Финансовое ведомство поделилось своими грандиозными планами относительно спецрежимников. В проекте закона, разработанном Минфином, предлагается, в частности:
- изменить порядок расчета ЕНВД, а в дальнейшем вообще отменить этот спецрежим;
- ввести новый налоговый режим - патентную систему налогообложения;
- изменить сроки уплаты налогов для упрощенцев, утративших право на спецрежим.
К сведению
Текст проекта федерального закона можно найти на сайте Минфина России в разделе "Нормативная и правовая информация" -> "Проекты нормативно-правовых актов Минфина России" -> Архив (в графе "Ключевое слово" укажите "о внесении изменений в ст. 18 части первой и часть вторую Налогового кодекса").
Некоторые изменения планируется внедрить уже со следующего года. Правда, законопроект еще не внесен в Госдуму, поэтому сейчас рановато говорить, какие из поправок будут претворены в жизнь. Однако кто предупрежден, тот вооружен. Поэтому мы предлагаем всем спецрежимникам ознакомиться с планами Минфина, чтобы они могли заранее просчитать свои перспективы при том или ином варианте развития событий.
Законопроект предусматривает полную отмену ЕНВД с 2014 г. (Пункт 1 ст. 1, п. 25 ст. 2, п. 3 ст. 8 проекта). А до тех пор вмененщикам - настоящим и будущим - нужно быть готовыми к следующему.
Изменятся правила расчета ЕНВД
(!) С 2011 г. вмененщики будут рассчитывать ЕНВД за первый и последний месяцы применения вмененки исходя из фактического количества дней "вмененной" деятельности (Подпункт "б" п. 22 ст. 2, п. 1 ст. 8 проекта):
- за первый месяц применения ЕНВД - с даты постановки на учет в качестве плательщика ЕНВД до конца месяца;
- за последний месяц применения ЕНВД - с начала месяца до даты снятия с учета.
В НК РФ даже появится специальная формула расчета вмененного дохода за неполный месяц деятельности. А даты постановки на учет и снятия с учета будут определяться на основании уведомлений налогового органа.
Напомним, что сейчас вновь созданные организации и вновь зарегистрированные предприниматели рассчитывают ЕНВД исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем госрегистрации (Пункт 10 ст. 346.29 НК РФ). Прекращается же уплата ЕНВД начиная с 1-го числа месяца, в котором вмененщик был снят с учета налоговым органом (Письмо Минфина России от 29.07.2009 N 03-11-06/3/196).
Число видов "вмененной" деятельности сократится
(-) С 2012 г. из числа видов "вмененной" деятельности будут исключены (Подпункты 1, 2, 5, 6, 8, 12 - 14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ; пп. "а" п. 19, пп. "а" п. 22 ст. 2, п. 2 ст. 8 проекта):
- розничная торговля через магазины и павильоны, имеющие торговые залы;
- бытовые и ветеринарные услуги;
- услуги общепита через объекты, имеющие залы обслуживания;
- автотранспортные услуги;
- гостиничные услуги;
- предоставление в аренду торговых мест и точек общепита, а также земельных участков для размещения этих объектов.
Таким образом, ЕНВД будет применяться лишь в отношении следующих видов деятельности (Подпункт "а" п. 22 ст. 2, п. 2 ст. 8 проекта):
- оказание услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств;
- предоставление в аренду мест для стоянки автомототранспортных средств, а также оказание услуг по их хранению на платных стоянках.
Сейчас в НК РФ упоминаются лишь автотранспортные средства, но Минфин неоднократно разъяснял, что услуги автосервисов и автостоянок в отношении автомототранспортных средств также подпадают под обложение ЕНВД (Письма Минфина России от 22.06.2010 N 03-11-09/49, от 16.07.2009 N 03-11-09/250);
- розничная торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети;
- развозная и разносная розничная торговля;
- оказание услуг общепита через объекты, не имеющие залы обслуживания;
- распространение наружной рекламы.
Размеры базовой доходности планируется сохранить на том же уровне (Пункт 3 ст. 346.29 НК РФ).
Вводятся дополнительные ограничения на применение ЕНВД
(-) С 2012 г. не смогут применять ЕНВД организации и предприниматели (Подпункт "г" п. 19 ст. 2, п. 2 ст. 8 проекта) со средней численностью работников за предыдущий год свыше 15 человек.
Сейчас же рассчитывать нужно не среднюю, а среднесписочную численность работников, и составлять она должна не более 100 человек (Подпункт 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).
Напомним, что понятие средней численности шире. В ее расчет включаются, помимо штатных (списочных) работников, внешние совместители и исполнители (подрядчики) по гражданско-правовым договорам (Пункт 80 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения).
С 2011 г. появится новый спецрежим - патентная система налогообложения (Пункт 26 ст. 2, п. 1 ст. 8 проекта). Она во многом будет похожа на отменяемую патентную УСНО. Например, ее смогут применять только предприниматели и только на той территории, которая указана в патенте (Пункт 1 ст. 346.43, п. п. 1 - 3 ст. 346.44, п. 1 ст. 346.45 НК РФ (в ред. проекта)). Налоговая ставка будет составлять те же 6% от потенциально возможного годового дохода (Статьи 346.47, 346.50 НК РФ (в ред. проекта)). При этом предприниматели, применяющие новый спецрежим, будут освобождены от обязанности представлять налоговые декларации, но должны будут вести книгу учета доходов (Статья 346.52, п. 1 ст. 346.53 НК РФ (в ред. проекта)).
Внимание! Патентную систему налогообложения планируется сделать добровольной. Так что после отмены ЕНВД обязательных налоговых режимов не останется.
Вместе с тем новый спецрежим будет иметь и ряд особенностей.
Сравниваемые |
УСНО на основе |
Патентная система налогообложения |
Предельный размер |
60 млн руб., |
60 млн руб., в расчет берутся |
Предельная годовая |
Не более 5 человек |
Не более 5 человек из расчета |
Применение ККТ при |
Обязательно |
Не обязательно (при условии |
Срок, на который |
От 1 до 12 месяцев |
От 1 до 12 месяцев в пределах |
Порядок введения |
Вводится законами |
Вводится нормативными правовыми |
Введение |
Либо вводится |
По ряду услуг будет вводиться |
Территория, на |
Субъект РФ |
Муниципальное образование |
Срок подачи |
За 1 месяц до начала |
За 5 рабочих дней до начала |
Размеры |
Устанавливаются |
Будут установлены в НК РФ, однако |
Порядок оплаты |
1/3 стоимости |
(если) патент выдан на срок |
Уменьшение |
Вторую часть |
Не предусмотрено |
Дата, с которой |
В случае утраты |
(если) предприниматель утратил |
Возврат |
Возможен не ранее |
Возможен уже со следующего года |
Возврат части |
Не предусмотрен |
Часть стоимости патента будет |
Таким образом, мы видим, что у нового патентного спецрежима немало плюсов, в частности:
- заявление на его применение нужно подать всего за 5 дней до начала применения;
- можно не использовать ККТ при наличных и карточных расчетах с населением;
- вернуться на этот спецрежим после утраты права на него можно уже со следующего года.
Однако есть и минусы, например такие:
- единовременная оплата стоимости патента, полученного на срок до полугода;
- отсутствие возможности уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов.
С 2011 г. Минфин запланировал следующие поправки по УСНО.
(!) Будут установлены особые сроки уплаты налога и представления декларации в связи с изменением налогового периода для некоторых упрощенцев (Пункт 13 ст. 2, п. 1 ст. 8 проекта):
(если) упрощенец прекратил деятельность, в отношении которой он применял УСНО, то налоговым периодом для него будет фактический период ведения деятельности с начала года (для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных предпринимателей - с даты постановки на учет) до даты, указанной в заявлении о прекращении применения УСНО (Пункт 4 ст. 346.19 НК РФ (в ред. проекта));
(если) упрощенец утратил право на применение УСНО в течение года (Пункт 4.1 ст. 346.13 НК РФ), налоговым периодом будет период с 1 января (для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных предпринимателей - с даты постановки на учет) до 1-го числа квартала, с которого налогоплательщик считается утратившим право на УСНО (Пункт 3 ст. 346.19 НК РФ (в ред. проекта)).
Внимание! Прекратив деятельность, в отношении которой применялась упрощенка, или утратив право на нее в течение года, подать декларацию и уплатить "упрощенный" налог нужно будет в более короткие сроки.
Подать декларацию и уплатить налог в этих случаях упрощенцы должны будут не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим "сокращенным" налоговым периодом (Пункт 2 ст. 346.23 НК РФ (в ред. проекта); пп. "б" п. 14 ст. 2, п. 1 ст. 8 проекта).
(-) Упрощенцы-предприниматели должны будут подавать декларацию за текущий год до 31 марта следующего года, а не до 30 апреля, как сейчас (Пункт 16 ст. 2, п. 1 ст. 8 проекта; п. 1 ст. 346.23 НК РФ (в ред. проекта); п. 2 ст. 346.23 НК РФ).
По аналогии с упрощенцами с 2011 г. ЕСХНщики в случае прекращения деятельности, в отношении которой они применяли ЕСХН, обязаны будут в течение 15 дней представлять в налоговую инспекцию заявление о ее прекращении (Пункт 4 ст. 2, п. 1 ст. 8 проекта). Тогда налоговым периодом для них будет не календарный год, а фактический период ведения деятельности с начала года до даты, указанной в заявлении (Пункт 3 ст. 346.7 НК РФ (в ред. проекта)). При этом будут действовать специальные сроки подачи налоговой декларации по ЕСХН и уплаты налога - не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности (Пункт 5 ст. 346.9, п. 2 ст. 346.10 НК РФ (в ред. проекта)).
Кроме того, со следующего года ЕСХНщики смогут уменьшать доходы на суммы возвращенных покупателям авансов (Пункт 5 ст. 2 проекта). Однако эта поправка лишь техническая, поскольку Минфин и сейчас разрешает так поступать (Письма Минфина России от 12.04.2010 N 03-11-06/1/11, от 23.12.2008 N 03-11-04/1/31).
* * *
В случае принятия законопроекта патентный режим и ЕНВД будут доступны лишь для микробизнеса. Но на снижение налоговой нагрузки рассчитывать не стоит.