Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
При осуществлении налоговыми органами мероприятий налогового контроля они оценивают произведенные расходы с точки зрения их экономической обоснованности, документального подтверждения и направленности на получение дохода. Таким образом, налогоплательщик, осуществляя расходы на поздравления, должен быть готовым к тому, что ему придется доказывать налоговому органу, что поздравления необходимы для увеличения доходов от его деятельности.
В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
Согласно указанному пункту к расходам организации на рекламу относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети. Указанные расходы не нормируются при их учете при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Не все, что публикуется в газетах и журналах на правах рекламы, признается рекламой в целях налогообложения. Например, относительно поздравлений в СМИ существуют различные позиции при учете расходов на публикацию поздравлений при налогообложении прибыли.
Управление ФНС России по г. Москве в Письме от 02.12.2009 N 16-15/127114 рассмотрело вопрос о правомерности учета в целях налогообложения прибыли оплаты услуг за размещение на страницах газеты поздравления государственному чиновнику в связи с его юбилеем при условии, что данная услуга оказывается на правах рекламы.
Налоговый орган отметил, что одним из условий признания расходов в целях налогообложения прибыли является связь понесенных расходов с деятельностью организации, направленной на получение доходов.
Поскольку поздравление госчиновника с юбилеем, напечатанное в газете, не является рекламой в рамках гл. 25 НК РФ, а также не связано с деятельностью организации, направленной на получение доходов, расходы на такую публикацию не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Минфин России в Письме от 16.11.2009 N 03-03-06/1/760 разъясняет, что к расходам организации на рекламу в целях исчисления налога на прибыль относятся в том числе расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.
На основании п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
По вопросу отнесения расходов на размещение поздравления в газете к расходам на рекламу Минфин рекомендует обращаться в Федеральную антимонопольную службу.
Таким образом, нельзя дать однозначный ответ, можно ли расходы на поздравление, опубликованное в СМИ, учитывать при налогообложении прибыли.
Как показывает арбитражная практика, если поздравление адресовано неопределенному кругу лиц и содержит наименование, логотип или иные реквизиты организации, то расходы на его публикацию можно учесть в расходах на рекламу.
К такому выводу пришел ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 26.02.2008 по делу N А29-2355/2007. Суд указал, что новогоднее поздравление, опубликованное в местной газете, носит рекламный характер и организация правомерно отнесла к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, расходы, связанные с опубликованием данного поздравления.
Следовательно, поздравление с праздником носит рекламный характер в связи с указанием названия организации и направлено на привлечение внимания к организации.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 29.10.2007 N 17АП-7290/07-АК рассмотрел похожую ситуацию.
Налоговым органом было признано неправомерным отнесение на расходы по налогу на прибыль затрат на размещение в СМИ публикаций, содержащих новогодние поздравления, в связи с тем, что они носят информационный, а не рекламный характер, отсутствием указания об осуществлении публикации на правах рекламы, а также в связи с тем, что в них упоминается и другое лицо.
Судом установлено подтверждение организацией фактически произведенных расходов на публикацию новогодних поздравлений на основании представленных в материалы дела счетов-фактур, актов сдачи-приема, копий публикаций в печатном издании.
Как отметил суд, новогодние поздравления, размещенные в печатных изданиях, направлены на привлечение интереса к деятельности налогоплательщика, к его идеям, начинаниям, поддержание и формирование благоприятного имиджа компании, ее деловой репутации. Кроме того, в поздравлениях указан логотип налогоплательщика, его юридический адрес и телефон.
Налогоплательщик представил Письмо Управления Федеральной антимонопольной службы, из которого следует, что поздравления, содержащие изображение товарного знака налогоплательщика, а также наименование юридического лица, являются имиджевой рекламой.
Все это свидетельствует об экономической оправданности расходов, произведенных на поздравления.
Девятый арбитражный апелляционный суд счел решение налогового органа незаконным и необоснованным (Постановление от 29.09.2009 N 09АП-15560/2009-АК).
По мнению налогового органа, налогоплательщик неправомерно включил в состав расходов, принимаемых для налогообложения, затраты, понесенные в связи с оказанием услуг по размещению статей (поздравлений с Днем строителя и Новым годом) в печатных изданиях.
Как установил суд, налогоплательщик учитывал в составе расходов стоимость названных услуг.
Эти затраты были отражены в бухгалтерском учете следующим образом:
Дт 26 "Общехозяйственные расходы" Кт 76 "Расчеты с прочими кредиторами и дебиторами";
Дт 90.2 "Себестоимость" Кт 26.
В соответствии с представленной расшифровкой строк налоговой декларации по налогу на прибыль данные затраты включены в состав косвенных расходов текущего периода как затраты на полученные услуги.
Налоговый орган признал неправомерным отнесение налогоплательщиком на затраты расходов по размещению двух статей в СМИ, рассказывающих о деятельности налогоплательщика, на том основании, что статьи содержали поздравления руководителя налогоплательщика с праздниками.
Вопреки доводам налогового органа суд пришел к выводу, что основные темы опубликованных статей не являются поздравительными.
Часто организации поздравляют своих клиентов. Основная цель таких поздравлений - удержание "старых" клиентов, мотивация к совершению новых покупок.
Бывает, что налоговые органы не видят в осуществлении таких расходов экономической обоснованности, что может стать причиной для обращения налогоплательщика в арбитражный суд.
ФАС Московского округа (Постановление от 19.08.2009 N КА-А40/7730-09) установил, что налогоплательщик в рамках проведения рекламных акций (поздравления с новогодними праздниками) осуществлял передачу рекламных материалов - открыток, брелков, рамок для фото и др., то есть нес расходы, направленные на увеличение объемов реализации своих услуг в будущем и, соответственно, получение дохода, и учитывал их в целях исчисления налога на прибыль.
Суд привел определение рекламы, которое дается в ст. 3 Закона о рекламе. Доказательств, опровергающих, что указанные рекламные материалы приобретались налогоплательщиком в иных целях, нежели для распространения неопределенному кругу лиц (основным клиентам), налоговым органом не было представлено, в связи с чем суд признал правомерным включение в состав расходов затрат на рекламу.
Таким образом, налогоплательщик может доказать в суде правомерность учета при налогообложении прибыли затрат на поздравление своих клиентов в составе расходов на рекламу.
Обычаи делового оборота могут предусматривать необходимость поздравлять контрагентов налогоплательщика (поставщиков, покупателей и т.д.). Цели таких поздравлений - поддержание имиджа налогоплательщика перед контрагентами.
Арбитражный суд г. Москвы рассмотрел спор по поводу учета расходов при налогообложении прибыли на изготовление и раздачу открыток (Решение от 23.11.2005, 05.12.2005 по делу N А40-55022/05-99-343).
Надо заметить, что принятое Решение оставлено без изменения Постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2006 N 09АП-1451/06-АК и ФАС Московского округа от 02.08.2006, 07.08.2006 N КА-А40/7139-06.
Налоговый орган указал, что налогоплательщик неправомерно включил в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, расходы на оплату услуг по разработке оригинал-макетов поздравительных открыток к различным праздникам.
На основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Налогоплательщик ссылался на то, что по своей сути расходы на разработку открыток и их изготовление не отличаются от расходов на приобретение канцелярской бумаги: поздравления можно отправить как на открытке, так и на обычном листе бумаги. Вместе с тем определенный уровень взаимоотношений между контрагентами обязывает их в соответствии со сложившимися обычаями делового оборота поздравлять партнеров с праздниками путем направления открыток с корпоративной символикой.
Поздравительные открытки, передаваемые контрагентам (поставщикам, покупателям и др.), призваны поддерживать положительный имидж компании, способствовать заинтересованности контрагентов в дальнейшем сотрудничестве с налогоплательщиком.
Суд пришел к выводу, что поздравление контрагентов с различного рода праздниками не связано с получением дохода и реализацией.
Проявление внимания в праздничные даты носит личный характер, свидетельствует об установлении деловых и дружеских отношений между лицами. Такого рода затраты должны производиться за счет прибыли налогоплательщика и, следовательно, не учитываться в составе расходов.
Однако указанное Решение - единственное, в котором суд рассматривал спор относительно учета при налогообложении прибыли расходов на поздравление контрагентов налогоплательщика.