Обязанностью плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ и обязательное медицинское страхование в ФФОМС является не только правильное их исчисление и своевременная уплата, но и представление в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам (пп. 3 п. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").
Страхователям, осуществляющим выплаты физическим лицам в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, надлежит представить в территориальные отделения ПФР и ФСС РФ по месту своего учета (пп. 1 и 2 п. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ):
- расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 N 216н) - до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом;
- расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 N 232н), - до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Но нередко страхователи не успевают представить приведенные расчеты в указанные сроки. За непредставление же расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в срок, определенный Законом N 212-ФЗ, предусмотрены штрафные санкции.
И установлены они ст. 46 Закона N 212-ФЗ. С начала текущего года действует ее новая редакция (п. 15 ст. 6, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды").
Штраф за непредставление расчета в срок с 1 января 2012 г. (п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ):
- определяется исходя из суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода;
- не зависит от периода просрочки представления расчета и составляет 5% от указанной суммы за каждый полный (неполный) месяц со дня, установленного для подачи расчета, но не более ее 30%.
Не зависит от периода просрочки теперь и минимальная сумма штрафа, размер которой составляет 1000 руб.
Как видим, для расчета штрафа берутся именно суммы страховых взносов, начисленные к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода. Таковыми при опоздании сдачи указанных расчетов:
- за первый квартал являются январь, февраль, март;
- за полугодие - апрель, май, июнь;
- за девять месяцев - июль, август, сентябрь;
- за год - октябрь, ноябрь, декабрь.
Пример 1. Организация представила расчет по форме 4-ФСС за I полугодие 2012 г. 2 августа текущего года. Сумма страховых взносов, начисленных к уплате за апрель, - 6380 руб., май - 6670 руб., июнь - 6815 руб.
Поскольку срок представления расчета за I полугодие 2012 г. истекает 16 июля, просрочка составила один неполный месяц. Исходя из этого размер штрафа - 993,25 руб. (19 865 руб. (6380 + 6670 + 6815) x 5% x 1 мес.). Так как данная сумма меньше минимального размера санкции (993 < 1000), то территориальным отделением ФСС РФ на организацию наложен штраф в размере 1000 руб.
Из дословного прочтения указанной нормы следует, что факт погашения задолженности по начисленным страховым взносам за эти три месяца не учитывается. Штраф за непредставление расчета будет одинаковым и в случае неуплаты страховых взносов за все три месяца последнего квартала, и в случае их полной уплаты. Конечно, можно понадеяться, что суд признает полную уплату страховых взносов обстоятельством, смягчающим ответственность за совершение правонарушения (п. 4 ст. 44 Закона N 212-ФЗ), и учтет это при применении штрафных санкций.
Отсутствие задолженности по страховым взносам с имеющейся в наличии значительной их переплатой судьи ФАС Московского округа посчитали обстоятельством, смягчающим ответственность за совершение правонарушения в виде представления расчета по страховым взносам в ПФР позже установленного срока. На основании этого они признали недействительным решение управления ПФР в части штрафных санкций (Постановление ФАС Московского округа от 27.09.2011 по делу N А40-3144/11-115-11).
Напомним, что до 2012 г. размер штрафа определялся исходя из суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе несвоевременно представленного расчета. При этом если отчетность была сдана в пределах 180 календарных дней с момента истечения установленного срока, то взысканию подлежало 5% от указанной суммы страховых взносов за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% и не менее 100 руб. В случае когда расчет был задержан на больший срок, санкции возрастали: 30% от суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за 180 дней просрочки плюс 10% от нее за каждый полный или неполный последующий месяц просрочки, но не менее 1000 руб.
Как видим, в прежней редакции ст. 46 Закона N 212-ФЗ базой для исчисления штрафа служила сумма страховых взносов, подлежащая уплате (доплате) на основе этого расчета.
Напомним, что исчисление страховых взносов в течение расчетного (отчетного) периода осуществляется по итогам каждого календарного месяца как произведение совокупности выплат и иных вознаграждений, начисленных физическим лицам с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов. Отчетность же по страховым взносам в контролирующие органы представляется ежеквартально нарастающим итогом (п. п. 3, 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).
Единства в определении базы для исчисления штрафа у контролирующих органов не было.
Руководство ПФР настоятельно рекомендовало при вынесении решения о привлечении плательщика страховых взносов за совершение нарушения сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование размер штрафа исчислять от начисленных сумм страховых взносов за отчетный период. Наличие при этом у страхователя на дату привлечения его к ответственности переплаты или факта уплаты страховых взносов не должно влиять на применение к нему ответственности за нарушение им установленного законодательством срока представления расчета и не влечет за собой уменьшение размера налагаемого штрафа (п. 2.1 Методических рекомендаций об организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению плательщиков страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, утв. Распоряжением Правления ПФР от 05.05.2010 N 120р). Пенсионщики при принятии просроченной отчетности неукоснительно следовали данным Рекомендациям и начисляли штраф за задержку представления расчета РСВ-1 ПФР, исходя из сумм страховых взносов, указанных в строке 110 разд. 1 "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам" расчета РСВ-1 ПФР, по которой надлежало указать суммы страховых взносов, начисленных с начала расчетного периода.
Страхователи же не соглашались с начисленными суммами штрафа и обращались с жалобами в арбитражные суды. И судьи довольно часто оппонировали пенсионщикам по этому вопросу.
Так, судьи ФАС Западно-Сибирского округа пришли к выводу, что в рассматриваемом случае размер штрафа должен исчисляться с учетом сумм, отраженных по строке 150 разд. 1.
Напомним, что по данной строке указывался остаток страховых взносов, подлежащих уплате на конец отчетного периода, который определялся как разность строк 130 и 140. При этом по строке 130 приводилась совокупность сумм страховых взносов, подлежащих уплате на начало расчетного периода (строка 100), начисленных (строка 110) и доначисленных (строка 120) с начала расчетного периода, по строке же 140 - суммы страховых взносов, уплаченные с начала расчетного периода нарастающим итогом до окончания отчетного периода (п. 3.2 Рекомендуемого порядка заполнения расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование).
Судьи ФАС Северо-Кавказского округа поддержали решения арбитражного суда первой инстанции и апелляционного суда. Оба суда пришли к выводу о том, что правление ПФР необоснованно определило размер штрафа, не учитывая фактически уплаченные взносы за данный период, нарушение срока подачи расчета на один день, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств. На конец отчетного периода сумма страховых взносов, подлежащая уплате предпринимателем, составила 11 426 руб., 5% от суммы подлежащих уплате страховых взносов - 571,30 руб. (11 426 руб. x 5%).
Указанный вывод судов на взгляд кассационной инстанции является правильным, сделан исходя из буквального толкования п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ, соответствует требованиям справедливости, соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба с учетом фактических обстоятельств конкретного дела (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.09.2011 по делу N А53-3608/2011).
Как видим, по мнению судей ФАС Западно-Сибирского округа и ФАС Северо-Кавказского округа, при начислении штрафных санкций следует учитывать уплаченные суммы страховых взносов, в том числе и за месяцы последнего квартала отчетного периода.
Судьи ФАС Восточно-Сибирского округа также поддержали суд первой инстанции, который пришел к выводу о том, что санкция должна исчисляться с суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе представленного расчета, то есть за последние три месяца отчетного периода.
При этом выводы суда апелляционной инстанции о порядке исчисления штрафных санкций они посчитали не соответствующими Закону N 212-ФЗ. Апелляционный суд в мотивировочной части Постановления указал, что размер санкции надлежало исчислить от суммы остатка страховых взносов, подлежащих уплате на конец отчетного периода (строка 150 разд. 1), но при этом оставил решение суда первой инстанции без изменения, поскольку размер штрафа был снижен этим решением.
Кассационная инстанция посчитала данный вывод суда апелляционной инстанции ошибочным по следующим основаниям. Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля по месту своего учета отчетность по страховым взносам. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (п. п. 1, 2 ст. 10 Закона N 212-ФЗ). Поскольку расчетным периодом является календарный год, то на основании представленного страхователем расчета по отношению к ранее представленному расчету доплате подлежит сумма страховых взносов за последние 3 месяца каждого отчетного периода (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.10.2011 по делу N А78-1626/2011).
Судьи ФАС Уральского округа рассматривали жалобу страхователя о снижении размера штрафа до минимального размера, установленного для данного вида нарушения, а именно до 100 руб. Заявитель жалобы посчитал, что размер штрафной санкции определен страховщиком неправильно, поскольку размер данной санкции следует исчислять из суммы страховых взносов, которые еще не уплачены, а не из суммы взносов, которые исчислены в расчете.
Суды первой и апелляционной инстанций отметили, что применение ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ, не поставлено в зависимость от уплаты или неуплаты страховых взносов. Из этого следует, что санкция должна быть исчислена исходя из суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате), на основе именно того расчета, который был представлен с нарушением установленного срока.
В расчете по страховым взносам за полугодие расчетного периода указаны начисленные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащие уплате за расчетный период (с начала соответствующего календарного года, то есть в том числе за первый квартал расчетного периода).
В данном случае начисленные страховые взносы за первый квартал расчетного периода (указанные в спорном расчете ввиду определения базы нарастающим итогом) подлежат уплате страхователем на основании расчета по страховым взносам за первый квартал указанного периода. При этом расчет по страховым взносам за первый квартал представлен плательщиком страховых взносов своевременно.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что штрафная санкция должна быть исчислена с предшествующих полугодию трех месяцев, то есть с последнего отчетного периода. Указав на наличие смягчающих ответственность обстоятельств, суды обоснованно посчитали возможным снизить сумму штрафа.
На основании вышеприведенного ФАС Уральского округа решения арбитражного суда первой инстанции и арбитражного апелляционного суда оставил без изменения, кассационную жалобу страхователя - без удовлетворения (Постановление от 12.09.2011 N Ф09-5452/11).
О том, что при расчете суммы штрафа должны учитываться только суммы страховых взносов за последний квартал отчетного года, сказано и в Постановлении ФАС Поволжского округа от 13.10.2011 по делу N А55-5387/2011. При этом судьи сослались на разъяснения, данные ФСС РФ в Письме от 15.07.2010 N 02-03-10/05-5910, хотя в деле рассматривался вопрос о начислении штрафных санкции территориальным отделением ПФР.
В указанном Письме руководство ФСС РФ предлагало определять размер штрафа за несвоевременное представление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4-ФСС, исходя из суммы начисленных страховых взносов, подлежащих уплате страхователем за последний квартал отчетного периода на основании данного расчета.
Сумма страховых взносов, начисленных нарастающим итогом с начала расчетного периода, в расчете по форме 4-ФСС указывается в графе 3 строки 2 таблицы 1 "Расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" разд. 1 "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и произведенным расходам". В графе же 1 этой строки приводятся суммы страховых взносов по каждому месяцу последнего квартала отчетного периода и их совокупность. Именно эту совокупность и предлагалось использовать как базу для начисления штрафа при опоздании представления расчета.
Как известно, сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в ФСС РФ, может быть уменьшена на величину расходов, произведенных страхователем на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Следовательно, при наличии таких расходов у страхователя сумма страховых взносов, подлежащих доплате по расчету, уменьшится. Их меньшее значение вроде бы должно приводить и к уменьшению размера штрафа.
Однако руководство ФСС РФ посчитало, что суммы произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам и перечислений не должны уменьшать базу для начисления штрафных санкций (указанное Письмо ФСС РФ N 02-03-10/05-5910).
Нашелся оппонент страховщику и по этому вопросу. В качестве такового выступило Минздравсоцразвития России. На основании упомянутого п. 2 ст. 15 Закона N 212-ФЗ уплате по расчету формы 4-ФСС, на взгляд руководства ведомства, подлежит сумма страховых взносов за вычетом соответствующей суммы произведенных организацией расходов на выплату обязательного страхового обеспечения. Поэтому при расчете штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ, должна учитываться сумма страховых взносов за последний отчетный период, уменьшенная на соответствующую сумму расходов на выплату обязательного страхового обеспечения, произведенных организацией за последний отчетный период (Письмо Минздравсоцразвития России от 22.02.2011 N 507-19).
Напомним, что в соответствии с п. 5 ст. 1 Закона N 212-ФЗ в целях единообразного применения данного Закона Минздравсоцразвития России Правительством РФ предоставлено право издавать соответствующие разъяснения (Постановление Правительства РФ от 14.09.2009 N 731).
В текущем году ФСС РФ еще раз обратился к вопросу об определении размера штрафа при непредставлении расчета по форме 4-ФСС в части взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Штраф вновь предложено рассчитывать только от суммы страховых взносов, начисленной к уплате за месяцы последнего квартала отчетного периода, без уменьшения их на величину расходов по выплате обязательного страхового обеспечения, произведенного страхователем за соответствующие месяцы отчетного периода. При этом руководство фонда подчеркнуло, что подобным образом штраф рассчитывается за правонарушения, совершенные после 1 января 2012 г. (Письмо ФСС РФ от 10.02.2012 N 15-03-11/08-1395).
Таким образом, если страхователь несвоевременно подает отчетность по страховым взносам, срок представления которой оканчивается после 1 января 2012 г. (к таковой относятся и расчеты за 2011 г.), то его могут оштрафовать в соответствии с новой редакцией ст. 46 Закона N 212-ФЗ.
Штраф же рассчитывался по старым правилам, если правонарушение было совершено до окончания 2011 г., и решение о привлечении к ответственности выносилось также до начала 2012 г.
Но не исключена вероятность, что расчеты по страховым взносам за отчетные периоды 2011 г. представляются в текущем году, то есть часть просрочки приходится на период до 1 января 2012 г., а часть - после этой даты.
Законодатель не установил специальной нормы для этого случая. Разъяснений руководства ПФР и ФСС РФ пока не последовало, нет разъяснений и Минздравсоцразвития России. В такой ситуации, на наш взгляд, штраф за время просрочки, приходящееся на период после 1 января текущего года, должен определяться в соответствии с новой редакцией ст. 46 Закона N 212-ФЗ. Штраф за время просрочки, приходящееся на период до начала 2012 г., также должен быть рассчитан по новым правилам. Однако его нужно сравнить с размером санкции, определенным по ранее действовавшим положениям ст. 46 Закона N 212-ФЗ. Если размер ответственности по новым правилам больше, чем по прежним, применяться должна редакция ст. 46 Закона N 212-ФЗ, действовавшая до конца 2011 г. Ведь нормы законодательства, ухудшающие положение плательщика, не могут иметь обратной силы (Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 N 7-П). Вывод высшие судьи сделали в отношении страховых взносов в ПФР, однако, исходя из аргументов, приведенных в Постановлении, полагаем, что он может быть распространен и на иные виды взносов в государственные внебюджетные фонды.
Как было показано выше, положение старой редакции п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ большинство арбитражных судов трактуют идентично новым нормам этого пункта. Отсюда вытекает, что штраф за период до начала 2012 г. следует исчислять по правилам текущего года.
Пример 2. Несколько изменим условие примера 1: организация представила расчет по форме 4-ФСС за I полугодие 2011 г. 2 августа текущего года. Сумма страховых взносов, начисленных к уплате за апрель, май и июнь прошлого года, - 6380, 6670 и 6815 руб. соответственно.
Срок представления расчета за I полугодие 2011 г. истекает 15 июля прошлого года. Просрочка составила 13 месяцев (12 полных и один неполный месяц). Исчисленная сумма штрафа 12 912,25 руб. (19 865 руб. (6380 + 6670 + 6815) x 5% x 13 мес.) превосходит установленное ограничение 5959,50 руб. (19 865 руб. x 30%). Поскольку данная сумма больше максимального размера санкции (5959,50 < 12 912,25), то территориальному отделению ФСС РФ на организацию надлежит наложить штраф в размере 5960 руб. (5959,50).
Напомним, что помимо информации о страховых взносах на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством расчет формы 4-ФСС содержит также сведения о страховых взносах на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В приведенных выше Письмах ФСС РФ N 02-03-10/05-5910 и Минздравсоцразвития России N 507-19 чиновники разъяснили, что по каждому виду обязательного социального страхования предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок отчетности (разд. I и разд. II расчета) в виде штрафа, определяемого за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления.
При определении суммы штрафа по тому или иному виду страхования применяется различная база для исчисления - подлежащие уплате (доплате) суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Учитывая изложенное, в случае непредставления расчета по форме 4-ФСС территориальные органы фонда вправе применять как ст. 46 Закона N 212-ФЗ, так и ст. 19 Закона N 125-ФЗ. Таким образом, страхователи привлекаются к ответственности в виде штрафа, размер которого определяется отдельно по каждому виду обязательного социального страхования.
Ответственность за непредставление расчета формы 4-ФСС по второму виду обязательного социального страхования в установленный срок определена абз. 6 и 7 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1996 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". И она идентична нормам п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ, действующим до конца 2011 г.
Территориальные отделения ФСС РФ привлекают страхователей к ответственности в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения (абз. 8 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ). Напомним, что такой порядок предусмотрен гл. 15 НК РФ.
Окончание примера 2. Дополним условие: суммы страховых взносов на травматизм, начисленных к уплате за апрель, май и июнь прошлого года, - 1980, 2070 и 2115 руб. соответственно. При представлении страхователем отчетности с опозданием более 180 календарных дней по истечении установленного срока штрафные санкции составляют 30% от суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, за первые 180 календарных дней плюс 10% за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 руб.
180-й календарный день после установленного срока представления расчета формы 4-ФСС за I полугодие 2011 г. (15 июля) приходится на 11 января текущего года. Отчетность же была представлена еще позднее на семь месяцев: шесть полных (закончились 11 июля) и один неполный.
Рассчитанная сумма штрафа исходя из этого составила 6165 руб. ((1980 руб. + 2070 руб. + 2115 руб.) x (30% + 10%/мес. x 7 мес.)). Поскольку она превосходит минимальный размер штрафа (6165 > 1000), то именно на эту сумму и должен быть оштрафован страхователь территориальным отделением ФСС РФ.
Административная ответственность за нарушение срока представления расчетов в государственные внебюджетные фонды установлена п. 2 ст. 15.33 КоАП РФ. Штраф в данном случае применяется к должностному лицу организации, ответственному за представление отчетности, и составляет от 300 до 500 руб.
Отметим, что индивидуальные предприниматели не могут быть привлечены к административной ответственности за непредставление отчетности в ПФР и ФСС РФ (ст. 15.33 КоАП РФ).
С начала текущего года введена ответственность за несоблюдение порядка подачи расчетов в органы контроля в электронном виде. Для этого случая п. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ предусмотрен штраф в размере 200 руб. До 1 января 2012 г. подобной санкции законодательство о страховых взносах не содержало.
Напомним, что страхователи обязаны представлять отчетность в электронном виде по установленным форматам, если среднесписочная численность их работников за предшествующий расчетный период превысила 50 человек (п. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).
Согласно введенной норме такая санкция налагается на страхователя, обязанного отчитываться в электронном виде в силу закона и сумевшего представить расчет в бумажном варианте.
Именно так трактуют аналогичную норму, приведенную в ст. 119.1 НК РФ, налоговики. Руководство налоговой службы в Письме от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@ пояснило, что ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации (расчета) соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации (расчета), указанный в ст. 80 НК РФ. При этом в Письме подчеркнуто, что отказать в принятии налоговой декларации налоговый орган в данном случае не вправе.
При сдаче отчетности в ПФР у некоторых страхователей может возникнуть коллизия. Как было сказано выше, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование страхователь должен представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Вместе с этим расчетом ему надлежит подать также и сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (пп. 1 п. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).
В электронном виде расчет РСВ-1 ПФР представляют страхователи, у которых среднесписочная численность за предшествующий год превысила 50 человек. При расчете среднесписочной численности учитываются не только лица, с которыми оформлены трудовые договоры, но и все остальные застрахованные лица, в том числе и те, с кем заключался гражданско-правовой договор.
Персонифицированную отчетность в ПФР необходимо сдавать в электронном виде страхователям, которые подают сведения на 50 и более застрахованных лиц, в том числе и тех, с которыми были заключены договоры гражданско-правового характера. Показатель среднесписочной численности в данном случае не учитывается.
Не исключена ситуация, когда индивидуальные сведения за отчетный период необходимо представить на более чем 50 человек, а среднесписочная численность за предыдущий год при этом у страхователя не превысила 50 человек. Следуя нормам законодательства, страхователь персонифицированную отчетность должен представить в электронном виде, а расчет РСВ-1 ПФР может в бумажном варианте. Пенсионщики же в таком случае, скорее всего, захотят получить расчет также в электронном виде.
Если страхователь все же направит и расчет РСВ-1 ПФР, и персонифицированную отчетность на бумаге по почте, то штрафных санкций за некорректный формат сдачи отчетности в подобной ситуации быть не должно:
- требования Закона N 212-ФЗ страхователь не нарушил, ведь среднесписочная численность за предыдущий год у него не превысила 50 человек и форму РСВ-1 ПФР он может сдавать на бумаге;
- штрафных же санкций за сдачу бумажной персонифицированной отчетности вместо электронной в Законе N 27-ФЗ до сих пор нет.
В Законе N 212-ФЗ с начала текущего года появилась новая ст. 46.1. Согласно этой норме за нарушение плательщиком страховых взносов установленного срока представления в орган контроля за уплатой страховых взносов информации об открытии или о закрытии им счета в банке на него может быть наложен штраф в размере 5000 руб.
Отметим, что точно такая же ответственность установлена за непредставление в установленные сроки информации об открытии (закрытии) расчетного счета в налоговые органы (ст. 118 НК РФ).
Но поскольку штраф за неуведомление об открытии (закрытии) банковских счетов могут взять сразу два фонда - и ФСС РФ, и ПФР, то такая задержка с извещением может обойтись в 10 000 руб.
Представлять подобное сообщение в письменном виде в территориальные органы контроля по месту своего нахождения в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов обязывает страхователей п. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ. До 2012 г. никакой ответственности за невыполнение этой обязанности установлено не было. Теперь же данное упущение законодатель исправил.
Рекомендуемую форму уведомления об открытии (закрытии) расчетного счета для страхователей ФСС РФ привел в Письме от 28.12.2009 N 02-10/05-13656, предложенный же ПФР вариант формы размещен на сайте фонда.
Сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов об открытии (закрытии) депозитных, а также ссудных и транзитных валютных счетов не требуется (Письмо Минздравсоцразвития России от 21.05.2010 N 1274-19).
Напомним, что административная ответственность за данное нарушение предусмотрена п. 1 ст. 15.33 КоАП РФ: должностные лица за это могут быть оштрафованы на сумму от 1000 до 2000 руб.
С 2012 г. увеличен штраф за отказ или непредставление в орган контроля документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов. Размер штрафа - 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ) (ранее - 50 руб.). За данное нарушение предусмотрена также и административная ответственность: должностные лица за это могут быть оштрафованы на сумму от 300 до 500 руб. (п. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).
Май 2012 г.