РФ.
Форма заполнения декларации утверждена Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н (ред. от 19.12.2006) "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Порядка ее заполнения".
Порядок заполнения декларации по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н, проиллюстрируем на примере 1.
Пример 1. На балансе ООО "Атлант" по состоянию на 1 января 2009 г. числятся следующие транспортные средства:
- легковой автомобиль "Шевроле Captiva" с мощностью двигателя 230 л. с;
- легковой автомобиль "Опель Combo" с мощностью двигателя 89,76 л. с.;
- легковой автомобиль "Опель Insigmia" с мощностью двигателя 220,32 л. с.
В июне 2009 г. организация приобрела автомобиль "Шевроле Niva" с мощностью двигателя 79,6 л. с. Регистрация автомобиля в ГИБДД осуществлена в июле.
В июне 2009 г. автомобиль "Опель Insigmia" был продан и в этой связи снят с учета 17 июня 2009 г.
В ноябре 2009 г. организацией был приобретен легковой автомобиль "Опель Астра" с мощностью двигателя 140 л. с., и в этом же месяце автомобиль зарегистрирован в ГИБДД.
Для расчета транспортного налога воспользуемся ставками, указанными в Налоговом кодексе.
Так, для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно ставка равна 5 руб. за л. с.; для автомобилей от 100 до 150 л. с. - 7 руб., для автомобилей от 200 до 250 л. с. - 15 руб.
Произведем расчет суммы налога за 2009 г. по каждому транспортному средству, заполняя соответствующие строки разд. 2. Расчет налога по каждому транспортному средству (по данным налогоплательщика) налоговой декларации.
По транспортным средствам, по которым в течение года производились сделки купли-продажи, исчисление налога производится только за период полных месяцев владения данным транспортным средством:
- по легковому автомобилю "Шевроле Niva" - с июля по декабрь (6 месяцев; коэффициент, с учетом которого произведен расчет суммы налога, равен 0,5 (6 месяцев / 12 месяцев));
- по легковому автомобилю "Опель Астра" - с ноябрь по декабрь (2 месяца; коэффициент - 0,17);
- по легковому автомобилю "Опель Insigmia" - с января по июнь (7 месяцев; коэффициент - 0,58).
Общая сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения транспортных средств, составит 6181 руб. и подлежит отражению по строке 50 разд. 1 налоговой декларации.
Сумма уплаченных авансовых платежей отражается по строке 040 разд. 1. Ее необходимо заполнять только в том случае, если в соответствии с региональным законодательством организация представляет налоговые декларации по итогам отчетных периодов (ежемесячно или ежеквартально).
Разница между строками 030 и 040 указывается по строке 050. Затем она распределяется по строкам уплаты транспортного налога. Для этого по строкам 060 фиксируется срок уплаты, а по строкам 070 - сумма очередного платежа. Если разница между строками 030 и 040 имеет отрицательное значение, то она указывается по строке 080. Ее можно зачесть в счет будущих платежей по транспортному налогу.
Сведения, указанные в налоговой декларации, должны быть заверены печатью организации, подписью руководителя и главного бухгалтера с указанием фамилии, имени, отчества и ИНН.
Для осуществления расчетов с бюджетом по налоговому обязательству, обусловленному использованием транспортных средств, в учетной системе торгового предприятия предназначен открытый к счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" специальный субсчет "Расчеты по транспортному налогу".
В целях финансового учета сумма налога, исчисленная в рассмотренном примере 1 в налоговой декларации, отражается бухгалтерской записью:
Дебет счета 44 "Расходы на продажу"
Кредит счета 68, субсчет "Транспортный налог", 6181 руб.
Перечисление указанной суммы налога в бюджет будет произведено платежным поручением, служащим документальным основанием для корреспонденции:
Дебет счета 68, субсчет "Транспортный налог",
Кредит счета 51 "Расчетные счета" 6181 руб.
Однако в целях соблюдения положений ст. 313 НК РФ организации обязаны вести налоговый учет, представляющий собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством.
На основании ст. 247 НК РФ организации имеют право уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов, перечень которых установлен ст. ст. 253, 264, 265 НК РФ.
В целях налогового учета расходы, произведенные предприятием, принимаются при условии их соответствия определенным критериям.
Расходами предприятия признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрено включение в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, сумм налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством РФ. К числу таких расходов относится и величина транспортного налога.
Основанием для налогового учета расходов в виде транспортного налога являются суммы, подлежащие уплате в бюджет и отражаемые в соответствующей налоговой декларации.
При исчислении транспортного налога за 2010 г. необходимо учитывать особенности регионального законодательства и следует иметь в виду, что внесенные изменения в ст. 361 НК РФ Федеральным законом от 28.11.2009 N 282-ФЗ не влекут автоматического увеличения налоговых ставок, а расширяют диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов РФ по установлению ставок транспортного налога. Действительно, внесенные поправки не изменили размеры ставок, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ. Но, несомненно, многие регионы воспользуются новым правом и увеличат ставки более чем в пять раз.
При этом согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем через месяц со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Напомним, что налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ). Следовательно, законы субъектов РФ, изменяющие ставки транспортного налога более чем в пять раз, могут вступать в силу с 1 января 2011 г., если такие законы будут приняты и опубликованы в период с 1 января по 30 ноября 2010 г.
Кроме того, согласно ранее действовавшей редакции НК РФ допускалось установление дифференциации ставок в зависимости от категории и срока полезного использования транспортного средства (п. 3 ст. 361 НК РФ). С 1 января 2010 г. такое основание для разграничения ставок, как срок полезного использования автомобиля, исключено. Однако законами субъектов РФ могут быть установлены различные ставки на транспортные средства в зависимости от года их выпуска и экологического класса.
Другое важнейшее изменение в Налоговый кодекс связано с запрещением установления срока для перечисления авансовых платежей по транспортному налогу ранее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом, т.е. для организаций срок уплаты налога не может быть предусмотрен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363, п. 3 ст. 363.1 НК РФ).
В соответствии с поправками, внесенными в п. 1 ст. 363 НК РФ, с 1 января 2010 г. утверждаемый законами субъектов РФ срок для уплаты авансовых платежей не может быть установлен ранее последнего дня месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом.
Таким образом, особенностью учетных процедур в торговых организациях является построение учета транспортных средств, обеспечивающего своевременное формирование достоверных налогооблагаемых показателей по транспортному налогу и обоснованных расходов в виде сумм бюджетного обязательства, обусловленного использованием транспортных средств в основной деятельности, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.