Многие предприниматели не обзаводятся офисом. Причины для этого могут быть разные: нет денег на его покупку или аренду, просто предпочитают работать на дому. А как быть с расходами на содержание домашнего офиса: коммунальными платежами, оплатой Интернета, телефона, затратами на приобретение оргтехники? Возникает проблема разграничения всех расходов на личные и предпринимательские. Ведь предприниматель не только работает, но и живет в квартире. Кроме того, помимо него там могут проживать и члены его семьи. Может ли предприниматель учесть такие расходы при исчислении НДФЛ или налога при УСНО с объектом "доходы минус расходы"?
Законодательство не запрещает использовать жилое помещение для ведения индивидуального бизнеса, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение, и правила его использования (Пункты 2, 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ). Еще один важный момент: в жилом доме запрещается размещение промышленных производств (Пункт 3 ст. 288 ГК РФ; п. 3 ст. 17 Жилищного кодекса РФ). Что понимается под промышленным производством, в законодательстве не сказано. Но очевидно, что имеется в виду производство, связанное с использованием промышленного оборудования, станков и прочих механизмов.
Поэтому предприниматель может, например, шить дома одежду, вязать или заниматься дистанционной торговлей, а также оказывать услуги: аудиторские, юридические, бухгалтерские, посреднические.
Сразу напомним, что и при УСНО, и при расчете НДФЛ в уменьшение доходов принимаются только расходы: оплаченные, направленные на получение дохода, документально подтвержденные (Пункт 1 ст. 221, п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
А теперь рассмотрим порядок учета наиболее распространенных расходов.
Если у вас есть офис, то и при применении упрощенки, и при расчете НДФЛ коммунальные платежи по нему можно учесть как материальные расходы (Пункт 1 ст. 221, пп. 5 п. 1 ст. 254, пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Используя свою квартиру для работы, разделить расходы на оплату коммунальных платежей на личные и предпринимательские не представляется возможным. Ведь их величина не зависит от того, занимается ли человек предпринимательской деятельностью. А доказать связь величины переменных расходов, например, на воду или электричество с такой деятельностью невозможно.
К тому же контролирующие органы считают, что коммунальные платежи отнести на расходы нельзя, так как оплата коммунальных услуг - это обязанность собственника и она не зависит от целей использования помещения и даже от самого факта использования квартиры (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.06.2006 N 18-12/3/53855@).
Так что квартирную коммуналку учесть в расходах при УСНО или общем режиме налогообложения не удастся.
Расходы на офисные услуги связи (стационарный телефон, Интернет) уменьшают полученные доходы при расчете как налога по УСНО, так и НДФЛ (Подпункт 18 п. 1 ст. 346.16, п. 1 ст. 221, пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ; пп. 14 п. 47 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей). Но у предпринимателя, работающего на дому, опять-таки свои особенности учета.
Со стационарным телефоном в квартире ситуация следующая.
Абонентскую плату за стационарный телефонный номер (плату за пользование линией), не зависящую от длительности и количества звонков, скорее всего, учесть в расходах не получится. Ведь доказать, что она связана исключительно с предпринимательской деятельностью, трудно. Можно, конечно, попытаться учесть ее в расходах, основываясь на том, что без ее уплаты пользоваться телефоном в предпринимательских целях было бы невозможно. Но это, скорее всего, приведет к спорам с налоговиками.
Расходы на местные, междугородные и международные звонки, стоимость которых оплачивается поминутно и зависит от длительности звонка, учесть можно. Для этого вам понадобятся счет телефонной станции и выписка из лицевого счета абонента, содержащая сведения о телефонных номерах и времени ведения переговоров. Сопоставив номера телефонов контрагентов с теми, которые указаны в счете, можно будет доказать, что звонки были сделаны в деловых целях, и учесть их стоимость в расходах как услуги связи (Постановление ФАС ЦО от 14.10.2009 по делу N А35-4026/08-С21).
Затраты на Интернет можно учесть в расходах как упрощенцам (Подпункт 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ; п. 32 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"), так и предпринимателям, уплачивающим НДФЛ (Пункт 1 ст. 221, пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ; пп. 14 п. 47 Порядка). Основными подтверждающими документами являются договор с интернет-провайдером и счета на оплату.
Но если Интернет был подключен до начала вашей предпринимательской деятельности, то налоговики могут придраться к таким затратам. Поэтому советуем переоформить договор и заключить его от имени предпринимателя, а не от имени просто физического лица. Тогда будет легче доказать налоговикам, что Интернет вы подключили не для личного пользования.
В работе может понадобиться все что угодно: компьютер, факс, принтер, ксерокс, сканер. Возможно, что некоторые из предметов оргтехники у вас уже есть. Однако если вы используете для работы, например, компьютер, который купили еще до того, как стали предпринимателем, то затраты на его приобретение вряд ли удастся принять в уменьшение налоговой базы. Дата, указанная в свидетельстве о регистрации, говорит о начале предпринимательской деятельности, а все расходы, понесенные до этого, не имеют ничего общего с вашим бизнесом (Письма Минфина России от 04.07.2007 N 03-11-02/210, от 04.04.2007 N 03-11-05/64). Однако, когда дело касается крупных затрат и вы готовы на спор с налоговиками, у вас есть шанс отстоять свою позицию в суде.
Если вы приобрели технику уже после регистрации в качестве предпринимателя, расходы на ее приобретение можно учесть следующим образом:
(если) приобретенная техника стоит менее 40 000 руб., то учтите ее стоимость как материальные расходы (и при УСНО, и при уплате НДФЛ) в полной сумме после ввода в эксплуатацию (Подпункт 3 п. 1 ст. 254, пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ);
(если) приобретенная техника стоит более 40 000 руб. и служит более 12 месяцев, то она относится к амортизируемому имуществу (Пункт 1 ст. 256, пп. 1 п. 1, п. 4 ст. 346.16 НК РФ). Предприниматель на УСНО учитывает ее стоимость после оплаты и ввода в эксплуатацию (Подпункт 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ) равномерно в течение года и признает расход на последнее число каждого квартала (Абзац 8 п. 3 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
При расчете НДФЛ стоимость техники учитывается в расходах через амортизацию. Она начисляется линейным методом (Пункт 40 Порядка) начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию (Пункт 41 Порядка). Например, компьютер относится ко второй группе амортизируемого имущества (Пункт 33 Порядка; Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы). А это значит, что срок, в течение которого его стоимость списывается на расходы, вы вправе установить в пределах от 2 до 3 лет включительно (Пункт 35 Порядка).
Расходы на обслуживание оргтехники (приобретение картриджей для принтера, бумаги для факса) можно учесть как материальные и на упрощенке (Подпункт 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), и при расчете НДФЛ (Подпункт 2 п. 1 ст. 254 НК РФ). На это прямо указал Минфин (Письмо Минфина России от 08.02.2007 N 03-11-04/2/26).
Претензии у проверяющих могут возникнуть, если вы используете в работе технику, которую купили до того, как стали предпринимателем, ведь вы не учитывали расходы на ее приобретение. Получается, что у вас как у предпринимателя оргтехника отсутствует, а расходы на ее обслуживание есть. У налоговиков могут возникнуть сомнения относительно связи таких расходов с предпринимательской деятельностью. Но вряд ли им удастся обосновать свои претензии, поскольку независимо от того, является ли имущество предпринимательским, расходные материалы необходимы вам для ведения бизнеса.
Аналогичные претензии проверяющих касательно расходов на приобретение различных программ для домашней оргтехники также необоснованны. Учесть их можно на законных основаниях.
Как при УСНО (Подпункт 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), так и при расчете НДФЛ (Пункт 1 ст. 221, пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ; пп. 15 п. 47 Порядка) можно учесть расходы на покупку и обновление таких программ и баз данных, как, например:
- программное обеспечение для компьютера (операционная система, офисные программы, антивирусные программы и пр.);
- программа "Клиент - банк" и учетно-бухгалтерские программы;
- программа для сдачи отчетности через Интернет;
- справочная правовая система КонсультантПлюс;
- какие-либо специализированные программы, к примеру предназначенные для ведения базы по клиентам.
При этом программа может быть приобретена по "оберточной" лицензии (условия договора изложены в приобретаемом экземпляре программы или на его упаковке) (Подпункт 19 п. 1 ст. 346.16; пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Плату за пользование системой "Клиент - банк" учитываем как расходы на услуги, оказываемые кредитными организациями (Подпункт 9 п. 1 ст. 346.16, пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ). А плату за услуги по сдаче отчетности через Интернет - как расходы на услуги связи (Подпункт 18 п. 1 ст. 346.16, п. 1 ст. 221, пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ; пп. 14 п. 47 Порядка).
* * *
Специфические расходы, которые связаны с использованием собственного жилья (плата за коммунальные платежи, электроэнергию, телефон), учесть сложно. В остальном при работе на дому - все как обычно. Но нужно иметь в виду, что налоговики при проверке расходов всегда обращают внимание на их связь с предпринимательской деятельностью. И при проверке предпринимателя, использующего свою квартиру под офис, у них наверняка возникнут сомнения по поводу того, какие расходы действительно связаны с бизнесом, а какие с личными нуждами. Поэтому нужно сделать так, чтобы из договоров и первичных документов четко следовало, какие услуги оказаны (товары приобретены, работы выполнены) и, главное, для каких целей.