Напомним, что если организация одновременно осуществляет операции, подлежащие обложению НДС, и операции, освобожденные от налогообложения, то она обязана вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)). В этом случае организация обязана также раздельно учитывать суммы "входного" НДС по товарам, работам, услугам, имущественным правам, которые используются в облагаемых и не облагаемых НДС операциях. Такое требование содержится в абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ.
Обратите внимание! В Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 N 1407/11 указано, что раздельный учет "входного" НДС должен быть организован при одновременном осуществлении как облагаемых, так и необлагаемых операций по любым основаниям, предусмотренным гл. 21 НК РФ, в том числе по операциям, не являющимся объектом налогообложения (см. также Письмо Минфина России от 29.12.2007 N 03-07-13/1-29, доведенное до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 06.03.2008 N 03-1-03/761).
Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ пропорция определяется между операциями, облагаемыми НДС и освобождаемыми от налогообложения. При этом термин "освобождаемые от налогообложения" используется в ст. 149 НК РФ как синоним понятия "операции, не подлежащие налогообложению". Таким образом, НК РФ различает операции, не подлежащие налогообложению, и операции, не являющиеся объектом налогообложения.
В то же время Президиум ВАС РФ включает операции, не являющиеся объектом налогообложения, в число операций, освобождаемых от налогообложения. Учитывая его позицию, при ведении раздельного учета "входного" НДС налогоплательщику необходимо учитывать спорные операции.
Итак, раздельный учет необходим, чтобы правильно определить сумму НДС, которую можно предъявить к вычету. Причем сделать это надо по правилам ст. 170 НК РФ.
Законодатель устанавливает два метода определения сумм налоговых вычетов по НДС для компаний, ведущих одновременно облагаемые и не облагаемые НДС операции:
- 1-й метод - прямой, применяемый в случае, если точно известно, в какой именно деятельности будут использоваться приобретенные товары (работы, услуги). Если в облагаемой деятельности, то весь "входной" НДС принимается к вычету. Если же товар (работа, услуга) покупался для использования в необлагаемой деятельности, то вычет не применяется;
- 2-й метод - косвенный, применяемый в случае, если товары (работы, услуги) используются как в облагаемых, так и в не облагаемых НДС операциях. Он предполагает формирование пропорции, определяющей долю облагаемых (или необлагаемых) операций в общем объеме деятельности организации (п. 4 ст. 170 НК РФ). В этой же норме сказано, что если доля необлагаемых операций не превысит 5% в общем объеме деятельности организации, то можно применить вычет НДС в полном размере. Именно это положение и принято называть правилом "пяти процентов".
Отметим также, что гл. 21 НК РФ не определяет, каким образом должен быть организован раздельный учет (какие именно нужны показатели для расчета пропорции). Поэтому выбрать методику его ведения организация может самостоятельно и закрепить ее в учетной политике для целей налогообложения (см. Письма ФНС России от 22.03.2011 N КЕ-4-3/4475, УФНС России по г. Москве от 11.03.2010 N 16-15/25433, Постановление ФАС Поволжского округа от 19.04.2011 по делу N А55-19268/2010). В то же время налоговики считают, что для расчета предельного размера расходов по не облагаемым НДС операциям в данном случае следует использовать как прямые, так и общехозяйственные затраты (Письмо ФНС России от 13.11.2008 N ШС-6-3/827@). При этом должны приниматься во внимание только затраты, отвечающие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ (Письмо ФНС России от 27.05.2009 N 3-1-11/373@).
Организация может подтвердить ведение раздельного учета следующими документами:
- приказом (распоряжением) об учетной политике организации и методике ведения раздельного учета;
- справкой-расчетом по методике, закрепленной в учетной политике для целей налогообложения;
- счетами-фактурами, копиями книги покупок и книги продаж;
- журналами учета полученных и выставленных счетов-фактур;
- первичными документами (платежными поручениями об уплате налога, справками-расчетами, актами и т.п.);
- оборотно-сальдовыми ведомостями и пояснительными записками по ведению раздельного учета НДС по общехозяйственным операциям;
- детализированным аналитическим учетом в регистрах налогового учета;
- разработанной системой субсчетов бухгалтерского учета;
- карточкой бухгалтерского учета и журналом проводок по счету 19;
- регистрами бухгалтерского учета;
- первоначальной и уточненной декларациями по НДС.
Абзацем 9 п. 4 ст. 170 НК РФ закреплено исключение, позволяющее не применять положение о раздельном учете, своего рода упрощающий механизм ведения учета.
Так, организация может не вести раздельный учет "входного" НДС в те налоговые периоды, в которых доля совокупных производственных расходов на операции, не облагаемые НДС, меньше или равна 5% от общей величины совокупных расходов на производство. Все суммы "входного" НДС в вышеуказанных налоговых периодах подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ, без их распределения на облагаемые и необлагаемые виды деятельности (абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ, в редакции Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ, далее - Закон N 119-ФЗ). Такое правило действовало до 1 октября 2011 г. Причем воспользоваться данным правом (не распределять сумму НДС) налогоплательщик мог лишь в случае, если соблюдение 5%-ного лимита будет им доказано. Иными словами, данная норма давала право не распределять сумму налога, но не освобождала налогоплательщика от ведения расчетов.
Обратите внимание! Законодатель, формулируя правило "пяти процентов", под расходами на производство имел в виду широкое, общеэкономическое толкование данного термина, а именно: расходы на производство добавленной стоимости в той сфере, в которой занят налогоплательщик. Иными словами, речь идет не о производстве в узком смысле (процессе создания некоего материального объекта - основных средств, полуфабриката или товара), а о более широком понятии - производстве добавленной стоимости, облагаемой налогом. А такое производство есть не только у заводов, но и у торговых организаций, и у посредников, и у организаций, оказывающих услуги, и даже у некоторых некоммерческих организаций.
Из буквального прочтения нормы абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ в прежней редакции можно было сделать вывод том, что организации, не имеющие производства (например, компании, основным видом деятельности которых являются торговые операции), не могут применять правило "пяти процентов". С этим соглашались и налоговики на местах, начисляя штрафные санкции торгующим организациям, применяющим так называемое правило "пяти процентов".
Обратите внимание! 5%-ный критерий для порядка раздельного учета НДС сходен с принципом существенности в бухгалтерском учете. Для него был ранее установлен тот же самый 5%-ный порог (абз. 4 п. 1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н). На это сходство обратили внимание судьи в Постановлении ФАС Девятого Арбитражного апелляционного суда от 04.05.2008 N 09АП-4395/2008-АК.
Указания, на которые сослались судьи, утрачивают силу в связи с изданием Приказа Минфина России от 22.09.2010 N 108н, вступающего в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г.
Но на будущие периоды законодатель отошел от жесткого закрепления уровня существенности в бухгалтерском учете, например, в новых формах бухгалтерской отчетности за 2011 г. прямого указания на процентный уровень существенности показателя уже нет (Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н).
Согласно п. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной проверки может быть проверен период не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. В связи с этим не теряет своей актуальности подход контролирующих органов к правилу "пяти процентов" для торговой деятельности до внесения законодательных изменений.
До 1 октября 2011 г. налоговые органы считали, что торговые и многопрофильные организации не могут применять правило "пяти процентов".
Так, в Письме ФНС России от 22.03.2011 N КЕ-4-3/4475 разъяснено, что право на применение положений абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ возникает у налогоплательщика, производящего и реализующего собственную продукцию, выполняющего работы, оказывающего услуги по соответствующим договорам. Внимание налогоплательщиков обращено на тот факт, что в случае, если организация наряду с производством осуществляет торговую деятельность, применять вышеуказанное положение НК РФ она не вправе.
Причем в обоснование своей позиции ФНС России сослалась на Определение ВАС РФ от 30.04.2008 N 3302/08. Суть дела, рассмотренного в данном судебном заседании, сводилась к следующему. Спор между налоговой инспекцией и обществом касался правомерности применения последним абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ, на основании которого был предъявлен к вычету НДС по сопутствующим товарам, реализуемым им на автозаправочных станциях. При этом судом первой инстанции было установлено, что общество применяло две системы налогообложения: ОСНО - по оптовой торговле, ЕНВД - по розничной торговле сопутствующими товарами (спиртными и прохладительными напитками, пивом, кондитерскими изделиями), осуществляемой на автозаправочных станциях. Было также установлено, что общество не являлось производителем сопутствующих товаров, а лишь реализовывало их. В этой связи арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии у общества права на применение налоговых вычетов по вышеуказанной статье. Не согласившись с выводами суда первой инстанции, общество обратилось в ВАС РФ с заявлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора. Однако, принимая во внимание то, что решение суда первой инстанции не пересматривалось в порядке кассационного производства, коллегия судей ВАС направила данное дело в арбитражной суд кассационной инстанции и отказала обществу в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора. Таким образом, судебное заседание (Определение ВАС РФ от 30.04.2008 N 3302/08), на которое ссылается ФНС России, окончательного вердикта не вынесло.
Тем не менее с вышеизложенной позицией налоговиков соглашались и судьи.
Так, в Постановлении ФАС Центрального округа от 31.10.2008 по делу N А48-3912/07-2 (Определением ВАС РФ от 05.03.2009 N ВАС-3302/08 было отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) суд указал, что налогоплательщик может применить правило п. 4 ст. 170 НК РФ, если только он несет расходы на производство продукции, не превышающие 5% совокупных расходов. В данном случае налогоплательщик реализовывал закупленную продукцию, поэтому у него не имелось расходов на ее производство, а значит, доначисление налога было правомерным.
В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 14.06.2007 по делу N А82-6804/2005-99 судьи решили, что расходы на ведение розничной торговли приобретенными товарами через магазины не являлись расходами, связанными с производственной деятельностью организации. Поэтому НДС, предъявленный продавцами этих товаров по счетам-фактурам, не мог приниматься к вычету по правилам абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ.
А вот финансовое ведомство придерживалось прямо противоположной точки зрения, считая, что правило "пяти процентов" могло применяться налогоплательщиком, не имеющим производства. Так, в Письмах Минфина России от 28.06.2011 N 03-07-11/174, от 30.05.2011 N 03-07-11/149, от 22.04.2011 N 03-07-11/106, от 05.07.2010 N 03-07-11/287, от 29.01.2008 N 03-07-11/37 разъяснено, что положение абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ, согласно которому налогоплательщик может не вести раздельный учет, если доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство, применяется также в отношении торговых операций.
Имейте в виду! Письма Минфина России от 28.06.2011 N 03-07-11/174, от 30.05.2011 N 03-07-11/149, от 22.04.2011 N 03-07-11/106, от 05.07.2010 N 03-07-11/287, от 29.01.2008 N 03-07-11/37 - это ответы на частные вопросы, они не являются нормативными правовыми актами, не подлежат обязательной публикации (см. Письма Минфина России от 20.07.2009 N 03-01-11/4-176, от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138). Более того, Минфин России утверждает, что разъяснения считаются данными неопределенному кругу лиц, если они обязательны для налоговых органов (см. Письмо Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138). А считать разъяснения обязательными для налоговых инспекций можно только в случае, если в них прямо на это указано. Соответственно, все Письма Минфина России, в которых подобного указания нет (а таких писем большинство), от налоговой ответственности освобождают только автора запроса. И тот факт, что какое-то письмо Минфина России попало в справочно-правовые базы или в Интернет, не свидетельствует о его адресности неопределенному кругу лиц.
Иными словами, согласно точке зрения Минфина России при осуществлении торговых операций налогоплательщики вправе не вести раздельный учет и принимать весь "входной" НДС к вычету. При этом в Письме Минфина России от 22.04.2011 N 03-07-11/106 поясняется, что под совокупными расходами на производство в соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, понимаются расходы по обычным видам деятельности, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Данными расходами также считают расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Обратите внимание! При определении величины совокупных расходов на производство следует руководствоваться следующим (см. Письма Минфина России от 28.06.2011 N 03-07-11/174, от 22.04.2011 N 03-07-11/106):
- согласно п. 5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг;
- п. 7 ПБУ 10/99 установлено, что расходы по обычным видам деятельности формируют: расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов; расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).
Таким образом, совокупные расходы на производство - это не что иное, как бухгалтерские расходы по обычным видам деятельности. В них входят и расходы, возникающие при продаже (перепродаже) товаров. Основание - п. п. 5, 7 ПБУ 10/99. Из этого следует, что торговые организации могут использовать правило "пяти процентов", но при расчете пропорции им придется учитывать и свой основной расход по необлагаемым операциям - покупную стоимость товаров.
Отметим, что, если организация торговли принимала решение следовать позиции Минфина России и использовала в работе норму абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ (не распределять сумму НДС при соблюдении 5%-ного лимита), она должна была брать показатели "Доля совокупных расходов", приходящихся на необлагаемый оборот, и "Общая величина совокупных расходов". Такой показатель, как "Стоимость отгруженных товаров (объемы выручки)" (в рознице), во внимание не принимается (см. Письма Минфина России от 18.10.2007 N 03-07-15/159, ФНС России от 24.10.2007 N ШТ-6-03/820@).
С такой позицией Минфина России в отношении правила "пяти процентов" соглашались и судьи.
Интерес представляет налоговый спор, рассмотренный в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2010 по делу N А56-29465/2010, суть которого сводилась к следующему.
Налоговой инспекцией была проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации за III квартал 2009 г. В ходе проверки налоговой орган пришел к выводу, что произведенный налогоплательщиком в целях применения абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ расчет доли совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, неверен. По мнению налоговой инспекции, общество необоснованно включило в пропорцию суммы расходов, не относящиеся к расходам на производство товаров (работ, услуг), а именно расходы, связанные с реализацией (перепродажей) автомобилей. В результате данных действий налогоплательщик неправомерно не восстановил НДС в сумме 1 299 692 руб., ранее предъявленный к вычету по товарам (работам, услугам), не подлежащим налогообложению.
Арбитражный суд признал обоснованным подход налогового органа к применению абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ. При этом кассационная коллегия посчитала, что вывод арбитражного суда подлежал отмене по следующим основаниям.
Судом было установлено, что в III квартале 2009 г. общество осуществляло как операции, подлежавшие обложению НДС (реализацию покупных автомобилей, оказание услуг автосервиса, услуг на автомобильной мойке), так и не облагаемые НДС операции (оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей в период гарантийного срока их эксплуатации без взимания дополнительной платы).
Налогоплательщик, рассчитав, что в спорном налоговом периоде доля совокупных расходов на производство работ (услуг), реализация которых освобождена от НДС, составила 4,03% от общей величины совокупных расходов, воспользовался правилом "пяти процентов" и не восстановил ранее принятый к вычету налог. Согласно расчету налоговой инспекции доля совокупных расходов, приходившаяся на необлагаемый оборот за III квартал 2009 г., составила 28,8%, то есть превысила 5%-ный барьер, установленный абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ. Производя данный расчет, налоговая инспекция исключила из используемой обществом величины совокупных расходов на производство расходы, связанные с реализацией покупных товаров (автомобилей), мотивируя это тем, что общество не являлось изготовителем автомобилей.
Судьи ФАС Северо-Западного округа указали следующее: налоговой инспекцией не было учтено, что общество являлось дилером, уполномоченным на продажу продукции изготовителя (автомобилей и запасных частей), выполнение гарантийного ремонта и предоставление предпродажного технического обслуживания автомобилей, а также технического обслуживания за пределами гарантийного срока. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, которыми определены особенности продажи автомобилей. В частности, автомобили должны пройти предпродажную подготовку, виды и объемы которой определяются изготовителем продукции. Поэтому исходя из специфики дилерской деятельности общества и особенностей продажи автомобилей ФАС Северо-Западного органа полагает, что при применении правила "пяти процентов" налоговая инспекция ошибочно исключила из общей величины совокупных расходов на производство расходы, связанные с реализацией автомобилей.
В Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 13.12.2010 по делу N А56-29461/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 04.03.2009 по делу N А29-6207/2008 судьи также согласились, что торговые организации могут применять норму, изложенную в абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ (см. табл. 1).
Таблица 1
Контролирующие |
Письма |
Официальная позиция |
ФНС России |
Письмо от 22.03.2011 |
Норма абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ |
Минфин России |
Письма от 28.06.2011 |
Использование нормы абз. 9 п. 4 |
Итак, в соответствии с абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ (в ред. пп. "в" п. 18 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ, далее - Закон N 245-ФЗ) налогоплательщик имеет право не применять положения п. 4 ст. 170 НК РФ (в части раздельного учета "входного" НДС) к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в вышеуказанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ.
Иными словами, теперь в НК РФ прямо указано, что надо брать расходы не только на производство товаров (работ, услуг), но и на их приобретение и реализацию. Значит, торговые компании могут применять правило "пяти процентов" на вполне законном основании, не опасаясь налоговых последствий и споров с проверяющими (абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ, пп. "в" п. 18 ст. 2 Закона N 245-ФЗ). Такое правило действует с 1 октября 2011 г. (ч. 1 ст. 4 Закона N 245-ФЗ) (см. табл. 2).
Таблица 2
С 1 октября 2011 г. |
Ранее |
Абзац 9 п. 4 ст. 170 НК РФ (в ред. |
Абзац 9 п. 4 ст. 170 НК РФ (в ред. |
Налогоплательщик имеет право не |
Налогоплательщик имеет право не |
Пример. ООО "Альфа", занимающееся оптовой продажей оборудования, облагаемого НДС в общеустановленном порядке, выдало разовый денежный заем дочерней организации. Выдача займа в денежной форме относится к не облагаемым НДС операциям (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Других необлагаемых операций у ООО "Альфа" не было.
Доля расходов на необлагаемые операции у ООО "Альфа" не превышает 5% в общей сумме затрат на приобретение и реализацию товаров и услуг. В общую сумму совокупных затрат включены как расходы на приобретение товаров, так и коммерческие расходы, в частности аренда, услуги связи, зарплата персонала и т.д.
В приказ ООО "Альфа" по учетной политике для целей налогообложения с 1 октября 2011 г. внесены следующие изменения (п. 12 ст. 167 НК РФ):
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа"
(ООО "Альфа")
ПРИКАЗ
30 сентября 2011 г. N 56
О внесении дополнений в Учетную политику
ООО "Альфа" для целей налогообложения на 2011 г.
В связи с внесением изменений в налоговое законодательство Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Дополнить п. 4.4 Учетной политики ООО "Альфа" для целей налогообложения на 2011 г. абз. 2, 3 и 4 следующего содержания:
"Если доля совокупных расходов на приобретение и реализацию товаров, операции по реализации которых не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, не превышает 5 (пяти) процентов общей величины совокупных расходов на приобретение и реализацию товаров, то "входной" НДС полностью принимается к вычету. Раздельный учет входного налога на добавленную стоимость не ведется. В совокупные расходы на реализацию, по которым определяется 5-процентное соотношение облагаемых и не облагаемых налогом на добавленную стоимость операций, включаются:
- покупная стоимость товаров без учета налога на добавленную стоимость;
- коммерческие расходы в доле, которая приходится на товары, операции по реализации которых не облагаются налогом на добавленную стоимость.
Доля коммерческих расходов определяется исходя из стоимости отгруженных товаров, операции по реализации которых не облагаются налогом на добавленную стоимость, в общей стоимости товаров, отгруженных за налоговый период.
Основание - абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ в редакции пп. "в" п. 18 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ".
2. Дополнение в Учетную политику ООО "Альфа" для целей налогообложения на 2011 г., указанное в п. 1 настоящего Приказа, применять с 1 октября 2011 г. в отношении отчетности по налогу на добавленную стоимость начиная с IV квартала 2011 г.
Генеральный директор Дроздов С.В. Дроздов
Если заем был выдан в сентябре 2011 г.
Чтобы не спорить с налоговыми органами, надо было вести раздельный учет "входного" НДС. Всю сумму "входного" НДС нельзя принять к вычету без налоговых рисков (абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ в ред. Закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ, Письмо ФНС России от 22.03.2011 N КЕ-4-3/4475).
Если заем был выдан в октябре 2011 г.
ООО "Альфа" вправе не вести раздельный учет "входного" НДС, а всю сумму "входного" налога можно без проблем принять к вычету (абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ в ред. Закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ).
Февраль 2012 г.