Процесс планирования налогов целесообразно начать с анализа налогооблагаемых объектов (первый этап).
Последовательность проведения анализа:
анализ уплачиваемых налогов, взносов и сборов, установленных законом;
анализ штрафов, пени;
анализ перечня увеличения (уменьшения) установленных для организации налогов, в связи с изменением видов деятельности, или изменением законодательства;
анализ изменения налоговых ставок и увеличения (уменьшения) налоговых ставок;
анализ применяемых льгот.
На втором этапе необходимо оценить риски, возникающие вследствие того или иного толкования законов, применения схем налогообложения, наличия отражения всех хозяйственных операций в налоговой политике, а также риски, указанные в аудиторском заключении.
Следующим этапом является расчет налогового бюджета. Необходимо особо отметить, что налоговый бюджет может быть рассчитан исходя из укрупненных показателей, достигнутых по результатам хозяйственной деятельности за текущий год, а может основываться на отдельных сметах по бюджету продаж, бюджету закупок материалов, смете расходования материалов, бюджету закупок работ и услуг, бюджету расходов на оплату труда, бюджету социальных выплат и льгот, бюджету инвестиций. Детализация учета хозяйственных операций в бюджетах (сметах) должна обеспечить расчет налогооблагаемых объектов. Планирование налогового бюджета ведется раздельно по каждому налогу.
Первоначально может производиться расчет платежей на год, затем на квартал, а затем на месяц. Для расчета периодичности уплаты налогов и взносов составляется календарь налоговых платежей на год, квартал, месяц. В месячном или квартальном расчете определяется срок уплаты налога, установленного законом (например, 20-го числа месяца, следующего за отчетным). Суммы налоговых платежей, взносов и сборов распределяются по срокам их уплаты в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ.
3) А. Антошина предлагает следующие этапы налогового планирования:
Этап 1. Анализ налогооблагаемых объектов.
Планирование налогового бюджета начинается с анализа налогооблагаемых объектов. Этот анализ носит характер детальной инвентаризации установленных и уплачиваемых налогов, взносов и сборов отдельно по федеральному и местному законодательству. Последовательно проводится анализ перечней налогов, взносов и сборов, которые соответственно:
установлены законом;
являются обязательными для предприятия-налогоплательщика;
уплачиваются предприятием;
вновь установлены для предприятия в связи с изменением видов деятельности или изменением законодательства.
Анализ должен дать ответы на ряд вопросов, а именно:
1) входит ли предприятие в состав налогоплательщиков по каждому из установленных налогов;
2) имеются ли облагаемые налогами объекты и каковы они по своим характеристикам; совпадает ли полностью характеристика налогооблагаемых объектов в законе и в конкретной деятельности предприятия по каждому из установленных налогов;
3) имеются ли вычеты - какие и в каком размере;
4) подпадают ли имущество и операции предприятия под обложение конкретным налогом;
5) имеются ли льготы по уплате налогов и каковы условия применения льгот; что необходимо сделать для обеспечения применения льгот?
Автор рекомендует провести анализ с участием аудиторов и юристов, для того чтобы предприятие могло оценить риски, возникающие вследствие того или иного толкования законов, и принять обоснованное решение по налогооблагаемым объектам, необлагаемым операциям и льготам.
Этап 2. Подготовка связанных бюджетов.
Планирование налогового бюджета связано с разработкой основных (операционных) бюджетов (смет) по выделенным центрам ответственности.
Для планирования налогового бюджета необходимы данные по следующим операционным бюджетам (сметам):
продаж;
закупок материалов;
расходования материалов;
закупок работ и услуг;
расходов на оплату труда;
социальных выплат и льгот;
инвестиций.
Детализация учета хозяйственных операций в бюджетах (сметах) должна обеспечить расчет налогооблагаемых объектов. Например, для планирования доходов от реализации к расчету налога на прибыль в бюджете продаж выделяются доходы в соответствии с классификацией доходов в гл. 25 НК РФ. Если налоговый учет ведется на счетах бухгалтерского учета и применяются алгоритмы корректировок доходов и расходов, то планируемый налог на прибыль можно рассчитать более точно и с меньшими затратами времени.
В свою очередь, налоговый бюджет используется для составления финансового прогноза отчета о прибылях и убытках, прогнозного бухгалтерского баланса и бюджета движения денежных средств.
В процессе разработки финансовых бюджетов предварительные расчеты показателей налогового бюджета могут измениться, так как последовательное согласование статей финансовых бюджетов часто приводит к изменению доходов, расходов и статей баланса.
Этап 3. Расчеты по видам налогов.
Планирование налогового бюджета ведется раздельно по каждому налогу. Налог рассчитывается по налогооблагаемым операциям и объектам налогообложения, установленным законодательством.
Порядок планирования и расчетов налогов мы рассмотрим на примере налога на добавленную стоимость (табл. 1).
НДС планируют на основе:
бюджета продаж, в котором выделяются продажи по видам деятельности, облагаемым НДС по различным ставкам и не облагаемым НДС;
бюджета покупок;
сметы расходования материалов на производство и бюджета инвестиций.
Этап 4. Распределение платежей по срокам уплаты налогов и сборов.
Первоначально делается расчет платежей на год, затем - на квартал, а после - на месяц. Для расчета периодичности уплаты налогов и взносов составляется календарь налоговых платежей на год, квартал, месяц. В месячном или квартальном расчете определяется срок уплаты налога, установленного законом (например, 20-го числа месяца, следующего за отчетным). Суммы налоговых платежей, взносов и сборов распределяются по срокам их уплаты в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. Календарь налоговых платежей по конкретным датам составляется в бюджете движения денежных средств с помощью специальных программ автоматизированного расчета денежных потоков. В календаре или бюджете движения денежных средств отражаются суммы и сроки уплаты налогов, сборов и взносов с учетом нерабочих и праздничных дней, а также сроков возмещения НДС при поставке на экспорт, которые могут достигать трех месяцев.
Конечно, каждое предприятие заинтересовано в эффективном использовании своих финансовых ресурсов и не желает уплачивать налоги раньше установленного срока. По результатам планирования календаря налоговых платежей может сложиться такая ситуация, что в пик уплаты налогов и взносов сумма поступлений денежных средств будет наименьшей. В этом случае финансовый отдел (департамент) будет принимать решение о необходимости накопления средств или их заимствования и очередности платежей в соответствии с установленными сроками уплаты.
Этап 5. Последовательная итерация финансовых бюджетов.
Налоговый бюджет и календарь налоговых платежей передаются в финансовый отдел для составления финансовых сводных бюджетов (прогнозного отчета о прибылях и убытках, бюджета движения денежных средств и прогнозного бухгалтерского баланса).
Отчет о прибылях и убытках имеет незавершенный вид до тех пор, пока не будут закончены расчеты по налогу на имущество (который рассчитывается после составления прогнозного баланса и связан с планом капитальных вложений - бюджетом инвестиций) и налогу на прибыль. Расчет налога на имущество завершается только после составления прогнозного агрегированного баланса и бюджета инвестиций. По незавершенному расчету прогнозного отчета о прибылях и убытках предварительно определяется сумма чистой прибыли. На основе бюджета амортизации и расчетов чистой прибыли планируются объем капитальных вложений и план закупок оборудования, который является основой для разработки бюджета инвестиций.
После расчета налога на имущество и налога на прибыль корректируется прогнозный отчет о прибылях и убытках и составляется окончательный вариант прогнозного бухгалтерского баланса.
Прогноз бухгалтерского баланса составляется на основе прогнозируемых изменений: внеоборотных и оборотных активов, сумм обязательств, капитала, планируемой прибыли, а также установленных целевых нормативов по ликвидности баланса и финансовой устойчивости.
Процесс планирования бюджетов требует значительного количества согласований по горизонтальным и вертикальным каналам управления и обусловлен последовательными итерациями - повторением операций с целью постепенного приближения к итоговому результату.
После расчета и согласования всех бюджетов составляется бюджет движения денежных средств (БДДС). В БДДС отражаются все виды поступлений (доходов) и все виды расходов.
Этап 6. Контроль и анализ исполнения бюджета.
Для объективного контроля исполнения налогового бюджета необходимы формирование сопоставимой и достоверной информации об исполнении плана, определение величины отклонения фактических показателей от плановых, выявление причин отклонений в реализации планов.
Закрытие налогового бюджета осуществляется ежемесячно в срок до 10 - 20-го числа следующего месяца.