В отношении экономических механизмов развития особо благоприятных для бизнеса зон в России в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) считают, что приоритетом в развитии ОЭЗ необходимо считать не продвижение политики все новых налоговых льгот, а облегчение режима администрирования и наличие соответствующей инфраструктуры. Инвесторам также необходимо знать, насколько понятны и просты будут отношения, связанные с оформлением прав собственности, получением различных разрешений (например, на строительство), урегулированием вопросов с приглашением иностранной рабочей силы. Поэтому основное значение в ОЭЗ имеет наличие особой инженерно-транспортной инфраструктуры, в создании (финансировании) которой участвуют на паритетных началах государственные структуры на федеральном и региональном уровнях, а также соответствующий режим администрирования. Таким образом, в новых проектах особых экономических зон уже предусмотрено создание социальной инфраструктуры, жилья, детских садов, школ и всего необходимого для жизни и деятельности специалистов.
Потенциальные зарубежные инвесторы проявляют все больший интерес к возможностям вкладывать ресурсы в создающиеся в России ОЭЗ. Новые законодательные инициативы Правительства РФ привлекают внимание к процессам, происходящим сейчас в области создания ОЭЗ в России, со стороны представителей зарубежных деловых кругов, промышленников и предпринимателей, а также крупных компаний - потенциальных резидентов российских ОЭЗ. Минэкономразвития России совместно с РосОЭЗ уже заключило соглашения о взаимодействии с рядом зарубежных государств - Сингапуром, Чехией, Китаем, Кореей.
Анализируя предыдущий этап развития ОЭЗ, специалисты (в частности, эксперты Российского союза промышленников и предпринимателей) отмечают: экономическая ситуация с неопределенностью в правах собственности, недоступностью долгосрочных финансовых средств, высоким налоговым бременем в секторах, производящих несырьевую продукцию, продолжает оставаться неблагоприятной для проведения инновационной политики. Исходя из этого отдельными мерами поддержки экономики обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регуляторной сферах, которые сегодня могут быть в полном объеме реализованы только в рамках зон с особыми экономическими режимами, создаваемых на принципах, предусматривающих наряду с применением налоговых и таможенных льгот государственное финансирование инфраструктуры и снижение административных барьеров.