В Письме от 11.03.2010 N 526-19 Минздравсоцразвития указало, что обложению страховыми взносами подлежат выплаты и вознаграждения, начисленные организацией в пользу физического лица, состоящего с данной организацией в трудовых правоотношениях на основании трудового договора, в частности, такие как:
- оплата дополнительных отпусков, предоставляемых работникам в случае рождения ребенка, регистрации брака, смерти членов семьи;
- единовременные поощрения за производственные результаты;
- единовременное поощрение при увольнении впервые в связи с уходом на пенсию.
В Письме от 12.03.2010 N 550-19 чиновники этого же ведомства напомнили, что согласно п. 3 ст. 7 Закона N 212-ФЗ не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
К договорам, связанным с передачей в пользование имущества (имущественных прав), относятся договоры аренды имущества. Следовательно, арендная плата, установленная договором аренды транспортного средства без экипажа, заключенным между организацией и ее штатным работником, не является объектом обложения страховыми взносами.
Сумма компенсации, выплачиваемая сотруднику предприятия за использование личного транспорта, не подлежит обложению страховыми взносами только в том случае, если использование данного транспорта связано с исполнением трудовых обязанностей этого работника (разъездной характер исполнения трудовых обязанностей, служебные цели). При этом размер такой компенсации определяется соглашением между организацией и ее сотрудником в соответствии со ст. 188 ТК РФ.
Минздравсоцразвития в Письме от 12.03.2010 N 559-19 разъяснило, что на суммы частичной оплаты стоимости путевки на санаторно-курортное лечение и отдых, приобретаемой организацией для своего работника, необходимо начислять страховые взносы. Вместе с тем, поскольку члены семьи работника, включая детей, в трудовых отношениях с организацией не состоят, частичная оплата стоимости приобретаемых для них путевок страховыми взносами не облагается. Аналогичная позиция Минздравсоцразвития выражена в Письме от 01.03.2010 N 426-19.
В Письме от 01.03.2010 N 426-19 Минздравсоцразвития разъяснило следующее. Согласно ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. При этом при сдаче крови и ее компонентов за работником сохраняется его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Указанные выплаты работодатель производит в силу закона, независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом или коллективном договоре, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
С учетом изложенного суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и дополнительный выходной день в соответствии с трудовым законодательством, не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений ст. 7 Закона N 212-ФЗ.
В Письме Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 N 426-19 сообщается, что выплата единовременной материальной помощи бывшим работникам, члену семьи умершего работника производится организацией не на основании трудовых и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, следовательно, указанные суммы не подлежат обложению страховыми взносами на основании ст. 7 Закона N 212-ФЗ.
Что касается выплаты единовременной материальной помощи физическим лицам в рамках трудовых или гражданско-правовых договоров, то необходимо учитывать следующее. Статьей 9 этого Закона установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами. Подпунктом 11 п. 1 данной статьи определено, что не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период.
В соответствии со ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
Таким образом, суммы материальной помощи, выплачиваемой за календарный год:
- в размере до 4000 руб. на одного работника, не облагаются страховыми взносами;
- в размере, превышающем указанную сумму на одного работника, облагаются страховыми взносами.
Минздравсоцразвития также считает (Письмо от 10.03.2010 N 10-4/306657-19), что необходимо начислять страховые взносы с суммы материальной помощи работнику (в том числе на проведение операции) даже несмотря на то, что ее выплата в трудовом договоре прямо не предусмотрена. При этом бухгалтер вправе применить пп. 11 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ и не облагать сумму материальной помощи в пределах 4000 руб. на этого работника за расчетный период.
Дополнительно чиновники сообщили, что в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, материальная помощь включается в сумме, подлежащей обложению страховыми взносами. Основанием является п. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", согласно которому в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые входят в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
Письмо Минздравсоцразвития России от 10.03.2010 N 10-4/308103-19 посвящено необходимости обложения страховыми взносами разовых выплат работникам, не указанных в трудовом договоре. По мнению Министерства, разовые выплаты, не предусмотренные ни в трудовых контрактах, ни в коллективном договоре (соглашении, локальных нормативных актах работодателя), тем не менее производятся в рамках трудовых отношений работников с работодателем и, значит, связаны с трудовыми договорами. Поэтому суммы разовых выплат работникам облагаются страховыми взносами на основании п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, за исключением сумм, указанных в ст. 9 данного Закона.
О том, нужно ли уплачивать страховые взносы с выплат в пользу таких работников, сказано в Письме Минздравсоцразвития России от 27.02.2010 N 403-19. Рассуждали чиновники следующим образом.
Подпунктом 15 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации. При этом необходимо учитывать, что страховые взносы уплачиваются в целях обязательного социального страхования застрахованных лиц. Категории застрахованных лиц, то есть лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, устанавливаются Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а именно:
- Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ);
- Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ);
- Законом РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ и п. 1 ст. 2 Федерального закона N 255-ФЗ обязательному пенсионному страхованию и обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат в том числе постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
Во исполнение Закона N 1499-1 Постановлением Правительства РФ от 11.12.1998 N 1488 утверждено Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, п. 2 которого предусмотрено, что оно не распространяется на иностранных граждан, временно находящихся и работающих в РФ по трудовым договорам.
В связи с изложенным иностранные граждане, временно пребывающие на территории России, не являются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования РФ.
При этом следует учитывать, что Постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 546 утверждены Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, в соответствии с которыми скорая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается бесплатно и безотлагательно в случае возникновения состояний, представляющих непосредственную угрозу их жизни или требующих срочного медицинского вмешательства (последствия несчастных случаев, травм, отравлений). После выхода из указанных состояний иностранным гражданам может быть оказана плановая медицинская помощь на платной основе.
Согласно п. 4 ст. 1 Закона N 212-ФЗ в случаях, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные данным Федеральным законом, применяются правила международного договора. Сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в области социального обеспечения установлено Договором от 24.01.2006. Статьей 4 указанного Договора определено, что лица одной договаривающейся стороны, проживающие на территории другой договаривающейся стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой договаривающейся стороны в отношении трудовых пенсий по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности и материнству.
Вместе с тем на основании ст. 1 этого Договора местом жительства (проживания) в Российской Федерации признается место постоянного или временного проживания на законных основаниях на территории Российской Федерации. С учетом изложенного положения вышеуказанного Договора распространяются только на граждан Республики Беларусь, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории России. Таким образом, выплаты по трудовым договорам в пользу сотрудников - граждан Республики Беларусь, временно пребывающих на территории РФ, не являются объектом обложения страховыми взносами.
В соответствии со ст. 2 Закона N 212-ФЗ обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца. При этом местом нахождения обособленного подразделения российской организации считается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, согласно п. 11 ст. 15 Закона N 212-ФЗ исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения.
Если обособленное подразделение не обладает хотя бы одним из указанных признаков, уплата страховых взносов должна осуществляться организацией по месту своего нахождения (регистрации в территориальных органах ПФР и ФСС). Об этом сказано в Письме Минздравсоцразвития России от 09.03.2010 N 492-19.
В случае если в течение года работник перешел из одного обособленного подразделения организации в другое, в другом обособленном подразделении при определении базы для начисления страховых взносов должны учитываться выплаты и иные вознаграждения, начисленные данному работнику с начала расчетного периода. При этом в базе для начисления страховых взносов каждого обособленного подразделения учитывают только те выплаты, которые начислены за период работы сотрудника в данном подразделении. Для учета сумм начисленных выплат и вознаграждений плательщикам страховых взносов рекомендована форма карточки индивидуального учета в отношении каждого физического лица, утвержденная совместным Письмом ПФР и ФСС РФ от 26.01.2010 N АД-30-24/691, от 14.01.2010 N 02-03-08/08-56П. Эти нюансы разъяснены в Письме Минздравсоцразвития России от 12.03.2010 N 551-19.
Известно, что в соответствии с п. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:
1) до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды ОМС (далее - расчет в ПФР);
2) до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов (далее - расчет в ФСС).
Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 212-ФЗ эти сроки определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно быть совершено, либо периодом, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
При этом выражения "до 1-го числа" и "до 15-го числа" означают, что срок представления расчетов в соответствующие территориальные внебюджетные фонды истекает в день, который является предыдущим первому числу второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, и, соответственно, 15-му числу календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Кроме того, п. 7 ст. 4 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в случае, если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В рассматриваемом случае последним днем представления расчета в территориальный орган ПФР за I квартал 2010 г. является 30 апреля, за полугодие - 2 августа, за 9 месяцев - 1 ноября. Расчет в ПФР за 2010 г. представляется по 31 января 2011 г. включительно.
Последним днем представления расчета в территориальный орган ФСС за I квартал 2010 г. является 14 апреля, за полугодие - 14 июля, за 9 месяцев - 14 октября. Расчет в ФСС за 2010 г. представляется по 14 января 2011 г. включительно.
Такова позиция Минздравсоцразвития (Письмо от 01.03.2010 N 422-19).
Приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 871н утверждена форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС РФ). Данная форма содержит разделы для заполнения по двум видам страхования:
- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно ст. 46 Закона N 212-ФЗ плательщик страховых взносов за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов может быть привлечен к ответственности в виде штрафа, определяемого за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета. Аналогичная норма предусмотрена ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В случае представления страхователем расчета по форме 4-ФСС РФ с нарушением установленного законодательством срока он может быть привлечен к ответственности территориальными органами ФСС в виде штрафа, размер которого определяется отдельно по каждому виду обязательного социального страхования. Такие разъяснения даны в Письме ФСС РФ от 22.03.2010 N 02-03-10/08-2328.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного ЕСН после 1 января 2010 г. осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. Основание - ст. 38 Закона N 213-ФЗ, Письмо ФСС РФ от 17.02.2010 N 02-02-01/09-308л. С этой целью налогоплательщик должен представить в налоговый орган по месту учета соответствующее письменное заявление.