Первые выездные проверки по страховым взносам начнут проводиться не ранее 2011 г., указывалось в Письме Минздравсоцразвития России от 26 мая 2010 г. N 1344-19. Ведь проверять следует уплату взносов за расчетный период, а таковым является календарный год. В течение 2010 г. коммерсанты осваивали порядок расчета и уплаты взносов, установленный Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ), а представители Пенсионного фонда и ФСС РФ не беспокоили их выездными проверками. Проверять было, по сути, нечего. Период до 2010 г., то есть когда бизнесмены уплачивали ЕСН, находится в компетенции налоговой службы.
Теперь первый расчетный период по взносам на обязательное страхование окончен, и представители фондов приступили к проверкам коммерсантов.
Территориальные отделения Пенсионного фонда и ФСС проводят совместные выездные проверки плательщиков страховых взносов на основе утверждаемого плана (п. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ). В Письме Пенсионного фонда РФ N ТМ-30-24/13848, ФСС РФ N 02-03-08/13-2872 от 21 декабря 2010 г. перечислены критерии, по которым сотрудники фондов отбирают плательщиков взносов для проверок.
Критерии для отбора плательщиков страховых взносов для включения в план-график совместных выездных проверок ПФР и ФСС РФ на 2011 год
1. Наличие несоответствий в количестве расчетов, представленных за 9 месяцев 2010 г. в территориальные органы ПФР и ФСС РФ
2. Наличие у плательщика страховых взносов расходов, финансируемых за счет средств бюджета ФСС РФ
3. Несвоевременное представление индивидуальных сведений
4. Наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами
5. Применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом
6. Выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений)
7. Наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд
8. Отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников)
9. Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности работников
10. Неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам
11. Периодичность проведения проверок плательщика - не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц)
12. Наличие информации от органов ФНС России об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов
Попасть в план-график может практически любой бизнесмен. Поводом станут такие нарушения, как непредставление расчетов по страховым взносам, обнаружение несоответствий в расчетах по итогам камеральных проверок. В последнем случае не играет роли, представлял коммерсант пояснения к расчетам или нет. Получается, если ошибка (выявленное несоответствие) была решена мирным путем, от выездного контроля бизнесмен не застрахован.
Ревизоры обратят внимание не только на нарушения, но и на факторы, которые сами по себе санкций не влекут. В частности, наличие расходов, финансируемых за счет средств бюджета ФСС (то есть выплата больничных), или выплат, не облагаемых страховыми взносами, применение пониженных тарифов.
Проверку спровоцируют неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, наличие задолженности по взносам свыше двух отчетных периодов подряд. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Уменьшение сумм начислений в сравнении с предыдущим периодом при неизменной численности сотрудников указывает на возможный уход "в тень" и может повлечь проверку. Кроме того, если специалисты фонда получат из налоговой службы информацию об участии коммерсанта (применении) в схемах минимизации, бизнесмен также, скорее всего, попадет в план выездных проверок.
В план-график не включаются предприниматели и фирмы, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность. Конечно, если фонды знают о приостановке деятельности.
В течение года в план могут вноситься изменения, для чего издается приказ руководителей (заместителей) отделения Пенсионного фонда и ФСС РФ. Корректировка может касаться не только списка потенциальных кандидатов (включение или исключение из перечня), но и сроков проведения проверки.
Выездная проверка может охватывать период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении ревизии. Но сейчас может быть проверен только 2010 г. Ведь именно с 1 января 2010 г. фондам переданы полномочия по проведению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
Выездные проверки уплаты ЕСН и пенсионных взносов за предыдущие периоды проводят налоговые инспекции. Соответствующие разъяснения даны в совместном Письме ФНС России N ММВ-22-2/422@ и Пенсионного фонда РФ N АД-30-24/9291 от 31 августа 2010 г. В рамках выездных проверок правильности уплаты ЕСН налоговые инспекции уполномочены выявлять в том числе ошибки, связанные с уплатой пенсионных взносов. Но привлекать бизнесменов к ответственности за выявленные нарушения в части уплаты пенсионных взносов контролеры налоговой службы не вправе. Обнаружив недоимку за период до 1 января 2010 г., инспектор должен передать сведения в территориальное отделение Пенсионного фонда, где зарегистрирован коммерсант. В свою очередь фонд вынесет решение о привлечении проверяемого лица к ответственности за неуплату пенсионных взносов. Названное совместное Письмо предписывает налоговым инспекторам направлять пенсионщикам акты камеральных проверок, выписки из актов выездных проверок, документы, подтверждающие недоимку по пенсионным взносам, и иные необходимые материалы. Все эти сведения передаются не позднее чем через два рабочих дня, следующих за днем подписания акта налоговой проверки.
Заметим, инспекция должна сообщить коммерсанту о том, что в течение 15 дней бизнесмен может представить в Пенсионный фонд свои возражения на акт выездной проверки. Если такие возражения ИП передал инспекции, контролеры передадут их в Пенсионный фонд.
Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов (п. 6 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
В ходе контроля представители Пенсионного фонда, одновременно с проверкой уплаты пенсионных взносов, осуществляют проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
В свою очередь сотрудники из ФСС РФ, изучая уплату взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, одновременно проверяют правильность расходов на выплату пособий (страхового обеспечения).
Контролеры вправе истребовать у страхователей документы. Предпринимателю (его уполномоченному представителю) вручается соответствующее требование. Документы представляются в виде заверенных копий. Бумаги заверяются подписью коммерсанта и печатью (при наличии). Не допускается требование нотариального удостоверения копий, а также изъятие подлинников. Контролеры в случае необходимости могут ознакомиться с подлинниками, но только на территории (в помещении) плательщика взносов. Требовать представить подлинники они не могут. Исключение - когда проверка проводится по месту нахождения территориального отделения фонда (п. 22 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Обычно выездная проверка проводится на территории плательщика, но если у ИП нет возможности предоставить помещение проверяющим, ревизия осуществляется по месту нахождения контролеров.
Запрашиваемые документы представляются в течение 10 рабочих дней с даты вручения требования. Если коммерсант не успеет выполнить требование, то на следующий день после его получения следует письменно уведомить проверяющих о невозможности представления документов в указанные сроки, а также перечислить причины, по которым документы не могут быть представлены. В течение двух дней фонд примет решение о продлении сроков или отказе в продлении, о чем будет вынесено отдельное решение.
От отказа коммерсант не застрахован, и может случиться так, что ИП даже не узнает причин, по которым фонд отказался увеличить срок. Закон предусматривает право (не обязанность) контролеров продлить сроки представления документов. При этом форма решения о продлении (об отказе в продлении) сроков не предусматривает указания причин, послуживших, в частности, отказу (форма содержится в Приложении N 22 к Приказу Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. N 957н). Непредставление документов или отказ представить документы в установленные сроки признаются правонарушением и влекут штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ). Кроме того, возможен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (п. 3 ст. 15.33 КоАП РФ). Санкции можно попытаться оспорить. В ст. 43 Закона N 212-ФЗ названы обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения. Прямо там не говорится о непредставлении документов из-за большого объема запрашиваемых сведений. Но статья устанавливает, что проверяющее ведомство или суд могут учитывать иные обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения.
Права и обязанности проверяющих названы в ст. 29 Закона N 212-ФЗ (таблица 2). Отметим, полномочия контролеров в сравнении с полномочиями налоговых инспекторов (ст. 31 НК РФ) ограничены. Представители фондов не вправе:
- производить выемку документов, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
- приостанавливать операции по счетам плательщика взносов в банках и налагать арест на имущество плательщика;
- привлекать для проведения контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
- вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения контроля;
- заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.
Права органов контроля за уплатой страховых взносов
1. Требовать от плательщика страховых взносов документы по установленным формам, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов
2. Проводить проверки плательщиков страховых взносов
3. Вызывать на основании письменного уведомления плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими взносов либо в связи с проверкой.
С 1 января 2011 г. ведомства могут вызывать страхователей, только если представленные плательщиками сведения являются неполными или носят противоречивый характер
4. Определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках в случаях отказа плательщика допустить должностных лиц на территорию (в помещение) плательщика страховых взносов, отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить страховые взносы
5. Требовать от плательщиков взносов устранения выявленных нарушений и контролировать выполнение указанных требований
6. Взыскивать недоимку, а также пени и штрафы по страховым взносам
7. Требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов, с корреспондентских счетов банков сумм страховых взносов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в государственные внебюджетные фонды
8. Получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления контроля за выполнением банками обязанностей, установленных Законом N 212-ФЗ
9. Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
- о взыскании недоимки, пеней и штрафов за правонарушения, предусмотренные Законом N 212-ФЗ;
- в иных случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования
10. Обращаться в установленном порядке в уполномоченный орган с заявлением о признании плательщика страховых взносов несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов
11. Предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам
Санкции за нарушения законодательства о страховых взносах и их сравнение с аналогичными нарушениями в сфере налогового законодательства
Закон N 212-ФЗ не предусматривает возможности привлечения к проведению выездной проверки страховых взносов сотрудников ОВД. Привлекать к проверке налоговых инспекторов фонд может только для проверки обоснованности применения коммерсантом пониженных тарифов страховых взносов (п. 5 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).