Прежде всего напомним, в каких случаях у организации возникает обособленное подразделение согласно требованиям Налогового кодекса. В силу ст. 11 НК РФ обособленным подразделением признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, то есть рабочие места, созданные на срок более одного месяца. Причем признание подразделения обособленным не зависит от того, отражено ли его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, либо от полномочий, которыми оно наделено.
В свою очередь, для того чтобы разобраться, что такое рабочее место, обратимся к трудовому законодательству. Согласно ст. 209 ТК РФ рабочее место определяется как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Исходя из данных определений ведение организацией деятельности более месяца по адресу, отличному от адреса места нахождения, который указан в учредительных документах организации, рассматривается налоговыми органами как деятельность через обособленное подразделение (Письмо УФНС по г. Москве от 19.03.2012 N 17-26/23423).
Столичные налоговики при этом уточняют, что в случае, если обособленное подразделение применяет контрольно-кассовую технику, регистрировать ее следует в налоговом органе именно по месту нахождения данного подразделения.
Более того, по мнению специалистов финансового ведомства, изложенному в Письмах от 18.01.2012 N 03-02-07/1-20, от 05.08.2011 N 03-02-07/1-279, для признания факта наличия у организации обособленного подразделения и, следовательно, для постановки юридического лица на учет по месту нахождения этого подразделения не имеет никакого значения срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте. Например, если организация арендует помещение (не по месту ее нахождения) только для хранения какой-либо продукции и ни один работник не находится в данном помещении постоянно (оно в основном закрыто, открывают его работники, чья деятельность носит разъездной характер, только по мере необходимости для завоза или вывоза хранящейся продукции), это помещение все равно нужно считать обособленным подразделением и ставить его на учет в местной налоговой инспекции.
Если предприятие общественного питания открывает новые точки (новые кафе, рестораны, столовые и т.д.), однозначно создается обособленное подразделение, поскольку маловероятно, что они просуществуют меньше одного месяца. Понятие "территориальная обособленность" в ст. 11 НК РФ не уточняется, и фактически получается, что даже если новая точка открыта на той же улице или в соседнем здании с основным местом осуществления деятельности организации, она все равно подпадает под определение обособленного подразделения для целей налогообложения.
Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения, регламентируются ст. 288 НК РФ. Рассмотрим ее требования подробнее.
В федеральный бюджет платим только по основному месту
Согласно п. 1 ст. 288 НК РФ уплата сумм авансовых платежей и налога на прибыль по итогам года в части, перечисляемой в федеральный бюджет, производится в полном объеме по месту нахождения организации, без распределения этих сумм по обособленным подразделениям. Напомним, платежи в федеральный бюджет составляют незначительную часть налога - они исчисляются по ставке 2% (п. 1 ст. 284 НК РФ).
Остальное распределяем
Основная часть платежей налога на прибыль уплачивается в бюджеты субъектов РФ по налоговой ставке в размере 18% (п. 1 ст. 284 НК РФ). Региональные власти имеют право понизить эту ставку для отдельных категорий налогоплательщиков, но в любом случае она не может быть меньше 13,5%.
Эти суммы должны распределяться по всем местам осуществления деятельности, то есть уплачиваться как по месту нахождения организации, так и по местам нахождения каждого из ее обособленных подразделений, в определенных долях (п. 2 ст. 288 НК РФ). Причем рассчитывать суммы авансовых платежей и суммы налога, подлежащих уплате в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований, нужно по тем ставкам, которые действуют на соответствующих территориях (где расположены сама организация и ее обособленные подразделения). А это значит, что распределению подлежит не уплачиваемая сумма налога на прибыль (авансовых платежей), а сумма налогооблагаемой прибыли.
Иными словами, надо взять общую величину налогооблагаемой прибыли за соответствующий период, произвести ее распределение между головной организацией и всеми обособленными подразделениями и уже потом применять соответствующие региональные ставки налога на прибыль, действующие в субъектах РФ, к каждой из рассчитанных сумм распределенной прибыли. При этом не важно, сколько прибыли реально принесло каждое из обособленных подразделений. Ни о каком раздельном учете доходов и расходов в разрезе подразделений (для точного определения налоговой базы) речи не идет. Берется общая сумма налога на прибыль в целом по организации (вместе со всеми подразделениями) и производится ее распределение расчетным путем исходя из установленных ст. 288 НК РФ показателей. Это подчеркивалось в Письме Минфина России от 10.10.2011 N 03-03-06/1/640, где специалисты ведомства объяснили, что организация обязана исчислить и уплатить сумму налога (авансовых платежей), подлежащего зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого обособленного подразделения, исходя из доли налогооблагаемой прибыли, приходящейся на это подразделение, независимо от того, имеет или не имеет соответствующее подразделение доходы и расходы, формирующие налоговую базу.
Все расчеты налогоплательщик осуществляет самостоятельно. При этом сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик должен сообщить своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения подразделений не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период (п. 3 ст. 288 НК РФ). В те же сроки налогоплательщик обязан уплатить суммы авансовых платежей и суммы налога по итогам налогового периода (п. 4 ст. 288 НК РФ).
В данных нормах не уточняется, кто именно должен произвести перечисление: бухгалтер головной организации или бухгалтер каждого подразделения. Поскольку этот вопрос не урегулирован, автор считает, что возможны оба варианта. Если у подразделения есть свой расчетный счет, уплату "своей" части авансового платежа (налога) может произвести само подразделение. При этом вполне допустимо, чтобы все необходимые перечисления произвела самостоятельно и головная организация. В этом случае бухгалтер головной организации заполняет все платежные поручения на перечисление каждой части авансового платежа (налога) в соответствующие региональные и местные бюджеты (с указанием тех КПП, которые присвоены при постановке на учет по соответствующим местам нахождения подразделений) (Письмо ФНС России от 30.05.2007 N ММ-8-02/465@). Если же у подразделения нет собственного расчетного счета, уплату налога по месту его нахождения в любом случае будет производить головная организация.
Рассчитывать долю прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, п. 2 ст. 288 НК РФ предписывает как среднюю арифметическую величину удельного веса:
Удельный вес определяется исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств организации и ее обособленных подразделений за соответствующий отчетный (налоговый) период.
Пример 1. ООО "Смак", находящееся в субъекте РФ N 1, имеет три обособленных подразделения (кафе): два на территории субъекта РФ N 2 (N N 1-2, 2-2) (с региональной ставкой налога на прибыль 18%), одно (N 1-3) на территории субъекта РФ N 3 (ставка - 14%).
Составляя декларацию за 9 месяцев 2012 г., бухгалтер ООО "Смак" производит распределение налогооблагаемой прибыли на основании следующих данных:
Подразделение |
Среднесписочная |
Остаточная |
Головная организация (без обособленных |
60 |
9 500 |
Обособленное подразделение N 1-2 |
20 |
1 800 |
Обособленное подразделение N 2-2 |
30 |
2 500 |
Обособленное подразделение N 1-3 (все |
12 |
- |
Итого |
122 |
13 800 |
Расчеты, выполненные бухгалтером ООО "Смак", будут следующими:
Подразделение |
Удельный вес |
Доля прибыли, |
Итоговая сумма за |
||
численности |
стоимости |
налоговой |
налога на |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Головная |
0,4918 |
0,6884 |
0,5901 |
3 540 600 |
637 308 |
Обособленное |
0,1639 |
0,1304 |
0,14715 |
882 900 |
158 922 |
Обособленное |
0,2459 |
0,1812 |
0,21355 |
1 281 300 |
230 634 |
Обособленное |
0,0984 |
0 |
0,0492 |
295 200 |
41 328 |
Итого |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
6 000 000 |
1 068 192 |
Поясним порядок расчетов на примере обособленного подразделения N 1-2:
Остальные расчеты производятся аналогичным образом, с той лишь разницей, что в субъекте РФ N 3 региональная ставка налога на прибыль составляет не 18, а 14%.
Как видим, рассчитать среднюю арифметическую величину и определить удельный вес показателей несложно, главное - правильно подсчитать исходные показатели: среднесписочную численность (или расходы на оплату труда) и остаточную стоимость основных средств.
Среднесписочная численность работников. При ее вычислении нужно руководствоваться Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения (Утверждены Приказом Росстата от 24.10.2011 N 435), в частности по заполнению формы П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников". Отметим наиболее важные моменты:
Расходы на оплату труда. Они определятся в порядке, установленном ст. 255 НК РФ. Удельный вес расходов на оплату труда обособленного подразделения рассчитывается как отношение расходов по оплате труда за соответствующий период, исчисленных в соответствии со ст. 255 НК РФ, по данному подразделению к расходам на оплату труда за этот же период в целом по организации, умноженное на 100% (Письмо Минфина России от 07.03.2006 N 03-03-04/1/187). Аналогичным образом рассчитывается удельный вес расходов на оплату труда головной организации.
Остаточная стоимость амортизируемого имущества. При расчете этого показателя нужно учитывать целый ряд нюансов.
1. Исходя из п. 2 ст. 288 НК РФ, в расчет нужно принимать не все виды амортизируемого имущества, а только основные средства. Как подчеркивалось Минфином в Письме от 06.10.2010 N 03-03-06/1/633, остаточная стоимость иного амортизируемого имущества (кроме основных средств), нематериальных активов и капитальных вложений не учитывается, а в Письме от 20.04.2011 N 03-03-06/2/66 уточняется, что в расчет не следует брать остаточную стоимость капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество.
2. Нужно правильно определить состав основных средств в разрезе отдельных обособленных подразделений, учитывая следующие разъяснения:
3. По общему правилу определять остаточную стоимость основных средств следует на основании данных налогового учета. При линейном методе амортизации это обязательное требование. Если амортизация начисляется нелинейным методом, можно брать не "налоговую", а "бухгалтерскую" остаточную стоимость.
4. Как известно, не по всем видам амортизируемого имущества по правилам налогового законодательства производится начисление амортизации. Однако, если по какому-то основному средству амортизация в налоговом учете не начисляется, это не значит, что его не надо принимать в расчет. В такой ситуации под остаточной стоимостью следует понимать первоначальную или восстановительную стоимость таких объектов основных средств (Письмо Минфина России от 07.10.2008 N 03-03-06/4/68).
5. Поскольку остаточная стоимость амортизируемого имущества постоянно меняется (как в результате начисления амортизации, так и при движении основных средств: приобретении, создании, реализации, списании и т.д.), удельный вес для целей исполнения требований ст. 288 НК РФ нужно определять исходя из средней (среднегодовой) остаточной стоимости. Ее нужно рассчитывать по правилам, установленным для целей исчисления налога на имущество в п. 4 ст. 376 НК РФ. На это обращалось внимание в ряде писем, в том числе в уже упомянутом выше Письме N 03-03-06/4/68, а также в Письмах Минфина России от 19.09.2012 N 03-03-06/1/488, УФНС по г. Москве от 18.02.2010 N 16-15/017667, ФНС России от 02.10.2009 N 3-2-10/24@. То есть нужно сложить остаточную стоимость основных средств на первое число каждого месяца, входящего в соответствующий отчетный (налоговый) период, а также на первое число месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, и полученный результат разделить на количество месяцев в данном периоде, увеличенное на единицу. К примеру, при расчете средней остаточной стоимости основных средств обособленного подразделения за 9 месяцев 2012 г. нужно сложить показатели на первое число каждого месяца с января по октябрь 2012 г. включительно и разделить результат на 10.
6. На практике вполне может возникнуть ситуация, когда какое-то обособленное подразделение вообще не имеет амортизируемых основных средств. Например, если все основные средства, которые фактически используются данным подразделением в его производственной деятельности, являются арендованными.
В такой ситуации финансисты предписывают при расчете доли прибыли подразделения считать остаточную стоимость его основных средств равной нулю (Письмо Минфина России от 27.06.2011 N 03-03-06/1/381). Соответственно, в расчете будет принимать участие только один показатель - среднесписочная численность работников (расходы на оплату труда).
В том же п. 2 ст. 288 НК РФ предусмотрены особые правила для некоторых частных случаев. Если организация имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, она вправе не производить распределение прибыли по каждому из них. В такой ситуации можно определять общую сумму налога, подлежащую уплате в бюджет этого субъекта РФ, исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей всех обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта РФ. Нужно лишь выбрать одно из этих обособленных подразделений, через которое будет производиться уплата налога в бюджет данного субъекта РФ.
Выбор налогоплательщик делает самостоятельно, но ему нужно уведомить налоговые органы, в которых он состоит по месту нахождения обособленных подразделений, о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду. Кроме того, уведомления надо представлять каждый раз, когда происходят изменения, влияющие на порядок уплаты налога, например, если изменилось количество структурных подразделений на территории данного субъекта РФ или если налогоплательщик передумал и решил уплачивать налог не через одно ответственное подразделение, а отдельно по каждому подразделению.
Пример 2. Изменим условия примера 1, предположив, что ООО "Смак" решило уплачивать налоги в бюджеты субъектов РФ через ответственное подразделение, которым в субъекте РФ N 2 было выбрано обособленное подразделение N 2-2.
В такой ситуации расчеты в той части, которая касается подразделений, расположенных в субъекте РФ N 2, будут производиться общими суммами по обоим подразделениям:
В итоге распределение прибыли и сумм налога будет выглядеть таким образом:
Подразделение |
Удельный вес |
Доля прибыли, |
Итоговая сумма за |
||
численности |
стоимости |
налоговой |
налога на |
||
Головная |
0,4918 |
0,6884 |
0,5901 |
3 540 600 |
637 308 |
Обособленные |
0,4098 |
0,3116 |
0,3607 |
2 164 200 |
389 556 |
Обособленное |
0,0984 |
0 |
0,0492 |
295 200 |
41 328 |
Итого |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
6 000 000 |
1 068 192 |
Особо урегулированы в п. 2 ст. 288 НК РФ случаи, когда в течение текущего налогового периода (календарного года) организации создают новые или ликвидируют имеющиеся обособленные подразделения.
Во-первых, в таких ситуациях надо уведомить налоговые органы на территории того субъекта, в котором были созданы или ликвидированы обособленные подразделения, о выборе того подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта РФ. Сделать это необходимо в течение 10 дней после окончания соответствующего отчетного периода. Заметим, что так как в формулировке данной нормы не уточняется, что речь идет именно о 10 календарных днях, такой срок нужно считать установленным в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Поскольку речь идет об окончании "отчетного периода" (без упоминания о налоговом периоде), получается, что если подразделение создано или ликвидировано в конце года (в IV квартале (если декларации организация подает ежеквартально) или в декабре (если декларации подаются ежемесячно)), то, по мнению автора, подать уведомление нужно до 31 декабря текущего года, а не в течение 10 рабочих дней после окончания налогового периода.
Рекомендуемые типовые формы уведомлений можно найти в Письме ФНС России от 30.12.2008 N ШС-6-3/986. Там же, в Приложении 3, приведены подробные схемы представления уведомлений в зависимости от конкретных обстоятельств, которые могут сложиться на практике.
Во-вторых, уплачивать налог нужно в установленные сроки начиная с отчетного (налогового) периода, следующего за тем периодом, в котором такое обособленное подразделение было создано или ликвидировано.
Таковы правила. Рассмотрим, как они действуют на практике.
Часто организации открывают подразделения в тех субъектах РФ, где до этого они деятельность не осуществляли. Сроки внесения первых платежей по налогу на прибыль на территории данного субъекта РФ в этой ситуации зависят от отчетных периодов.
Тем организациям, у которых отчетными периодами являются I квартал, полугодие и 9 месяцев, уплачивать ежемесячные авансовые платежи в том отчетном периоде, когда создано новое обособленное подразделение, "за это подразделение" по месту его нахождения не надо. Первый платеж будет производиться уже после подачи декларации, в которой впервые будут исчислены авансовые платежи по этому подразделению. Например, если новое подразделение в том субъекте РФ, где раньше подразделений у организации не было, создано в июле 2012 г., уплатить первый авансовый платеж в данном субъекте РФ нужно будет только в октябре 2012 г. (до 29.10.2012 (поскольку 28-е число выпадает на выходной день)). Если новое подразделение создано после 01.10.2012, платить налог (в том числе авансовые платежи) по месту его нахождения нужно будет только с 01.01.2013.
Если организация исчисляет авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли и ежемесячно подает декларации, отчетными периодами у нее будут январь, январь - февраль и т.д. В такой ситуации, если обособленное подразделение создано, например, в июле, уплатить авансовый платеж по месту его нахождения нужно уже в августе (до 28.08) на основании декларации по налогу на прибыль за 7 месяцев (с января по июль), также подаваемой до 28.08.
Нередки случаи, когда новое подразделение создается в субъекте РФ, где до этого уже были открыты другие несколько подразделений и уже могло быть выбрано одно ответственное подразделение, через которое уплачивался налог на территории данного субъекта РФ. Конкретный порядок действий в такой ситуации законодательно не урегулирован. По мнению автора, представляется логичным продолжать уплачивать авансовые платежи и налог в данном субъекте РФ в том же порядке, исчисляя при этом соответствующую долю прибыли с учетом показателей вновь созданного подразделения прямо с момента его создания.
К примеру, в Письме ФНС России от 25.03.2009 N 3-2-10/8 налоговики рассмотрели ситуацию, когда на территории субъекта РФ создается второе обособленное подразделение. Иными словами, раньше в данном субъекте РФ было одно подразделение (и именно по нему уплачивался налог), а теперь их станет два, и надо либо платить раздельно по каждому из них, либо выбрать одно ответственное подразделение. Учитывая, что на порядок уплаты налога через ответственные подразделения переходит вся организация, налоговики подчеркнули, что выбранный порядок распространяется на все ее подразделения, включая вновь созданные в течение налогового периода - с момента их создания. То есть, если у организации есть и другие подразделения в других субъектах РФ и там выбраны ответственные подразделения, то и в данном субъекте РФ, где сейчас открывается новое подразделение, также нужно выбрать ответственное подразделение. Соответственно, платить в этом случае налог раздельно по каждому из двух подразделений нельзя.
Одна из проблем, возникающих при создании новых подразделений, связана с тем, что налоговая база и суммы налога (авансовых платежей) исчисляются нарастающим итогом с начала календарного года. Однако показатели вновь созданного подразделения "появляются" только после даты его создания, а за предшествующий период (с 01.01 по дату создания подразделения) их просто не было. Поэтому при расчете доли прибыли за те периоды, когда новое подразделение еще не было создано, показатели, необходимые для вычисления удельного веса (в частности, остаточная стоимость основных средств на первое число каждого месяца с января по месяц создания подразделения включительно), принимаются равными нулю. На это обращалось внимание еще в Письме Минфина России от 06.07.2005 N 03-03-02/16.
Пример 3. Изменим условия примера 2, предположив, что в июне 2012 г. были созданы еще два обособленных подразделения:
Общая величина налогооблагаемой прибыли за 9 месяцев 2012 г. (с учетом прибыли, полученной от деятельности двух новых подразделений) составила 6900 тыс. руб.
В каждом из новых подразделений в июне 2012 г. были введены в эксплуатацию основные средства первоначальной стоимостью 1 млн руб. каждое. Амортизация начисляется линейным методом (по 20 тыс. руб. в месяц в каждом подразделении).
Среднесписочная численность работников у подразделения N 3-2 составила: за июнь - 3 чел., за каждый месяц с июля по сентябрь включительно - 38 чел.; у подразделения N 1-4: за июнь - 3 чел., за каждый месяц с июля по сентябрь включительно - 14 чел.
Необходимые уведомления в налоговые инспекции в субъектах РФ N 2, N 4 ООО "Смак" подало в срок до 13.07.2012 (включительно) и начало уплачивать ежемесячные авансовые платежи уже с учетом новых подразделений (в том числе в субъекте РФ N 4) с июля 2012 г.
При составлении деклараций и расчете сумм налога за 9 месяцев 2012 г. с учетом вышеизложенных обстоятельств бухгалтер дополнил показатели, необходимые для распределения прибыли, следующими параметрами:
Исходные данные для расчета налоговой базы и суммы налога за 9 месяцев 2012 г. в разрезе подразделений организации выглядят так:
Подразделение |
Среднесписочная |
Средняя |
Головная организация (без учета |
60 |
9 500 |
Обособленное подразделение N 1-2 |
20 |
1 800 |
Обособленное подразделение N 2-2 |
30 |
2 500 |
Обособленное подразделение N 3-2 |
13 |
388 |
Обособленное подразделение N 1-3 |
12 |
0 |
Обособленное подразделение N 1-4 |
5 |
388 |
Итого |
140 |
14 576 |
Подразделение |
Удельный вес |
Доля прибыли, |
Итоговая сумма за |
||
численности |
стоимости |
налоговой |
налога на |
||
Головная |
0,42857 |
0,65176 |
0,5401 |
3 726 690 |
670 804 |
Обособленные |
0,45000 |
0,32162 |
0,3858 |
2 662 020 |
479 164 |
Обособленное |
0,08572 |
0 |
0,0429 |
296 010 |
41 441 |
Обособленное |
0,03571 |
0,02662 |
0,0312 |
215 280 |
38 750 |
Итого |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
6 900 000 |
1 230 159 |
Если организация решает ликвидировать обособленное подразделение, проблем у бухгалтера становится гораздо больше, чем при создании новых подразделений. Значительная часть их также связана с тем, что расчет налоговой базы и сумм налога производится нарастающим итогом.
Если на территории субъекта РФ, на которой ликвидируется подразделение, других подразделений у организации нет (оно было единственным), производить дальнейшую уплату налога в этом регионе уже не нужно. Сложно сделать так, чтобы ликвидация состоялась ровно в последний день отчетного периода, как правило, бывает "захвачена" какая-то часть другого периода, который оказывается не полностью "отработанным". Это приводит к следующему.
1. Последним отчетным периодом для ликвидированного подразделения считается тот период, в котором имела место сама ликвидация. Например, если подразделение ликвидировано в августе 2012 г., а отчетные периоды составляют квартал, полугодие, 9 месяцев, долю прибыли, приходящейся на данное подразделение, необходимо определять по итогам 9 месяцев 2012 г. При этом показатели подразделения будут приниматься за фактический период его функционирования (с 01.01 по дату ликвидации), и, поскольку в сентябре 2012 г. никакой деятельности такое подразделение не осуществляло, при подсчете показатели за сентябрь принимаются равными нулю.
2. Поскольку самого подразделения уже нет, платить налог "за себя" оно уже не сможет. Это, в свою очередь, приводит к двум последствиям:
Как подчеркивалось в Письме Минфина России от 24.02.2009 N 03-03-06/1/82, в связи с тем что при закрытии обособленного подразделения уплата авансовых платежей за последующие отчетные периоды и налога за текущий налоговый период по бывшему месту нахождения этого подразделения не производится, налогоплательщик имеет право представить уточненные декларации по налогу на прибыль за последний до закрытия подразделения отчетный период. То есть, если подразделение ликвидировано в августе 2012 г., можно подать "уточненку" за I полугодие 2012 г. (то есть за период с января по июнь включительно).
Смысл подачи уточненных деклараций заключается в том, чтобы "снять" те ежемесячные авансовые платежи в бюджет субъекта РФ по месту нахождения ликвидированного подразделения, которые были начислены к уплате в том квартале, в котором произошло его закрытие, и перенести их на увеличение платежей в бюджет субъекта РФ по месту нахождения организации. Конечно же, "снять" можно только авансовые платежи по еще не наступившим срокам уплаты. Возвратимся к нашему примеру: если подразделение ликвидировано до 28 августа (то есть авансовый платеж за июль (по сроку до 28.07) должен был быть уже уплачен), то "перенаправить" в уточненной декларации можно авансовые платежи за август и за сентябрь. Их уплату должна производить головная организация.
Однако, если в данном субъекте РФ помимо ликвидированного имеются и другие обособленные подразделения, в том числе ответственное за уплату налога в данном субъекте РФ, необходимость в "уточненках" отпадает, поскольку налог в данном субъекте РФ будет продолжать уплачиваться ответственным подразделением с учетом показателей всех других подразделений (включая ликвидированное), исчисленных с учетом вышеизложенных нюансов.
Пример 4. Дополним условия примера 3, предположив, что:
По итогам года получена прибыль в размере 7,5 млн руб.
В отношении подразделения N 1-3 можно подать уточненную декларацию за 9 месяцев 2012 г., поскольку деятельность в данном регионе прекратилась совсем, а в отношении подразделения N 3-2 такой необходимости нет, поскольку в данном субъекте РФ продолжают действовать два подразделения, одно из которых - ответственное.
При расчете за 2012 г. исходим из следующих цифр:
При этом исходные данные для расчета налоговой базы и суммы налога за 2012 г. в разрезе подразделений (с учетом двух ликвидированных) следующие:
Подразделение |
Среднесписочная |
Средняя |
Головная организация (без учета |
60 |
9 025 |
Обособленное подразделение N 1-2 |
20 |
1 710 |
Обособленное подразделение N 2-2 |
30 |
2 375 |
Обособленное подразделение N 3-2 |
14 |
369 |
Обособленное подразделение N 1-3 |
11 |
0 |
Обособленное подразделение N 1-4 |
5 |
506 |
Итого |
140 |
13 985 |
Подразделение |
Удельный вес |
Доля прибыли, |
Итоговая сумма за |
||
численности |
стоимости |
налоговой |
налога на |
||
Головная |
0,42857 |
0,64534 |
0,53695 |
4 027 125 |
724 883 |
Обособленные |
0,45714 |
0,31848 |
0,38781 |
2 908 575 |
523 544 |
Обособленное |
0,07857 |
0 |
0,03929 |
294 675 |
41 255 |
Обособленное |
0,03572 |
0,03618 |
0,03595 |
269 625 |
48 533 |
Итого |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
7 500 000 |
1 338 215 |
Еще один нюанс заключается в том, что в отчетные периоды, следующие за периодом, в котором подразделение было ликвидировано, не нужно не только уплачивать налог по месту нахождения ликвидированного подразделения, но и распределять на него долю прибыли. При этом, как известно, налоговая база рассчитывается нарастающим итогом и в ней "находятся" доходы и расходы ликвидированного подразделения за период с 01.01 по дату его закрытия. Эти суммы необходимо исключить из общей величины налогооблагаемой прибыли, подлежащей распределению в отчетные периоды, следующие за периодом ликвидации. Сумму, подлежащую исключению, бухгалтер определил по итогам того периода, в котором состоялась ликвидация (когда он последний раз производил расчет удельного веса показателей и доли прибыли, приходящейся на это подразделение).
Если на территории одного субъекта РФ у организации имеются три и более обособленных подразделений, а закрыть решили ответственное подразделение, необходимо выбрать другое ответственное подразделение из оставшихся и о сделанном выборе уведомить налоговый орган не только по месту нахождения выбранного ответственного подразделения, но и по месту нахождения тех подразделений, за которые будет уплачиваться налог.
Сложная ситуация возникнет и тогда, когда за оставшуюся часть года после ликвидации подразделения организация будет нести убытки, в результате чего по итогам следующих отчетных периодов или налогового периода в целом прибыль окажется меньше, чем была в последнем отчетном периоде, на который пришлась ликвидация, и когда была исчислена часть прибыли, приходящаяся на ликвидированное подразделение.
В этом случае нужно уменьшить ранее исчисленные суммы налога как в целом по организации, так и по всем ее обособленным подразделениям, включая те, которые были ликвидированы в текущем году. Для этого нужно будет сделать перерасчет налоговой базы исходя из той доли прибыли ликвидированного подразделения, которая была определена за его последний отчетный период. Однако, если в дальнейшем организация исправит положение и ее прибыль увеличится, еще раз пересчитывать суммы налоговой базы и налога по ликвидированному подразделению (теперь уже в сторону увеличения) не следует.
На это обращалось внимание в Письмах УФНС по г. Москве от 18.02.2010 N 16-15/017656, ФНС России от 01.10.2009 N 3-2-10/23@, где предлагается следующая схема расчетов:
а) уменьшить общую величину налоговой базы по организации в целом на ту величину налоговой базы по ликвидированному подразделению, которая была определена ранее (с учетом корректировки при понижении налоговой базы в предыдущем периоде, но без пересчета в случае последующего увеличения налоговой базы);
б) полученный результат (оставшуюся налоговую базу) принять за 100%;
в) распределить эту сумму между действующими подразделениями и головной организацией по общему правилу, исходя из удельного веса показателей за вычетом показателей ликвидированного подразделения.
Например, за I квартал 2012 г. налоговая база организации составляла 1000 единиц, доля налоговой базы по закрытому 31.03.2012 подразделению определена в размере 20% (200 единиц). За 6 месяцев 2012 г. налоговая база возросла, в связи с чем налоговая база по закрытому подразделению осталась неизменной. За 9 месяцев 2012 г. налоговая база организации уменьшилась по сравнению с налоговой базой за 6 месяцев и составила 700 единиц. По закрытому подразделению она составит 140 единиц (700 ед. x 20%). Налоговая база в целом по организации уменьшается на размер уточненной налоговой базы по закрытому подразделению, и полученный результат 560 единиц (700 - 140) распределяется между организацией без подразделений и действующими подразделениями.
За год налоговая база выросла по сравнению с налоговой базой за 9 месяцев 2012 г. и составила 900 единиц. Налоговая база в целом по организации уменьшается на размер уточненной налоговой базы по закрытому подразделению, полученный результат 760 единиц (900 - 140) принимается за 100% и распределяется между организацией без подразделений и действующими подразделениями.
Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, должна подавать налоговую декларацию по налогу на прибыль по итогам каждого отчетного и налогового периода не только в налоговые органы по месту нахождения самой организации (головного офиса), но и по месту нахождения каждого подразделения. При этом нужно иметь в виду, что в инспекцию по головному офису в соответствии с п. 5 ст. 289 НК РФ следует подавать налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.
Из общего правила есть исключения. Если уплата налога в бюджет субъекта РФ, в котором имеется несколько обособленных подразделений, осуществляется через одно выбранное организацией ответственное подразделение, представлять декларацию в данном субъекте РФ нужно только по месту нахождения ответственного подразделения, то есть в такой ситуации направлять декларации по месту нахождения всех остальных подразделений в этом субъекте РФ (через которые налог не уплачивается) не нужно.
Форма и Порядок заполнения декларации по налогу на прибыль утверждены Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@. Сдавать (отправлять) декларации по месту нахождения подразделений может как головная организация, так и сами подразделения (по доверенности). В основном нужно следовать тем же правилам, которые применяют организации, не имеющие подразделений. Единственное отличие в том, что в состав декларации организации, у которой есть подразделения, дополнительно входит Приложение 5 к листу 02, которое заполняется отдельно:
В налоговую инспекцию по местам нахождения подразделений нужно представлять декларацию в следующем составе:
* * *
Итак, мы выяснили, что организации, имеющие обособленные подразделения, производят исчисление и уплату налога на прибыль по особым правилам. Та часть налога, которая подлежит зачислению в бюджет субъекта РФ, должна уплачиваться во всех субъектах РФ, где имеются подразделения. Делать это можно либо в отношении каждого из подразделений, либо путем выбора одного из них, зарегистрированных в данном субъекте РФ, в качестве ответственного. При распределении налоговой базы между головной организацией и ее подразделениями необходимо учесть целый ряд нюансов, которые освещены в данной статье. Надеемся, что это поможет читателям справиться с дополнительными сложностями, возникающими при создании новых или ликвидации старых подразделений.
Ноябрь 2012 г.