ВАС РФ указал: нарушение сроков принятия вышестоящим налоговым органом (управлением ФНС России по субъекту РФ) решения по апелляционной жалобе налогоплательщика не влечет недействительности такого решения. Напомним, что УФНС должно рассмотреть жалобу максимум за полтора месяца со дня ее получения (Пункт 3 ст. 140 НК РФ).
Общество, которое судилось с медлительным УФНС, пыталось упирать на то, что, не соблюдая названный срок, Управление нарушило имущественные права организации. Ведь за все время рассмотрения жалобы (3,5 месяца) обществу начислялись пени на сумму недоимки (Пункты 1 - 3 ст. 75 НК РФ).
ВАС РФ объяснил обществу, что несвоевременное принятие УФНС решения по жалобе здесь ни при чем. Пени начисляются на недоимку, поэтому, если недоимка есть, общество может уплатить ее, и тогда пени начислять будет не на что.
Ранее арбитражные суды уже говорили, что пропуск срока рассмотрения апелляционной жалобы не означает, что вышестоящий налоговый орган не может принять решение по этой жалобе. Ведь в НК РФ не предусмотрены последствия несоблюдения этого срока (Постановления ФАС ВСО от 09.09.2010 по делу N А33-20101/2009; ФАС ЗСО от 22.07.2009 N Ф04-4428/2009(11016-А70-49)). Кроме того, несвоевременное рассмотрение жалобы не нарушает права налогоплательщика, так как, пока УФНС не вынесет решение по ней, решение инспекции не вступит в силу, а значит, она не может (Пункты 3, 4 ст. 46, п. 2 ст. 70, п. п. 2, 3 ст. 76, п. 9 ст. 101, ст. 101.3, п. 2 ст. 140 НК РФ; Постановление ФАС СЗО от 14.07.2009 по делу N А56-30241/2008):
- выставить требование об уплате сумм, доначисленных согласно решению;
- принять решение об их взыскании;
- направить в банк инкассовое поручение;
- блокировать банковские счета.