Очевидно, что получить возмещение расходов, понесенных организацией при налоговой проверке, от налогового органа не получится.
Нужно заметить, что о праве налогоплательщика на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц, говорит пп. 14 п. 1 ст. 21 НК РФ. Однако речь в нем идет о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями налоговых органов.
Действия налоговых органов, в том числе и по запросу документов, выполняемые в рамках предоставленных им полномочий, являются правомерными. А в соответствии с п. 4 ст. 103 НК РФ убытки, причиненные налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не подлежат.
Аналогичная точка зрения выражена в Письме УМНС России по г. Москве от 15.10.2003 N 11-11н/57302.
На наш взгляд, понесенные в связи с налоговой проверкой затраты должны быть отражены в составе расходов налогоплательщика. Однако возникает вопрос о правомерности уменьшения налогооблагаемой прибыли на их сумму.
Возможны два варианта развития событий.
Вариант 1
Расходы не выделены в документах, и предприятие признает их в налоговом учете как обычные расходы, связанные с производственной необходимостью.
Например, в ходе налоговой проверки налоговый орган запросил у предприятия представления копий ряда документов. Предприятие имеет в собственности копировальную технику. Дополнительными расходами, связанными с налоговой проверкой, стало приобретение нового картриджа для копировального аппарата стоимостью 940 руб.
Эти расходы не будут выделены в документах предприятия как расходы, связанные с проведением налоговой проверки, поэтому могут быть отражены в налоговом учете в составе материальных расходов предприятия.
Вариант 2
Документально зафиксировано, что расходы связаны с налоговой проверкой.
Предположим, что в ситуации, описанной выше, у предприятия нет собственной копировальной техники, поэтому копирование документов произведено сторонним лицом, оказывающим соответствующие услуги. Стоимость услуг составила 1240 руб., что подтверждается выданными документами (кассовым чеком, актом выполненных работ).
Кроме того, в связи с налоговой проверкой предприятию пришлось оплачивать сверхурочную работу сотрудника предприятия, которому было поручено обеспечение копирования затребованных налоговой инспекцией документов и их доставка.
На наш взгляд, в этой ситуации бухгалтер не может учитывать понесенные в связи с налоговой проверкой затраты в составе расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль. Ведь у него имеются лишь документы, подтверждающие произведенные расходы, а следует иметь еще и их обоснование. Иначе возникает вопрос: в связи с чем произведены затраты по копированию документов на достаточно крупную сумму и какие документы копировались? Следовательно, необходимо иметь в наличии объяснительные, приказы, другие организационно-распорядительные документы, из которых можно будет сделать вывод, что понесенные расходы связаны с проводимой налоговой проверкой.
Но и в этом случае некоторые представители налоговой службы, слишком формально воспринимая норму п. 4 ст. 103 НК РФ, полагают, что нельзя признавать данные расходы в налоговом учете. Процитируем данную норму полностью: "Убытки, причиненные проверяемым лицам, их представителям правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами". Налоговые инспекторы понимают эти нормы буквально, считая, что смысл данных положений можно распространить не только на компенсацию данных убытков налоговыми органами, но и вообще на компенсацию данных убытков налогоплательщику, в том числе и через принятие этих расходов в налоговом учете.
Трудно согласиться с таким мнением.
Начнем с того, что ст. 103 НК РФ входит в гл. 14 "Налоговый контроль" НК РФ и не содержит норм, связанных с исчислением налога на прибыль. Для этих целей должны использоваться положения гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. А ее положения не запрещают принимать к учету рассматриваемые расходы, если они будут обоснованны и документально подтверждены.
Да и сами нормы ст. 103 НК РФ нельзя, по нашему мнению, трактовать столь широко. Ведь они касаются только вопроса возмещения убытков налогоплательщику налоговыми органами.
Запрет на признание расходов, связанных с налоговой проверкой, тем более странен в ситуации, когда в соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов предприятия можно принимать расходы на аудиторские услуги.
Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. В свою очередь, аудит может быть добровольным и обязательным.
Возникает закономерный вопрос: почему расходы на обязательный аудит можно принять в налоговом учете, а расходы на налоговую проверку нельзя?
Наконец, следует вспомнить о нормах п. 7 ст. 3 НК РФ, которые говорят о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
По нашему мнению, понесенные налогоплательщиком расходы в связи с проводимыми мероприятиями налогового контроля должны приниматься в налоговом учете, при условии их надлежащего документального подтверждения и экономического обоснования.
Конкретный порядок учета расходов в налоговом учете будет зависеть от того, о каких расходах идет речь.
Например, расходы на оплату сверхурочной работы, работы в выходные дни, оплату труда временных работников могут быть учтены в составе расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ), расходы по оплате услуг сторонних организаций по копированию, брошюрованию - в составе прочих расходов (ст. 264 НК РФ), расходы на горюче-смазочные материалы, связанные с доставкой документов и работников в налоговый орган, - как материальные расходы (ст. 254 НК РФ) и т.п.