Вопросы начисления и уплаты страховых взносов регулирует Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (далее - Закон).
С 1 января 2011 г. большинство плательщиков перечисляет взносы по тарифам, указанным в таблице 1. Отметим, что в Законе указана общая ставка взносов на пенсионное страхование. Распределение тарифа на страховую и накопительную части пенсии по каждому случаю приводится в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ.
Таблица 1. Тарифы страховых взносов в 2011 году
Наименование |
2011 г. |
|
Пенсионный фонд (для лиц |
страховая часть |
26,0 |
Пенсионный фонд (для лиц |
страховая часть |
20,0 |
|
накопительная часть |
6,0 |
Фонд социального страхования |
2,9 |
|
Федеральный фонд обязательного медицинского |
3,1 |
|
Территориальные фонды обязательного медицинского |
2,0 |
Таким образом, общий тариф составит 34 процента. Заметим, что страховые взносы в указанном размере перечисляют в том числе коммерсанты, применяющие УСН (на кого не распространяются льготы) и ЕНВД. В 2010 г. эти лица перечисляли взносы исходя из тарифа 14 процентов.
Для некоторых категорий бизнесменов установлен переходный период, предусматривающий пониженные тарифы взносов. Тарифы переходного периода 2011 - 2019 гг. регулирует ст. 58 Закона, в которую внесены изменения Федеральными законами от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ и от 28 декабря 2010 г. N 432-ФЗ. Оба Закона вступили в силу с 1 января 2011 г.
Для предпринимателей и организаций, применяющих УСН, на период 2011 - 2012 гг. предусмотрены пониженные ставки взносов. Общий тариф для них составит 26 процентов (таблица 3).
Таблица 3. Тарифы страховых взносов на период 2011 - 2012 гг. для "упрощенцев", осуществляющих определенные виды деятельности
Наименование |
2011 г. |
2012 г. |
|
Пенсионный фонд (для лиц |
страховая |
18,0 |
18,0 |
Пенсионный фонд (для лиц |
страховая |
12,0 |
12,0 |
накопительная |
6,0 |
6,0 |
|
Фонд социального страхования |
2,9 |
2,9 |
|
Федеральный фонд обязательного |
3,1 |
5,1 |
|
Территориальные фонды обязательного |
2,0 |
0,0 |
Но льгота предоставляется только "упрощенцам", осуществляющим определенные виды деятельности (таблица 2), причем данный вид деятельности должен быть для коммерсанта основным. Это означает, что доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Доходы определяются по правилам ст. 346.15 Налогового кодекса, которая устанавливает общий порядок определения доходов на "упрощенке". Коммерсанты и фирмы должны подтверждать основной вид деятельности в порядке, установленном Минздравсоцразвития.
Таблица 2. Виды деятельности, при осуществлении которых "упрощенцы" вправе применять пониженные тарифы страховых взносов
N п/п |
Вид деятельности |
1 |
Производство пищевых продуктов |
2 |
Производство минеральных вод и других безалкогольных напитков |
3 |
Текстильное и швейное производство |
4 |
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
5 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева |
6 |
Химическое производство |
7 |
Производство резиновых и пластмассовых изделий |
8 |
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
9 |
Производство готовых металлических изделий |
10 |
Производство машин и оборудования |
11 |
Производство электрооборудования, электронного и оптического |
12 |
Производство транспортных средств и оборудования |
13 |
Производство мебели |
14 |
Производство спортивных товаров |
15 |
Производство игр и игрушек |
16 |
Научные исследования и разработки |
17 |
Образование |
18 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
19 |
Деятельность спортивных объектов |
20 |
Прочая деятельность в области спорта |
21 |
Обработка вторичного сырья |
22 |
Строительство |
23 |
Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств |
24 |
Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность |
25 |
Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность |
26 |
Предоставление персональных услуг |
27 |
Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона |
28 |
Производство музыкальных инструментов |
29 |
Производство различной продукции, не включенной в другие |
30 |
Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
31 |
Управление недвижимым имуществом |
32 |
Деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов |
33 |
Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа |
34 |
Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий |
35 |
Деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников |
36 |
Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и |
Вид деятельности определяется в соответствии с Общероссийским |
Если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид деятельности не будет соответствовать заявленному основному виду, коммерсант лишится права на применение льготных тарифов и с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено несоответствие, должен перечислить взносы по общему тарифу. При этом на недоимку начисляются пени. Таковы правила п. 1.4 ст. 58 Закона, и они требуют разъяснений, которые могут дать только ведомства.
В Законе приводится список видов деятельности и дается отсылка к ОКВЭД. Конечно, было бы проще, если бы в Законе указали конкретные коды видов деятельности в соответствии с Классификатором. Изучать перечень кодов законотворцы оставили на долю бизнесменов.
При расчете основного вида деятельности коммерсанты учитывают только доходы, то есть суммы, фактически поступившие в кассу и на расчетный счет. В Законе не уточняется, но, скорее всего, расходы (даже если "упрощенец" уплачивает налог с разницы доходов и расходов) для определения 70-процентной доли не учитываются.
И наконец, основной вопрос - подтверждение вида деятельности. Не исключено, что будет разработана отдельная форма, а до ее появления коммерсантов заставят руководствоваться существующим порядком. В настоящий момент подтверждать основной вид деятельности должны только организации. Для индивидуальных предпринимателей эта обязанность не установлена. Компании ежегодно подают сведения в Порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. N 55.
Необходимо это для установления класса риска деятельности и тарифа взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Предприниматели основной вид деятельности не подтверждают. У них основным считается вид деятельности, указанный таковым в ЕГРИП, и ежегодного подтверждения не требуется (п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. N 713). Напомним, что при регистрации ИП может указать в заявлении несколько видов деятельности, но только один из них (он указывается первым) является основным. В дальнейшем коммерсант вправе внести изменения в сведения, внесенные в госреестр, в том числе добавить или исключить какие-либо виды деятельности, заменить основной вид. В этом случае, конечно, следует обратиться в соцстрах для установления нового класса профессионального риска и тарифа взносов по "травме".
Закон требует соблюдения 70-процентной доли по итогам отчетного (расчетного) периода. В отношении страховых взносов таковыми являются квартал, полугодие, 9 месяцев и календарный год. Нужно ли будет ежеквартально сообщать в ведомства об уровне доходов - неясно. Закон не обязывает, но ведомства вполне могут разработать правила, по которым придется отчитываться по доходам ежеквартально. Срока подтверждения основного вида деятельности Закон не устанавливает.
Пониженные ставки установлены еще для одной категории страхователей - предпринимателей и организаций, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации, в том числе в электронном виде (таблица 4). Исключение - СМИ, специализирующиеся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера.
Таблица 4. Тарифы страховых взносов на период 2011 - 2014 гг. для предпринимателей и организаций, относящихся к СМИ
Наименование |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|
Пенсионный фонд (для лиц |
страховая |
20,0 |
20,8 |
21,6 |
23,2 |
Пенсионный фонд (для лиц |
страховая |
14,0 |
14,8 |
15,6 |
17,2 |
накопительная |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
|
Фонд социального страхования |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
|
Федеральный фонд обязательного |
1,1 |
3,3 |
3,5 |
3,9 |
|
Территориальные фонды обязательного |
2,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Чтобы воспользоваться льготным тарифом для СМИ, основным видом деятельности коммерсанта должна быть:
- либо деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;
- либо издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.
Порядок подтверждения основного вида деятельности будет установлен Правительством РФ (п. 1.1 ст. 58 Закона). Кроме того, Правительство должно разработать порядок подтверждения полномочий коммерсантов и организаций работать в сфере СМИ, а также порядок ведения уполномоченным ведомством реестра фирм и бизнесменов, передачи этого реестра в соцстрах и Пенсионный фонд (органы контроля за уплатой страховых взносов). Данный реестр передается в ведомства не позднее 1-го числа месяца, следующего за окончанием квартала.
Если по итогам квартала, полугодия, 9 месяцев, календарного года (то есть отчетного или расчетного периода) вид деятельности бизнесмена не соответствует заявленному или коммерсант исключен из реестра, упомянутого выше, то ему придется уплатить взносы по общеустановленным тарифам с начала периода, в котором допущено несоответствие или произошло исключение из реестра. При этом на недоимку начисляются пени. В Законе не уточняется, какой период нужно рассматривать - пересчитывать взносы за квартал, в котором допущено несоответствие, либо за весь период, начиная с 1 января календарного года. Скорее всего, рассматриваться должен период с 1 января, ведь взносы рассчитываются за период нарастающим итогом (квартал, полугодие, 9 месяцев, год), а не по итогам отдельного квартала. С другой стороны, в полном отчетном периоде до того, как ИП лишился права на льготный тариф, он вправе был уплачивать взносы по пониженным тарифам.
На период 2011 - 2019 гг. устанавливаются пониженные тарифы для сельхозпроизводителей (таблица 5). Они предусматривались с момента принятия Закона (пп. 3 п. 1 ст. 58 Закона), однако перечень льготников несколько расширен. Пониженные тарифы вправе применять:
- коммерсанты и организации, являющиеся сельхозпроизводителями и отвечающие критериям, установленным в ст. 346.2 Налогового кодекса. Эта статья оговаривает требования для налогоплательщиков ЕСХН. Данный спецрежим является добровольным. Таким образом, если коммерсант удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к сельхозпроизводителю, но работает на ином режиме, он вправе воспользоваться льготными тарифами. Информацию о соответствии и несоответствии сельскохозяйственных товаропроизводителей критериям налоговая инспекция в электронном виде представляет в Пенсионный фонд и ФСС РФ (пп. 1 п. 1 ст. 58 Закона);
- предприниматели и организации, уплачивающие ЕСХН (пп. 2 п. 1 ст. 58 Закона).
Таблица 5. Тарифы страховых взносов на период 2011 - 2014 гг. для сельхозпроизводителей и некоторых других категорий страхователей
Наименование |
2011 г. |
2012 г. |
2013 - 2014 гг. |
|
Пенсионный фонд (для лиц |
страховая |
16,0 |
16,0 |
21,0 |
Пенсионный фонд (для лиц |
страховая |
10,0 |
10,0 |
15,0 |
накопительная |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
|
Фонд социального страхования |
1,9 |
1,9 |
2,4 |
|
Федеральный фонд обязательного |
1,1 |
2,3 |
3,7 |
|
Территориальные фонды обязательного |
1,2 |
0,0 |
0,0 |
Кроме того, данные льготные тарифы (таблица 5) вправе применять:
- плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физлицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений (пп. 3 п. 1 ст. 58 Закона);
- организации народных художественных промыслов (пп. 1 п. 1 ст. 58 Закона);
- семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
- общественные организации инвалидов (пп. 3 п. 1 ст. 58 Закона);
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов (пп. 3 п. 1 ст. 58 Закона);
- учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов (пп. 3 п. 1 ст. 58 Закона).
Еще одна льготная категория страхователей - коммерсанты и фирмы, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны (пп. 5 п. 1 ст. 58 Закона).
Кроме того, пониженные тарифы установлены для организаций, работающих в области информационных технологий. К таковым относятся фирмы, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи, независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных (пп. 6 п. 1 ст. 58 Закона). Тарифы для этих категорий страхователей приведены в таблице 6.
Таблица 6. Тарифы страховых взносов на период 2011 - 2019 гг. для резидентов технико-внедренческих зон и IT-компаний
Наименование |
2011 г. |
2012 - 2017 гг. |
2018 г. |
2019 г. |
|
Пенсионный фонд |
страховая |
8,0 |
8,0 |
13,0 |
20,0 |
Пенсионный фонд |
страховая |
2,0 |
2,0 |
7,0 |
14,0 |
|
накопительная |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
Фонд социального страхования |
2,0 |
2,0 |
2,9 |
2,9 |
|
Федеральный фонд обязательного |
2,0 |
4,0 |
5,1 |
5,1 |
|
Территориальные фонды |
2,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |