Комментарий к статьям 55 и 56 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования": Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу. Рассмотрение жалобы вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов
Согласно ч. 1 ст. 55 Закона N 212-ФЗ жалоба на акт органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностного лица подается в письменной форме соответственно в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу этого органа.
При этом никаких исключений из правил, предусмотренных ч. 1 ст. 55 Закона N 212-ФЗ, в Законе N 212-ФЗ не установлено. Следовательно, жалоба подается в письменной форме соответствующему органу или должностному лицу.
Закон N 212-ФЗ не предусматривает возможность подачи жалобы на акт органа контроля за уплатой страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов, который принял этот акт.
Таким образом, в соответствии с Законом N 212-ФЗ подача жалобы на акт органа контроля за уплатой страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов, который принял этот акт (с тем, чтобы данный орган передал эту жалобу в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов), не допускается.
Частью 2 ст. 55 Закона N 212-ФЗ установлено, что жалоба в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.
На основании ч. 3 ст. 55 Закона N 212-ФЗ в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящим должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов.
В соответствии с ч. 4 ст. 55 Закона N 212-ФЗ лицо, подавшее жалобу в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.
При этом Закон N 212-ФЗ не определяет последствия отзыва жалобы для подавшего ее лица.
Законом N 212-ФЗ не установлена возможность повторной подачи жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов.
Следовательно, организация в соответствии с Законом N 212-ФЗ, подав жалобу на акт органа контроля за уплатой страховых взносов в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов и впоследствии (до принятия решения по этой жалобе) отозвав ее, повторно подать жалобу на указанный акт в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов не вправе. Представляется, что в подобной ситуации организация вправе обратиться в суд.
По рассматриваемому вопросу может существовать иная позиция, согласно которой допускается применение по аналогии абз. 2 - 3 п. 4 ст. 139 НК РФ, которыми установлено, что отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу, при этом повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в сроки для подачи первоначальной жалобы.
Однако правомерность применения указанных положений НК РФ по аналогии в рассматриваемой ситуации неочевидна. Отсутствие аналогичных положений в Законе N 212-ФЗ может свидетельствовать о намерении законодателя сократить документооборот в органах контроля за уплатой страховых взносов.
Следует отметить, что в целях единообразного применения Закона N 212-ФЗ при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 1 Закона N 212-ФЗ).
Положения Закона N 212-ФЗ не предусматривают, что подача жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов на решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вступившее в законную силу, приостанавливает его исполнение.
Таким образом, в соответствии с Законом N 212-ФЗ подача жалобы на решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов, вступившее в законную силу, не приостанавливает его исполнение.
Согласно ч. 2 ст. 40 Закона N 212-ФЗ привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов.
В силу ст. 53 Закона N 212-ФЗ каждое лицо имеет право обжаловать решения и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера (далее - акты органа контроля за уплатой страховых взносов), действия (бездействие) его должностных лиц, если, по мнению этого лица, акты, действия (бездействие) нарушают права этого лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 Закона N 212-ФЗ акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Частью 2 ст. 55 Закона N 212-ФЗ установлено, что жалоба в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено Законом N 212-ФЗ, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.
Частью 1 ст. 56 Закона N 212-ФЗ установлено, что жалоба рассматривается вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящим должностным лицом).
Исходя из ч. 2 ст. 56 Закона N 212-ФЗ, по итогам рассмотрения жалобы на акт органа контроля за уплатой страховых взносов вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящее должностное лицо) вправе:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить акт органа контроля за уплатой страховых взносов;
3) отменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов и прекратить производство по делу о правонарушении;
4) изменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов или вынести новое решение по существу.
Как видно из изложенных положений, Закон N 212-ФЗ не предоставляет права вышестоящему органу контроля за уплатой страховых взносов в рамках рассмотрения им жалобы плательщика страховых взносов на акт органа контроля за уплатой страховых взносов, не вынося нового решения, направить материалы дела на повторное рассмотрение в нижестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов с поручением нижестоящему органу принять новое решение. В подобной ситуации вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов должен выполнить одно из действий, указанных в ч. 2 ст. 56 Закона N 212-ФЗ.
Предусмотренное п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 212-ФЗ право вышестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов отменить акт органа контроля за уплатой страховых взносов означает право отметить указанный акт в полном объеме, так как Законом N 212-ФЗ не предусмотрена возможность отмены акта в какой-либо части.
Следует отметить, что в случае необходимости отмены акта органа контроля за уплатой страховых взносов в какой-либо части вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов может воспользоваться п. 4 ч. 2 ст. 56 Закона N 212-ФЗ и изменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов путем отмены его в необходимой части.
Из анализа приведенных норм Закона N 212-ФЗ следует, что право изменять или отменять акт органа контроля за уплатой страховых взносов предоставлено вышестоящему органу контроля за уплатой страховых взносов (в порядке, предусмотренном Законом N 212-ФЗ) и суду (в порядке, предусмотренном АПК РФ и ГПК РФ в зависимости от подведомственности).
Нормами Закона N 212-ФЗ не предусмотрено, что орган контроля за уплатой страховых взносов вправе самостоятельно изменять или отменять принятый им акт.
Таким образом, орган контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно изменить или отменить принятый им акт в соответствии с Законом N 212-ФЗ не вправе.
Частью 3 ст. 56 Закона N 212-ФЗ установлено, что решение вышестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящего должностного лица) в отношении жалобы принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих органов контроля за уплатой страховых взносов, но не более чем на 15 дней.
Положения Закона N 212-ФЗ не содержат оснований, по которым срок для принятия решения вышестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящего должностного лица) в отношении жалобы может быть приостановлен.
Таким образом, в соответствии с Законом N 212-ФЗ срок рассмотрения вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов жалобы на акт органа контроля за уплатой страховых взносов не может быть приостановлен.
На основании ч. 4 ст. 56 Закона N 212-ФЗ о принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Жалоба подается в письменной форме соответственно в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу этого органа (ч. 1 ст. 55 Закона N 212-ФЗ), и до принятия решения по ней лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее на основании письменного заявления (ч. 4 ст. 55 Закона N 212-ФЗ).