Комментарий к изменениям по страховым взносам, вступившим в силу с 1 января: Федеральные законы от 16.10.2010 N 272-ФЗ, от 08.12.2010 N 339-ФЗ
В новый год - с новыми ставками. К сожалению, тарифы страховых взносов на 2011 г. для большинства организаций и предпринимателей будут значительно выше, чем в 2010 г. Лишь для некоторых страхователей законодатель установил пониженные ставки.
Помимо новых ставок, увеличен лимит облагаемой базы на 2011 г., появилась возможность уточнять платежки по страховым взносам. Изменились сроки сдачи отчетности в фонды, а также база для начисления взносов на страхование от несчастных случаев на производстве. И это далеко не все новости.
По новым правилам в 2011 г. отчетность по страховым взносам надо представлять в следующие сроки:
- в отделение Фонда социального страхования - расчет по форме-4 ФСС РФ не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (Пункт 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах..." (далее - Закон N 212-ФЗ)). Напомним, что в 2010 г. по Закону N 212-ФЗ форму-4 ФСС РФ надо было представить до 15-го числа (то есть последний день срока - 14-е число), а в самой форме было указано, что ее надо сдать не позднее 15-го числа (последний день - 15-е число). Теперь эта нестыковка в сроках сдачи отчетности исчезла. Поэтому за 2010 г. отчетность в ФСС надо сдать не позднее 17 января (поскольку 15.01.2010 - суббота (Часть 7 ст. 4 Закона N 212-ФЗ));
- в отделение Пенсионного фонда - расчет по форме РСВ-1 ПФР или РСВ-2 ПФР не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (Пункт 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Таким образом, расчет за 2010 г. надо сдать не позднее 15 февраля. Кроме того, начиная с отчетности за I квартал 2011 г. вместе с расчетом по форме РСВ-1 ПФР надо представлять и сведения персонифицированного учета по каждому работающему (Статья 1, п. п. 2, 4 ст. 11, ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Внимание! За 2010 г. по страховым взносам надо отчитаться:
- в ФСС - не позднее 17 января 2011 г.;
- в ПФР - не позднее 15 февраля 2011 г.
Новый предел облагаемой базы
В 2011 г. не надо облагать страховыми взносами выплаты работникам и исполнителям по гражданско-правовым договорам в части, превышающей 463 000 руб. за год (Часть 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ). Рассчитывать эту сумму надо нарастающим итогом с начала года отдельно по каждому получателю. В 2010 г. предельная база для начисления взносов была меньше - 415 000 руб. за год.
Ставки взносов на 2011 г.
По-прежнему есть базовые и пониженные тарифы. Право на применение пониженных тарифов в 2011 г. есть лишь у нескольких категорий плательщиков. Мы рассмотрим наиболее многочисленные из них (не будем останавливаться на льготах для участников проекта "Сколково"). Ну а все, кто не может применять в 2011 г. пониженные тарифы, должны будут платить взносы по базовым.
Базовые тарифы
Вид страховых взносов |
Базовый тариф |
|
2011 г. |
2010 г. |
|
На обязательное пенсионное страхование: |
||
- для лиц 1966 года рождения и старше - на |
26,0% |
20,0% |
- для лиц 1967 года рождения и моложе: |
||
- на финансирование страховой части трудовой пенсии |
20,0% |
14,0% |
- на финансирование накопительной части трудовой пенсии |
6,0% |
6,0% |
На случай временной нетрудоспособности и в связи с |
2,9% |
2,9% |
На обязательное медицинское страхование: |
||
- в Федеральный ФОМС |
3,1% |
1,1% |
- в территориальный ФОМС |
2,0% |
2,0% |
Итого: |
34,0% |
26,0% |
Причем платить страховые взносы по общим тарифам (Часть 2 ст. 12, ч. 2 ст. 62 Закона N 212-ФЗ), а не по пониженным (как это было в 2010 г.) (Пункт 2 ч. 2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ) теперь должны:
- плательщики ЕНВД;
- упрощенцы. Правда, у некоторых упрощенцев, которые смогут доказать производственный или социальный характер своей деятельности, совокупный тариф взносов на 2011 г. будет равен 26%.
Пониженные тарифы для упрощенцев производственной и социальной сферы
В последние дни декабря власти готовили новогодний подарок - утверждали пониженные тарифы для организаций и предпринимателей, применяющих упрощенку.
Право на применение пониженных тарифов будет у тех упрощенцев, чей вид деятельности прямо назван в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. Это, к примеру, те, кто занимается производством, строительством, образованием, здравоохранением, ремонтом бытовых изделий и предметов личного пользования, управлением недвижимостью.
Причем доходы от деятельности, дающей право на пониженные тарифы по страховым взносам, должны быть не менее 70% в общем объеме доходов.
Если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности перестанет соответствовать "льготному", то придется с начала периода, в котором допущено такое несоответствие, пересчитать страховые взносы в Пенсионный фонд по общему тарифу и доплатить пени.
Категория |
Тарифы взносов на 2011 г. для упрощенцев, занимающихся |
||||
Пенсионный фонд РФ |
Фонд |
Фонды обязательного |
|||
на |
на |
||||
Федеральный |
территориальные |
||||
Для лиц 1966 |
18,0% |
- |
2,9% |
3,1% |
2,0% |
Для лиц 1967 |
12,0% |
6,0% |
Как видим, взносы для упрощенцев-льготников снижаются исключительно за счет тарифа в ПФР: он будет составлять 18%, а не 26%, как по базовому тарифу.
Пониженные тарифы для IT-компаний и обществ, созданных бюджетными научными учреждениями и вузами после 13.08.2009
Совокупный тариф - 14% (самый выгодный), установлен для:
- IT-компаний - российских организаций, работающих в области информационных технологий (кроме резидентов технико-внедренческих особых экономических зон);
- хозяйственных обществ (ООО и АО), созданных после 13.08.2009 бюджетными научными учреждениями и вузами;
- резидентов технико-внедренческих ОЭЗ.
Категория |
Тарифы взносов на 2011 г. для IT-компаний; обществ, созданных |
||||
Пенсионный фонд РФ |
Фонд |
Фонды обязательного |
|||
на |
на |
||||
Федеральный |
территориальные |
||||
Для лиц 1966 |
8,0% |
- |
2,0% |
2,0% |
2,0% |
Для лиц 1967 |
2,0% |
6,0% |
Для применения пониженных тарифов страховых взносов IT-компании и хозяйственные общества должны соблюдать определенные условия.
Пониженные тарифы для "инвалидных" льготников и сельхозпроизводителей
Совокупный тариф - 20,2%, установлен для:
- любых работодателей в части выплат инвалидам;
- плательщиков ЕСХН и сельхозпроизводителей, которые могут применять ЕСХН, но не перешли на его уплату;
- "инвалидных" организаций и созданных ими социально ориентированных учреждений (кроме занимающихся производством или реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также товаров из правительственного Перечня).
Категория |
Тарифы взносов на 2011 г. для сельхозпроизводителей и |
||||
Пенсионный фонд РФ |
Фонд |
Фонды обязательного |
|||
на |
на |
||||
Федеральный |
территориальные |
||||
Для лиц 1966 |
16,0% |
- |
1,9% |
1,1% |
1,2% |
Для лиц 1967 |
10,0% |
6,0% |
Пониженные тарифы для СМИ
Совокупный тариф - 26%, установлен для российских организаций и предпринимателей, выпускающих средства массовой информации (за исключением СМИ рекламного или эротического характера). Для того чтобы воспользоваться этими пониженными ставками, основным видом экономической деятельности должна быть:
(или) деятельность в области радиовещания и телевидения (код - 92.20 по ОКВЭД ОК 029-2001);
(или) деятельность информационных агентств (код - 92.40 по ОКВЭД);
(или) деятельность по изданию газет (код - 22.12 по ОКВЭД) либо журналов и периодических публикаций (код - 22.13 по ОКВЭД).
Основной вид деятельности нужно будет подтверждать в порядке, который должно определить Правительство РФ. Скорее всего, он будет аналогичен порядку для подтверждения основного вида деятельности по страхованию от несчастных случаев: основной будет деятельность, от которой больше всего получено доходов.
Кроме того, придется подтверждать и свои полномочия на выпуск средств массовой информации. В первую очередь такие полномочия подтверждает свидетельство о регистрации СМИ, без которого редакция не может начать выпускать это СМИ. Сейчас такие свидетельства выдает Роскомнадзор (ранее - Росохранкультура). Он же ведет общероссийские реестры СМИ. Правительство может для целей Закона N 212-ФЗ определить особый порядок подтверждения СМИ своих полномочий и ведения их реестра. Но особого смысла в этом нет. Поэтому, скорее всего, именно Роскомнадзор и будет направлять реестры организаций и предпринимателей, выпускающих СМИ, во внебюджетные фонды не позднее 1-го числа месяца, следующего за каждым кварталом. Таким образом, у фондов автоматически будет появляться свежая информация, по которой они смогут проверить правомерность применения пониженных ставок. Ведь как только регистрация СМИ будет признана недействительной, СМИ тут же исключат из реестра.
Кстати, возможно, для подтверждения права на пониженные тарифы придется периодически получать справки о том, что ваше СМИ не относится к СМИ рекламного или эротического характера.
СМИ лишается права применять льготные тарифы с начала отчетного (расчетного) периода, если:
(или) по итогам этого периода основной вид его экономической деятельности не будет соответствовать заявленному;
(или) оно исключено из реестра СМИ.
Если это у вас произойдет, то взносы надо будет пересчитать с начала периода по базовому тарифу, доплатить недоимку и пени.
Только вот что считать началом периода? Ведь и расчетный период (год), и все отчетные (квартал, полугодие, 9 месяцев и календарный год) начинаются с одной и той же даты - с 1 января. Но вряд ли законодатель хотел, чтобы в случае лишения права на применение пониженных тарифов взносы надо было бы пересчитывать во всех случаях с начала года. Иначе отчетный период вообще можно было бы не упоминать. В этом вопросе требуются официальные разъяснения, так что будем ждать их.
Категория |
Тарифы взносов на 2011 г. для средств массовой информации |
||||
Пенсионный фонд РФ |
Фонд |
Фонды обязательного |
|||
на |
на |
||||
Федеральный |
территориальные |
||||
Для лиц 1966 |
20,0% |
- |
2,9% |
1,1% |
2,0% |
Для лиц 1967 |
14,0% |
6,0% |
Как видим, ставки взносов для СМИ на 2011 г. такие же, как общие ставки взносов, действовавшие в 2010 г.
Компенсация за неиспользованный отпуск, не связанная с увольнением, теперь облагается взносами
В 2010 г. облагать страховыми взносами надо было только компенсацию за неиспользованный отпуск, предусмотренную Трудовым кодексом и выплачиваемую при увольнении работников (Подпункт "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). А если такая компенсация выплачивалась не при увольнении работника, то Минздравсоцразвития разрешало не облагать ее взносами (Письмо Минздравсоцразвития России от 19.05.2010 N 1239-19). Правда, при одном условии - она должна быть предусмотрена Трудовым кодексом. К примеру, на законных основаниях можно заменить денежной компенсацией часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней (Статья 126 ТК РФ). Такая выплата предусмотрена трудовым законодательством и связана с выполнением трудовых обязанностей работника. А значит, в 2010 г. ее можно было не облагать взносами (Подпункт "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
Но с 1 января 2011 г. любые компенсации за неиспользованный отпуск, в том числе не связанные с увольнением, надо облагать страховыми взносами (Подпункт "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
На "больничные" расходы можно уменьшать взносы в ФСС только в пределах года
Суммы страховых взносов в ФСС на "больничное" страхование (страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) надо платить в ФСС за вычетом сумм расходов по данному виду страхования (Часть 2 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Это могут быть расходы в виде (Часть 1 ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ):
- пособий по временной нетрудоспособности;
- пособий по беременности и родам;
- единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременных пособий при рождении ребенка;
- ежемесячных пособий по уходу за ребенком;
- социальных пособий на погребение.
Уменьшать ежемесячные платежи по страховым взносам на выплаченные пособия нужно в месяце начисления пособий, независимо от даты выплаты физическим лицам (Пункт 1 ст. 11, ч. 2 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).
Если начисленные за месяц взносы в ФСС больше ваших расходов на выплату пособий, то сложностей никаких нет. Вы просто перечисляете в Фонд разницу.
А вот если сумма взносов на "больничное" страхование меньше ваших расходов, то есть два варианта.
Вариант 1. Обратиться в отделение ФСС за возмещением расходов (Статья 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Вариант 2. Зачесть сумму превышения в счет будущих платежей в ФСС РФ. Законом N 212-ФЗ в 2010 г. этот вариант не был предусмотрен, но так разрешил делать Фонд соцстраха своим Письмом (Письмо ФСС РФ от 21.06.2010 N 02-03-13/08-4917).
Внимание! Если по итогам 2010 г. у вас остался перерасход по выплаченным больничным, то, чтобы он не пропал, придется обращаться за деньгами в ФСС.
И вот с 2011 г. возможность зачета суммы превышения расходов над начисленными взносами в счет предстоящих платежей закреплена Законом. Вместе с тем законодатель строго ограничил период такого зачета: его можно сделать только в пределах одного расчетного периода - одного календарного года (Часть 2.1 ст. 15, ч. 1 ст. 10 Закона N 212-ФЗ). Незачтенный остаток (так называемый перерасход) перенести на следующий год нельзя. За его возвратом вам придется обращаться в отделение ФСС.
Некоторые ошибки в платежках можно уточнять без пеней
Все давно привыкли, что большинство ошибок в платежках на уплату налогов можно уточнять без пеней. Если вы ошиблись в реквизитах, но, несмотря на это, деньги поступили на счет казначейства, то можно подать заявление в инспекцию с просьбой исправить допущенную ошибку (уточнить платеж).
Аналогичные правила теперь есть и в Законе N 212-ФЗ. То есть некоторые ошибки в платежках на перечисление взносов, пени и штрафов по ним вы сможете исправить, подав в ПФР или ФСС заявление об уточнении:
(или) основания платежа (поле 106 платежного поручения);
(или) типа платежа (поле 110);
(или) принадлежности платежа (такого поля в платежке нет, можно предположить, что под ним может скрываться как поле 104 "КБК", так и поле 105 "ОКАТО" или любое другое поле, ошибка в котором не повлияла на поступление денег в бюджет фонда, к примеру в поле "ИНН");
(или) отчетного (расчетного) периода (поле 107);
(или) статуса плательщика страховых взносов (поле 101).
К такому заявлению надо приложить документы, подтверждающие уплату вами страховых взносов.
Получив заявление, отделение фонда может предложить вам пройти сверку. На основании акта такой сверки (если она будет проведена) и вашего заявления фонд должен уточнить платеж на день его уплаты. Если вам успели начислить пени, то фонд обязан их пересчитать (сторнировать полностью или частично). О принятом решении об уточнении платежа фонд должен уведомить вас в течение 5 рабочих дней после принятия этого решения.
Однако не упускайте из виду, что страховые взносы по-прежнему считаются неуплаченными, если деньги не поступили в нужный внебюджетный фонд из-за того, что вы неправильно указали в платежке:
(или) номер счета Федерального казначейства;
(или) наименование банка получателя;
(или) КБК.
Внимание! Ошибка в КБК в платежке на перечисление страховых взносов приравнивается к их неперечислению, только если из-за нее деньги не поступили в бюджет фонда.
Поэтому всем наверняка интересно - будут ли пени при уточнении платежки по страховым взносам с неправильным КБК или нет?
На наш взгляд, их быть не должно, если ошибка в КБК никак не повлияла на правильное поступление денег в бюджет внебюджетного фонда. Так, к примеру, пенсионные взносы на страховую и накопительную части перечисляются на один счет, но на разные КБК, поэтому, перепутав эти КБК, вы можете их безболезненно уточнить (без пеней).
А вот если вы укажете в платежке на перечисление взносов КБК какого-либо налога (первые три цифры - 182), то проблемы неизбежны. Ведь Федеральное казначейство, ориентируясь на первые три цифры КБК, не перешлет деньги во внебюджетный фонд. То есть пени платить придется.
Такой же точки зрения придерживается Минфин России при определении возможности уточнения КБК в "налоговых" платежках.
Заявление на уточнение отдельных реквизитов в платежке на перечисление взносов может выглядеть так.
Заявление от 21.02.2011
об уточнении отдельных реквизитов платежного поручения
Общество с ограниченной ответственностью "Лютик" (ИНН... ОГРН... рег. номер в фонде...) 14.02.2011 платежным поручением N 29 перечислило в Управление Федерального казначейства по Тверской области страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (на накопительную часть трудовой пенсии) за январь 2011 г. в сумме 5000 (пять тысяч) руб. 00 коп.
При заполнении реквизитов платежного поручения была допущена ошибка в поле 101 "Статус плательщика страховых взносов": вместо значения "01" (плательщик - юридическое лицо) указано значение "09" (плательщик - индивидуальный предприниматель).
В соответствии с ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ просим уточнить статус плательщика взносов в платежном поручении от 14.02.2011 N 29 на день уплаты взносов и пересчитать пени (если они были начислены).
Приложения:
1) копия платежного поручения от 14.02.2011 N 29;
2) копия выписки банка по расчетному счету.
Директор ООО "Лютик" ------------ В.Г. Мишкин
Есть и несколько технических поправок
Остановимся только на тех из них, которые вызвали наибольший интерес у наших читателей.
В частности, теперь в Законе N 212-ФЗ закреплено, что:
- взносами надо облагать выплаты, если они начислены в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров (Часть 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ). Ранее в Законе использовалась формулировка "по трудовым и гражданско-правовым договорам". Из-за этого некоторые бухгалтеры думали, что облагать взносами надо только выплаты, прямо названные в этих договорах. А все выплаты работнику, которые в трудовом договоре не упомянуты, можно взносами вообще не облагать. Однако это неправильно, и Минздравсоцразвития в 2010 г. разъясняло, что взносами надо облагать все выплаты работникам в рамках трудовых отношений, в том числе предусмотренные коллективными договорами и локальными нормативными актами. Теперь же эти разъяснения узаконены. Хотя по сути это ничего не изменило;
- у плательщика страховых взносов может быть законный представитель (например, директор) или уполномоченный (действующий по доверенности). И он может, в частности, сдавать отчетность в фонды от имени страхователя. Но и ранее отсутствие в Законе четких положений не лишало организации и предпринимателей возможности общаться с фондами через представителя. Кроме того, возможность сдачи отчетности в фонды через представителя была указана на утвержденных отчетных формах (на расчетах по форме РСВ-1 (РСВ-2) ПФР и по форме-4 ФСС РФ).
Изменения в расчете взносов "на травматизм"
Объект для начисления взносов на страхование от несчастных случаев на производстве (взносов "на травматизм") приблизили к объекту для начисления страховых взносов по Закону N 212-ФЗ.
Теперь взносами "на травматизм" облагаются вознаграждения, выплаченные страхователями застрахованным лицам в рамках:
- трудовых отношений;
- гражданско-правовых договоров, предусматривающих уплату таких взносов.
Внимание! Тарифы взносов "на травматизм" на 2011 г. остались такими же, как и в 2010 г.
Да и перечень выплат, на которые взносы "на травматизм" не начисляются, такой же, как и перечень, определенный Законом N 212-ФЗ для взносов в ФСС (государственные пособия, компенсации и т.д.).
Это хорошо и удобно, поскольку теперь нет необходимости ориентироваться на Перечень необлагаемых выплат, утвержденный Правительством более 10 лет назад.
Однако нельзя сказать, что теперь база по взносам "на травматизм" и взносам на "больничное" страхование одна. Ведь по взносам на "больничное" страхование установлена предельная величина облагаемой базы: 463 000 руб. в 2011 г. А для взносов "на травматизм" такого ограничения нет. Поэтому, даже если в течение года вы выплатите одному работнику зарплату в общей сумме 1 млн руб., на всю эту сумму надо будет начислить взносы "на травматизм".
Учтите, что тарифы страховых взносов "на травматизм" не поменялись - они остались на прежнем уровне.
* * *
В завершение разговора хочется обратить ваше внимание еще на одно изменение, касающееся взносов, уплачиваемых по Закону N 212-ФЗ. С 2011 г. внебюджетные фонды получили право самостоятельно делать зачет переплаты по взносам в счет предстоящих платежей. Для этого больше не нужно вашего письменного заявления. Решение о зачете фонд может принять в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения переплаты. А сообщить вам об этом зачете фонд должен в течение следующих 5 рабочих дней.
Однако новый порядок не мешает вам обратиться в фонд с заявлением о возврате излишне перечисленных взносов. Так что, если вы не хотите, чтобы переплату по взносам ПФР или ФСС направил в счет ваших предстоящих платежей, пишите заявление на возврат. А если вас устраивает зачет, который фонд может сделать самостоятельно, то никаких заявлений можете не писать.