Руководителям и бухгалтерам фирм хорошо известно, что зачастую доказать свое право на те или иные действия, порицаемые налоговыми органами, можно только в суде. Сегодня уже никого не удивишь исками в адрес налоговой. Да, собственно, чему тут удивляться, если миссия инспекторов - пополнять бюджет, несмотря ни на что. В такой ситуации фирмам приходится быть всегда на чеку и штудировать нормы закона от корки до корки. И, кстати сказать, именно возросшая грамотность бизнес-сообщества помогает его представителям добиваться правды.
Поводом для написания этого материала послужило Постановление Президиума ВАС РФ от 29 сентября 2010 г. N 4903/10. Вывод, к которому пришли судьи, звучит так: "Решение по результатам налоговой проверки может вынести только то должностное лицо инспекции, которое рассматривало материалы этой налоговой проверки. Нарушение данного требования является основанием для отмены решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ)".
Спор между компанией и инспекцией возник из-за того, что инспекторами по результатам выездной проверки был составлен акт от 30 декабря 2008 г., с которым компания не согласилась, представив на данный акт свои возражения. Тем временем налоговая вынесла в адрес компании решение о привлечении ее к налоговой ответственности. Отстаивать свою позицию организации пришлось уже в суде.
Решением арбитражного суда первой инстанции заявление общества было частично удовлетворено. Апелляционная и кассационная инстанции оставили это решение без изменения. Однако и такая постановка вопроса компанию не удовлетворила, и она обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании решения налоговой недействительным в полной мере.
В качестве одного из доводов незаконности решения инспекторов компания указывала на нарушение должностными лицами инспекции положения ст. 101 Налогового кодекса РФ (НК РФ). В частности, решение о привлечении общества к налоговой ответственности было подписано лицом, которое не участвовало в рассмотрении материалов налоговой проверки и возражений налогоплательщика на акт такой проверки.
Но, к сожалению, суды первой, второй и третьей инстанций не усмотрели в этом нарушения налогового законодательства.
Общество решило обратиться с заявлением в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ) с заявлением о пересмотре дела в порядке надзора.
ВАС РФ согласился с доводами компании и сделал вывод, что решение арбитражного суда первой инстанции, а также постановления апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене.
Позиция ВАС РФ заключалась в следующем. Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ акт и другие материалы налоговой проверки, а также возражения на акт проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) инспекции, которая проводила проверку.
В соответствии с пп. 1 п. 3 этой же статьи перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению.
В п. 5 ст. 101 НК РФ предусмотрено, что в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:
- устанавливает, нарушало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, налоговое законодательство;
- устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
- устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за налоговые правонарушения;
- выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Иными словами, руководитель (заместитель руководителя) инспекции должен достаточно подробно "вникнуть" в материалы дела прежде, чем выносить решение по результатам проверки и рассмотрения возражений налогоплательщика.
Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Той же статьей предусмотрено, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа.
Таким образом, ВАС РФ сделал вывод, что:
- материалы налоговой проверки и возражения налогоплательщика на акт налоговой проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа путем непосредственного исследования всех имеющихся доказательств;
- руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки должен обеспечить налогоплательщику возможность участвовать в процессе их рассмотрения.
По указанному же делу акт проверки был рассмотрен заместителем начальника инспекции, который не принимал решения по результатам рассмотрения материалов проверки. Оно вынесено иным должностным лицом - начальником инспекции, который не принимал участия в рассмотрении материалов проверки. Таким образом, руководитель налогового органа при рассмотрении материалов налоговой проверки и принятии решения не обеспечил обществу возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки.
При этом ВАС РФ уточнил: "То обстоятельство, что при рассмотрении материалов проверки заместителем начальника инспекции принимали участие представители общества, правового значения не имеет, поскольку по результатам данного рассмотрения никакого решения принято не было, а при рассмотрении материалов проверки начальником инспекции, по результатам которого было принято решение, участие представителей общества обеспечено не было". И суд сделал вывод о существенном нарушении процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которое привело к нарушению прав общества. В частности, оно не смогло дать пояснения относительно выводов проверяющих и материалов налоговой проверки непосредственно лицу, которое вынесло решение.
В настоящее время выводы ВАС РФ уже нашли свое отражение в ряде судебных решений арбитражных судов (к примеру, Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.09.2010 по делу N А60-21760/2010-С6).