Прежде чем перейти к анализу ситуации, хотелось бы задать вопрос: "Почему россияне создают компании за рубежом?" Как показывают опросы "пользователей", отнюдь не только для того, чтобы уменьшать налоговые издержки. Конечно, эта причина тоже присутствует, но она уже давно стала не главной. Оказывается, за границу бизнес влекут такие преимущества, как:
- стабильность законодательства;
- его совершенство в регулировании отношений бизнес-субъектов;
- его дружелюбие и адекватность в отношении предпринимательской деятельности;
- благожелательное отношение чиновников к тем, кто способен создавать рабочие места и руководить процессами производства добавочной стоимости;
- гарантии прав частной собственности;
- равенство государства и предпринимателя перед законом;
- справедливая и неподкупная судебная власть.
В конце первого десятилетия XXI в. россияне уже не воспринимают иностранные составляющие в своих структурах как нечто экзотическое. Инофирмы стали обычным инструментом, призванным решать конкретные задачи по снижению имущественных и корпоративных рисков, привлечению инвестиций, обеспечению независимости от отечественной коррупционной системы. Многие поняли, что наличие грамотной корпоративной архитектуры, включающей иностранные холдинговые, инвестиционные, финансовые, управляющие, лизинговые и иные компании, помогает обеспечить конкурентоспособность российского бизнеса на мировых рынках, уменьшить негативное влияние кризисных факторов в родной стране.
На иностранные компании регистрируют бизнес, объекты недвижимости, торговые знаки, патенты, ноу-хау. Это позволяет надеяться на их более эффективную защиту, пока в России буйно цветет рейдерство. Ведь, как подтверждает практика, если владелец имущества - иностранный инвестор, отобрать его намного сложнее.
В последнее время наметилась тревожная тенденция, когда наши производственники не развивают российские предприятия, а создают заводы в других странах. "Почему?" - спрашиваю я. И мне рассказывают все о тех же российских бедах: рейдеры, коррупция, требования неимоверных "откатов", поощрительные режимы на словах, а не на деле, сильнейшая бюрократия... и лишь в последнюю очередь - нестабильное налоговое законодательство, неоднозначные подходы налоговых органов к налоговому администрированию, неконкурентно высокий налоговый пресс.
Да, если смотреть на размер налоговой ставки, например, российского налога на прибыль, то 20% - это немного. Но остальные налоги вкупе с постоянно растущими непроизводственными расходами (другими словами, затратами на все, что перечислено в предыдущем абзаце) создают неимоверно тяжелые условия для российского бизнеса и катастрофический уровень нестабильности. Поэтому бизнес "бежит" из России. Поэтому и создаются новые рабочие места не на Родине, а в Китае, США, объединенной Европе.
Наше налоговое законодательство очень противоречиво. По результатам очередного исследования "Уплата налогов 2010" (рейтинг ежегодно составляется Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией и PricewaterhouseCoopers), Россия находится аж на 103-м месте в рейтинге простоты налогообложения.
Рейтинг России
Простота налогообложения:
- 103-е место из 183 стран
Общий налоговый климат:
- 103-е место из 183 стран
Простота ведения бизнеса:
- 120-е место из 181 страны
Уровень коррупции:
- 146-е место из 180 стран
Конкурентоспособность:
- 54-е место из 60 стран
Коррупция стала прожорливой системой, постоянно вытягивающей деньги из экономики на "откаты", взятки и прочее. Если раньше люди искали возможность "обелить" бизнес, то сейчас говорят, что в этом случае им неоткуда брать неучтенную "наличку", без которой работать просто не дадут, и они снова ищут пути "уйти в тень". Предприниматели вынуждены нарушать закон, поэтому морально готовы к разным сценариям для сохранения бизнеса, особенно в период кризиса. Наиболее добросовестные из них считают, что спасение - в грамотном налоговом и корпоративном планировании, в том числе через использование преимуществ иностранных юрисдикций.
Для того чтобы понять ситуацию объемно, предлагаю проанализировать современные потребности российского бизнеса.
Таблица. Сравнительный анализ налоговой нагрузки при выплате дохода из Российской Федерации в компанию инвестора через холдинговое предприятие
Страна |
Вид |
Ставка |
Удержано |
Поступило в |
Ставка |
Уплачено |
Ставка |
Удержано |
Поступило |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Австрия |
Дивиденды |
5 |
5 |
95 |
0 |
0 |
25 |
23,75 |
71,25 |
Проценты |
0 |
0 |
100 |
25 |
1,25 |
0 |
0 |
98,75 |
|
Роялти |
0 |
0 |
100 |
25 |
1,25 <*> |
20 |
19,75 |
79 |
|
Великобритания |
Дивиденды |
10 |
10 |
90 |
кредит |
0 |
0 |
0 |
90 |
Проценты |
0 |
0 |
100 |
30 |
1,5 |
20 |
19,7 |
78,8 |
|
Роялти |
0 |
0 |
100 |
30 |
1,5 |
22 |
21,67 |
76,83 |
|
Дания |
Дивиденды |
10 |
10 |
90 |
0 |
0 |
28 |
25,2 <*> |
64,8 |
Проценты |
0 |
0 |
100 |
28 <*> |
~0 |
30 |
30 |
70 |
|
Роялти |
0 |
0 |
100 |
28 |
1,4 |
30 <*> |
29,58 |
69,02 |
|
Кипр |
Дивиденды |
5 |
5 |
95 |
0 |
0 |
0 |
0 |
95 |
Проценты |
0 |
0 |
100 |
10 |
0,5 |
0 |
0 |
99,5 |
|
Роялти |
0 |
0 |
100 |
10 |
0,5 |
0 |
0 |
99,5 |
|
Люксембург |
Дивиденды |
10 |
10 |
90 |
0 |
0 |
15 |
13,5 |
76,5 |
Проценты |
0 |
0 |
100 |
22 |
1,1 |
0 |
0 |
98,9 |
|
Роялти |
0 |
0 |
100 |
22 |
1,1 |
0 |
0 |
98,9 |
|
Нидерланды |
Дивиденды |
5 |
5 |
95 |
0 |
0 |
15 |
14,25 |
80,75 |
Проценты |
0 |
0 |
100 |
25,5 |
1,275 |
0 <*> |
0 |
98,65 |
|
Роялти |
0 |
0 |
100 |
25,5 |
1,275 |
0 |
0 |
98,65 |
|
Швейцария |
Дивиденды |
5 |
5 |
95 |
~0 |
~0 |
35 |
33,25 |
61,75 |
Проценты |
5 |
5 |
95 |
8,5 |
~0,4 |
0 <*> |
0 |
94,63 |
|
Роялти |
0 |
0 |
100 |
8,5 |
~0,4 |
0 |
0 |
99,6 |
|
Швеция |
Дивиденды |
5 |
5 |
95 |
0 |
0 |
30 |
28,5 |
66,5 |
Проценты |
0 |
0 |
100 |
28 |
1,4 |
0 |
0 |
98,6 |
|
Роялти |
0 |
0 |
100 |
28 |
1,4 |
0 |
0 |
98,6 |
|
Сингапур |
Дивиденды |
5 |
5 |
95 |
0 |
0 |
0 |
0 |
95 |
Проценты |
7,5 |
7,5 |
92,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
92,5 |
|
Роялти |
7,5 |
7,5 |
92,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
92,5 |
<*> Есть важные особенности, необходимо смотреть описание условий.
Для этого необходимо зарегистрировать компанию, которая выступит конечным владельцем всех остальных предприятий, куда будут стекаться доходы от различных корпоративных "цепочек". Ее бенефициаром (выгодоприобретателем) будет тот, ради чьих интересов создана эта компания, для кого она работает.
Такая компания должна отвечать следующим параметрам:
- стабильное законодательство страны регистрации, поощряющее деятельность иностранных инвесторов;
- наличие трастового законодательства:
- это удобно, если есть причины не афишировать личность бенефициара;
- это эффективно, если надо будет недорого и быстро изменить собственника группы компаний или добавить нового;
- это просто и надежно, если надо будет передать бизнес по наследству;
- отсутствие налогов и требований представления отчетности.
Последние условия не являются определяющими, но если страна соответствует и этим критериям, то выбор обычно делается в ее пользу. Отсюда и предпочтения "классических" офшорных юрисдикций: Британские Виргинские, Багамские, Сейшельские, Каймановы острова, Панама.
А где же знаменитый Делавэр? Почему я не упоминаю Вайоминг? Действительно, их популярность в России резко упала после того, как в 2004 - 2005 гг. власти США обратили внимание на деятельность прибалтийских, в основном латвийских, банков, в которых были открыты счета множества американских компаний, не плативших налоги и занимавшихся такими операциями, от которых американские эксперты пришли в ужас. США нашли способы давления на такие банки и на таких клиентов. Но при этом я не могу сказать, что у американских компаний были проблемы в банках других стран, и кое-кто до сих пор там работает и считает, что такие фирмы являются хорошим и весьма респектабельным инструментом. Особенно если учесть, что их необязательно регистрировать в штатах, чьи названия набили оскомину, а можно обратить внимание, например, на Вашингтон или Нью-Йорк. Вместе с тем уж очень рьяно Барак Обама выступает против налоговых оптимизаторов...
Частый выбор Британских Виргинских островов обусловлен красивым названием страны, тем, что они находятся под юрисдикцией Великобритании, и поэтому есть надежда, что Корона обеспечит достойный уровень стабильности. Однако былой популярности и потенциальной "безальтернативности" этого выбора среди остальных офшорных центров мешает введение с 1 января 2005 г. законодательных требований об учете операций.
Установлен и размер штрафа за невыполнение этого требования - 10 тыс. долл. Признаюсь, мне не известны случаи наложения этого штрафа, но перспектива не окрыляет. Добавляет "дегтя в бочку меда" и то, что эти острова в последние годы активно сотрудничают с различными компетентными ведомствами США. Да, говорят, что сотрудничество касается лишь получения информации об американских клиентах, но...
Поэтому существенная часть клиентов в последние годы все более интересуется другими странами. Например, набирает популярность Белиз. Его нельзя назвать "банановым островом" - это не остров. Неизвестна практика рассылки требований о предоставлении информации (как, например, бывает в случае Сейшельских островов). Регистрационные и ежегодные расходы минимальны.
Если у бизнеса несколько партнеров, то им логично договориться о дальнейших отношениях не только "по понятиям". Ведь того, что зафиксировано в уставных документах компании, часто недостаточно, или это не работает эффективно в ряде ситуаций. Возникают мысли о заключении соглашения акционеров. При этом россиян, к сожалению, абсолютно не устраивает тот противоречивый и "сырой" документ, что вышел из-под пера отечественных законодателей и применяется у нас с лета 2009 г.
С 1 июля вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Этим Законом в российское законодательство введен принципиально новый институт - договор об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью. Федеральным законом от 03.06.2009 N 115-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" были внесены аналогичные дополнения в законодательство об акционерных обществах: введены акционерные соглашения.
В итоге партнеры регистрируют каждый по иностранной компании, которые в свою очередь создают предприятие в правильной холдинговой юрисдикции и заключают между собой соглашение акционеров по английской модели права. Именно принципы, существующие в этой модели, позволяют предотвратить многие "неразрешимые" ситуации в случае споров партнеров, обеспечить стабильность развития бизнеса, управляемость в критических ситуациях, реально защитить права наследников и пр. (схема 2).
Инвестиции в Россию. Преимущества соглашения акционеров
Схема 2
И здесь на сцене неожиданно появляется такая юрисдикция, как Объединенные Арабские Эмираты. Оказывается, в одном из эмиратов, Рас-Аль-Хайма (Ras Al Khaimah, или сокращенно RAK), есть законодательство, позволяющее компаниям определенного типа действовать в соответствии с правом той страны, какой пожелаешь, например Англии. И тогда можно вести речь о соглашении акционеров. А в сочетании с повышенной конфиденциальностью информации об акционерах, бенефициарах и налоговых делах такой компании (компании освобождены от налогообложения) предприятия этого эмирата могут быть хорошей альтернативой "классическим" офшорам. Кроме того, нет необходимости иметь в них местного акционера, а регистрация и ежегодное обслуживание недороги. С учетом того что ОАЭ находятся в "белом списке" ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) и имеют налоговые соглашения с 31 страной (среди них, например, Украина, Туркменистан, Узбекистан, Беларусь), у этой юрисдикции очень хорошие перспективы.
Упомянув о налоговых соглашениях, мы вплотную приблизились к следующей потребности.
Зачем нужна такая компания? Она будет владеть/держать (to hold) акциями, имуществом, торговыми марками, капиталами. Будет инвестировать капитал в другие предприятия: производственные, торговые, финансовые, а затем получать от них дивиденды. А возможно, она сама будет выступать в роли финансовой компании: предоставлять займы и получать проценты, давать имущество в лизинг и получать лизинговые доходы. На нее можно будет регистрировать нематериальные активы или иное имущество и получать роялти или арендные доходы. Если правильно выбрать юрисдикцию создания этой компании, то можно построить очень выгодный алгоритм международного налогового планирования, в том числе и при различных видах инвестиций в страны, где налоговые ставки высоки, а налоговая система неконкурентна (схема 3).
Инвестиции в Россию. Выгодно и анонимно
Схема 3
При чем же здесь последнее? Дело в том, что перечисленные в предыдущем абзаце платежи у компаний, выплачивающих их, относятся на затраты, уменьшают прибыль и соответственно сумму налога. Но при выплате этих доходов за рубеж, как правило, источник выплаты обязан удержать налог на доход иностранной организации. Если же есть международное налоговое соглашение, условия которого предусматривают отсутствие налога в стране нахождения источника выплаты или удержание его по меньшей ставке, то применяются условия соглашения. Благодаря этому получатель дохода несет минимальное налоговое бремя. Заметим, с офшорными юрисдикциями Россия не заключает подобных соглашений, значит, "классические" офшоры здесь не подходят.
Но того, что налог не уплачен в государстве - источнике дохода, недостаточно. Ведь в стране, где он будет получен, может быть сопоставимая или даже более высокая ставка налога. А если найти ту юрисдикцию, в которой эта ставка существенно меньше или равна нулю? Или ту, где при последующих выплатах дохода в любую другую страну не возникает никаких налогов? Вот тогда и возникает эффект налогового планирования. Какие же юрисдикции признаны удобными для создания холдинговых компаний?
Список будет покороче, чем в случае с офшорными. В него можно включить Швейцарию, Данию, Нидерланды, Кипр, Швецию, Австрию, Люксембург, Сингапур, даже ОАЭ в какой-то мере. Интересны условия Мальты, там нет требований по удержанию налогов у источника, вот только налоговое соглашение с Россией никак пока не ратифицирует Госдума. Многие из этих юрисдикций так популярны, что именно их можно видеть в верхних строках рейтинга государств, из которых к нам идут основные инвестиции. Конечно, среди таких инвесторов не только предприниматели этих стран, но и резиденты тех государств, которые не имеют столь выгодных условий с Россией.
По сути, мы видим, что комплекс специфических факторов привел к возникновению настоящих инвестиционных каналов, по которым капиталы направляются в Россию. Эта ситуация не уникальна. Так, например, инвестиции в Китай направляются в основном через Гонконг, и от этого выигрывают как бывшая английская колония, так и крепнущий из года в год Китай. В первых строках мировых рейтингов стран-инвесторов давно стоит Швейцария. Ей, правда, мешает то, что при выплате дохода в виде дивидендов из Швейцарии возникает налог по ставке аж 35%, и избежать его нелегко. Нидерланды каждый год совершенствуют свое законодательство, выигрывая негласное соревнование с другими холдинговыми юрисдикциями.
Конечно, есть попытки вставить палки в колеса, например раздаются голоса в поддержку идеи смотреть сквозь предприятие, претендующее на применение режима налогового соглашения, анализировать, кто же бенефициар этой компании. И если таковой является резидентом иной страны (например, России), то не применять положения соглашения с первой страной. Можно привести множество аргументов против этой идеи и доказать, почему это будет вредно в первую очередь для России, но размер публикации не позволяет.
Но есть и "холодные головы" в нашем Отечестве. Понемногу стихают нападки на Кипр, который долго обвиняли во многих грехах, в том числе в создании режима, поощряющего вывод денег из России, офшорности и даже в содействии отмыванию денег. В апреле 2009-го министр финансов Кипра и представитель российского Минфина подписали дополнительный протокол к налоговому Соглашению между двумя странами, после чего осталось лишь ратифицировать его. Протокол не меняет сути действующего Соглашения, сохраняет его логику и преимущества, проясняет ответы на некоторые "технические" вопросы, уточняет алгоритмы решений. Оба ведомства с удовлетворением отметили, что многомесячная трудная работа завершилась ко всеобщему успеху.
Наш Минфин заявил, что, как только ратифицируют доппротокол, он удалит Кипр из списка офшорных зон. Есть надежда, что и у налоговой службы изменится отношение к этой теме, что и там поймут важность небольшого дружественного государства для привлечения денег в Россию (схема 4).
Инвестиции в ЕС. Просто и эффективно
Схема 4
Однако период "непонятных перспектив" не мог благоприятно сказаться на решениях инвесторов при выборе юрисдикций. В итоге Кипр в 2009 г. откатился на второе место в рейтинге стран, через которые идут в Россию капиталы, уступив первенство Нидерландам.
Но не дремлют кипрские власти. 17 декабря 2008 г. руководитель налоговой службы издал циркуляр N 2008/13, следование которому позволяет не платить налог на прибыль от операций с широким спектром ценных бумаг. А 22 октября Парламент принял важные поправки к законодательству о корпоративном налоге на доход и специальном сборе на защиту Республики. Благодаря им устраняются те элементы законодательства, которые не усиливали конкурентоспособность кипрской налоговой системы и мешали уверенной работе некоторых групп инвесторов, что получали доходы в виде дивидендов, процентов от продажи или погашения долей паевых фондов.
Успокоились те, кто был встревожен новостями о якобы начавшемся обмене информацией между налоговыми органами Кипра и других стран. Стало ясно, что Кипр в этом вопросе придерживается консервативной политики и намерен действовать в рамках существующего в Республике законодательства, не позволяющего "фишинга", а каждый возможный запрос должен соответствовать строжайшим регламентам и предварительно рассматриваться офисом генерального прокурора.
С учетом всего вышесказанного можно уверенно заявить, что перспективы у Кипра устойчивые, а в последние месяцы наблюдается явный рост его популярности не только среди клиентов из России, но и, например, Украины, Латвии, Армении.
Кстати, стоит вспомнить и о стране, занявшей первую строчку рейтинга инвесторов в российскую экономику, - о Нидерландах. Я уже говорил о том, что власти заботятся о повышении привлекательности юрисдикции в качестве канала для международных инвестиций. И налоговых соглашений заключено множество, и ставки налогов стабильно снижаются, и пропагандируются новые инструменты налогового планирования, такие как, например, кооперативы или коммандитные партнерства. Однако некоторых настораживает такой факт, как обязательное информирование Министерства юстиции о личности бенефициара компании. Клиенты, которых это смущает, но которые твердо решили искать решения в континентальной Европе, в таком случае обращают взоры, например, на Данию. Там сопоставимые условия, но уровень конфиденциальности выше.
Радует и Австрия. Да, необходимо признать, что законодательство там непростое, поэтому при осуществлении мероприятий налогового планирования никак не обойтись без местного эксперта. Зато австрийцы не намерены выдавать секреты своих клиентов и пока с честью держат давление поборников полной открытости: соблюдение банковской тайны предусмотрено Конституцией.
Со стороны может показаться, что решения найти совсем несложно, и для этого подойдет любая офшорная компания. Но у всех свои задачи и своя специфика.
У одних цель - получить доход от международной торговли. Те, кто работает с Ближним Востоком, более склонны проводить сделки через предприятия ОАЭ. Те, кто торгует с Юго-Восточной Азией, - через Гонконг и Сингапур. Такие операции не выглядят экзотическими сторонним наблюдателям.
Можно использовать и "классический" офшор, но наши таможенники обращают внимание на список офшорных зон, что выпустил Банк России. И требуют платить пошлины в соответствии с собственными расчетами, а не те, что получаются, если брать за основу цену на товар, указанную в контракте.
Поэтому растет спрос на компании, созданные в государствах, которые никак к офшорам не относятся. Например, таковой может быть английская фирма, действующая в качестве агента от своего имени, но за счет и в интересах офшорной. Либо офшорные компании могут создать партнерство, например, в Англии или Нидерландах, а налоги не надо будет платить нигде (схема 5а).
Международная торговля. Респектабельно и без налогов
а)
б)
Схема 5
Либо компания создается в другой стране, также не из офшорного списка, но, выступая посредником в сделке с офшором, она формирует у себя минимальную прибыль и платит минимально возможный налог. Правда, при этом необходимо учитывать настрой налоговиков страны регистрации такой респектабельной компании относительно "достаточного уровня рентабельности" и особенности законодательства о трансфертном ценообразовании.
За границей тоже обращают внимание на офшорные списки, но здесь ориентир - мнение ОЭСР. Например, представляет товары на выставках, ведет переговоры от имени компаний голландское предприятие, торговые операции осуществляются через компанию ОАЭ, а прибыль группы формируется в Белизе (схема 5б).
Если же торговля ведется в России, то в связке с безналоговой компанией применяют предприятие - резидента страны, с которой Россия заключила налоговое соглашение. Конечно, здесь Кипр вне конкуренции. И давайте учтем, что Банк России уже готов исключить его из своего офшорного списка. Впрочем, альтернативу можно найти всегда, вопрос лишь в эффективности, стоимости и уровне налоговых рисков.
Сказав все это, необходимо заметить, что как нет таблетки от всех болезней, так и нет универсальных решений в налоговом планировании. Для кого-то вполне подходит панамская компания, а кому-то удобна французская, бельгийская, испанская или финская. Некоторые могут обойтись одним-двумя иностранными предприятиями, для других оптимальна многоуровневая и многофункциональная структура из десятка и даже более компаний. Налоговое законодательство усложняется, жизнь преподносит новые уроки и вызовы, и для стабильной работы требуются профессиональный подход и взвешенные решения.