Переходим на УСНО
Соблюдаем требования законодательства
Применять УСНО могут далеко не все организации и индивидуальные предприниматели (ИП), а только те, которые удовлетворяют требованиям, перечисленным в ст. 346.12 НК РФ. Перечень критериев, их значений, а также требований к организациям и ИП представлен в таблице на стр. 35. В данной таблице приведены критерии, актуальные непосредственно для аптек.
Критерий |
Организации |
Индивидуальные |
Доходы за девять месяцев года, предшествующего переходу на УСНО |
Организация имеет право перейти на УСНО, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе на УСНО, ее доходы не превысили 45 млн руб. (п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ). Фиксированный предел размера доходов организации для возможности перехода на УСНО установлен Федеральным законом от 19.07.2009 N 204-ФЗ. Данное положение будет действовать три года - до 30.09.2012 включительно. Сумма 45 млн руб. не подлежит индексации на коэффициент- дефлятор. Действие норм, устанавливающих прежний порядок, подразумевающий индексацию на коэффициент-дефлятор, - абз. 1 п. 2 ст. 346.12 НК РФ (о размере предельного дохода в сумме 15 млн руб.) и абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ (об индексации на коэффициент-дефлятор) приостановлено до 01.10.2012 и 30.09.2013 соответственно (см. Письмо ФНС России от 31.08.2009 N ШС-22-3/672@). |
Для перехода на УСНО для индивидуальных предпринимателей не установлено ограничений по размеру |
Структура организации: наличие филиалов и представительств |
Не вправе применять УСНО организации, имеющие филиалы и (или) представительства (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). |
Данный критерий используется только для организаций |
Вид деятельности: профессиональный участник рынка ценных бумаг |
Следует различать профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и доход от сделок с ценными бумагами в рамках обычной деятельности, не связанной с осуществлением профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг. В последнем случае организация (ИП) вправе применять УСНО (Письма Минфина России от 27.10.2008 N 03-11-05/257, от 25.11.2008 N 03-11-04/2/179) |
|
Вид деятельности: производство подакцизных товаров, а также добыча и реализация полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых |
Не вправе применять УСНО организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров (пп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). |
|
Структура уставного капитала |
Организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%, не вправе применять УСНО (пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Однако предусмотрены и исключения из данного правила. Так, оно не применяется в отношении: |
Данный критерий используется только для организаций |
Средняя численность работников за налоговый период |
Не вправе применять УСНО организации и ИП, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Такой порядок прописан в Указаниях по заполнению форм Федерального статистического наблюдения, утвержденных Приказом Росстата от 12.11.2008 N 278 (действует в редакции Приказа Росстата от 20.04.2009 N 69). Согласно п. 80 этого документа средняя численность работников включает: |
|
Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов |
Не вправе применять УСНО организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн руб. (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Остаточная стоимость в целях данного подпункта определяется по правилам бухгалтерского учета. При этом учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ. |
Данный критерий используется только для организаций (Письмо Минфина России от 11.12.2008 N 03-11-05/296) |
Вид организации: бюджетное учреждение |
Не вправе применять УСНО бюджетные учреждения (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). |
Данный критерий используется только для организаций |
Вид организации: иностранная организация |
Не вправе применять УСНО иностранные организации (пп. 18 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Иностранная организация - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством иностранных государств. |
Данный критерий используется только для организаций |
Следует отметить, что перечень требований к ИП гораздо меньше, чем к организациям.
Подаем заявление
Если организация или ИП соответствуют всем требованиям, дающим право на применение УСНО, они направляют в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление о применении УСНО. Форма заявления утверждена Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 (действует в редакции Приказов ФНС России от 17.08.2005 N ММ-3-22/395@, от 02.09.2005 N САЭ-3-22/421@). В заявлении налогоплательщики-организации указывают полное наименование, ОГРН, ИНН/КПП, налогоплательщики - индивидуальные предприниматели - фамилию, имя, отчество, ОГРНИП, ИНН. Все налогоплательщики указывают выбранный объект налогообложения - доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.
В зависимости от категории налогоплательщика существуют различия в порядке заполнения заявления о переходе на УСНО.
Порядок заполнения заявления о применении УСНО разными категориями налогоплательщиков
|
Элемент заявления о применении УСНО |
||||
|
Размер доходов за девять месяцев текущего года |
Средняя численность работников за налоговый (отчетный) период |
|
|
|
Организация |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Индивидуальный предприниматель |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Вновь созданная организация, вновь зарегистрированный ИП |
|
|
|
|
|
Налогоплательщики, прекратившие применение системы налогообложения в виде ЕНВД в соответствии с законом субъекта РФ |
|
|
|
|
|
"+" - элемент указывается;
"-" - элемент не указывается.
Также существует различие в сроках представления в налоговый орган заявления о применении УСНО в зависимости от категории налогоплательщика.
По общему правилу организации и ИП, желающие применять УСНО, подают заявление в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСНО.
Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный ИП вправе подать заявление о переходе на УСНО в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организация и ИП вправе применять УСНО с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ организации и ИП, которые в соответствии с законодательством субъектов РФ до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками ЕНВД, вправе на основании заявления перейти на УСНО с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД. При этом подача заявления должна быть произведена до начала применения УСНО. Документами, подтверждающими внесение изменений в законодательство субъектов РФ, согласно которым организация или ИП перестали быть налогоплательщиками ЕНВД, являются нормативно-правовые акты субъектов РФ, а также представительных органов муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, которыми данные изменения были внесены (см. Письмо ФНС России от 03.08.2006 N 02-6-10/55@).
Внимание! Заявление о применении УСНО носит уведомительный характер (Постановление ФАС УО от 12.05.2008 N Ф09-2639/08-С3).
Получаем уведомление
Приказом от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения" были утверждены следующие формы документов, рекомендуемые для применения организациями и индивидуальными предпринимателями при УСНО:
- форма 26.2-2 "Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения" (Приложение 2);
- форма 26.2-3 "Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения" (Приложение 3).
Данные формы заполняются в двух экземплярах. Один экземпляр уведомления выдается налогоплательщику или его уполномоченному представителю.
Таким образом, будущие "упрощенцы" должны не только подать заявление, но и получить уведомление о возможности применения УСНО. Следует отметить, что гл. 26.2 НК РФ не предусматривает права налогового органа на запрет или разрешение принятия налогоплательщиком УСНО (Постановление ФАС СКО от 24.07.2003 N Ф08-2616/2003-955А). Переход на УСНО является правом налогоплательщика и не требует согласия налогового органа в случае соблюдения всех условий для перехода на указанную систему налогообложения (Письмо Минфина России от 19.05.2009 N 03-11-06/2/92).
Изменяем объект налогообложения
Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена УСНО. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на УСНО налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена УСНО (ст. 346.13 НК РФ).
С нового года могут изменить объект налогообложения и те, кто уже применяет УСНО. Налогоплательщики должны уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором предполагается сменить объект налогообложения (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).
В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
Сохраняем право на применение УСНО
Общие положения
Поскольку применение УСНО предусмотрено для субъектов малого предпринимательства и расширять сферу действия данного спецрежима не предполагается, не только для перехода на УСНО, но и для его применения необходимо соответствовать определенным критериям. В случае если налогоплательщик перестает соответствовать этим критериям, он обязан перейти на иной режим налогообложения.
Обязательный переход с УСНО осуществляется в тех случаях, когда налогоплательщик в течение налогового (отчетного) периода допустил несоответствие требованиям, установленным п. п. 3 и 4 ст. 346.12 НК РФ и п. 3 ст. 346.14 НК РФ. Также утрата права на УСНО в обязательном порядке происходит в случае, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили предел, установленный ст. 346.13 НК РФ. Налогоплательщик, допустивший данные несоответствия, считается утратившим право на применение УСНО с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
В этом случае налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода. Форма сообщения установлена Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения".
Несоответствие требованиям п. п. 3 и 4 ст. 346.12 НК РФ
Это именно те критерии, которые необходимо соблюдать организациям и ИП при переходе на УСНО, за исключением размера доходов. Данные критерии мы подробно рассмотрели в таблице на стр. 35. Следует отметить, что для перехода на УСНО соответствие всем критериям актуально только для организаций, в то время как ИП должны отследить лишь определенные моменты. При этом в целях соблюдения ограничений, предусмотренных п. 4. ст. 346.13 НК РФ, ИП должны отслеживать также и остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов. Такой позиции придерживается главное финансовое ведомство (Письмо от 11.12.2008 N 03-11-05/296). Финансисты разъясняют, что определение остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов индивидуальными предпринимателями в целях п. 4 ст. 346.13 Кодекса производится по правилам, установленным пп. 16 п. 3 ст. 346.12 Кодекса для организаций, т.е. остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. При этом учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 Кодекса, тем самым косвенно распространяя ограничение, предусмотренное пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ и на ИП.
Превышение предела доходов
Согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ превышение доходов налогоплательщика по итогам отчетного (налогового) периода значения 20 млн руб. - еще одна причина для утраты права на УСНО. Правда, значение 20 млн руб. подлежит индексации на коэффициент-дефлятор (абз. 3 п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Так гласит главный налоговый закон.
Внимание! Отслеживать размер доходов для сохранения права на применение УСНО должны не только организации, но и предприниматели.
Размер доходов для возможности применения УСНО - одна из главных тем для "упрощенцев" в 2009 г., начавшаяся с неоднократного откладывания заседания Президиума ВАС РФ по делу Новгородского стоматологического центра, продолжившаяся принятием Постановления Президиума ВАС РФ от 12.05.2009 N 12010/08 (далее - Постановление N 12010/08), и, к сожалению, не получившая окончательной развязки с принятием Федерального закона от 19.07.2009 N 204-ФЗ (далее - Закон N 204-ФЗ). Какая же ситуация сложилась на текущий момент?
Если заглянуть в абз. 3 п. 4 ст. 346.13 НК РФ, мы прочитаем, что указанная в абз. 1 настоящего пункта величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.12 настоящего Кодекса. То есть величина в 20 млн руб. подлежит индексации в соответствии с указанным пунктом. А если обратимся к п. 2 ст. 346.12 НК РФ, выясним, что действие абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ, подразумевающего индексацию величины в 20 млн руб. на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее, приостановлено до 1 января 2013 г. Законом N 204-ФЗ.
Кроме этого, существует и упомянутое нами выше Постановление N 12010/08, в котором судьи пришли к выводу, что при расчете предельного дохода для возможности применения УСНО, следуя дословному прочтению норм законодательства, нужно умножать доход, установленный ст. 346.13 НК РФ (20 млн руб.), последовательно на коэффициенты-дефляторы за все предыдущие годы.
Таким образом, после дословного прочтения законодательства можно сделать вывод, что по итогам 2009 г. доходы "упрощенцев" не должны превысить 20 млн руб. Однако такой вариант представляется маловероятным в силу положений п. 2 ст. 5 НК РФ, согласно которому положения актов законодательства, ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Далее можно предположить, что все останется "на своих местах", то есть предельный доход будет равен 30,76 (20 млн руб. x 1,538), как ранее разъясняли Минфин и ФНС. Однако сумма предельного дохода 57 904 103 руб., полученная путем умножения 20 млн руб. на все коэффициенты-дефляторы начиная с 2006 г. и поддержанная Президиумом ВАС РФ, не дает покоя многим "упрощенцам".
В такой непростой ситуации, на наш взгляд, будет наиболее безопасным решение, обеспечивающее минимальный налоговый риск. Нормы законодательства и позиция высшей судебной инстанции нами уже озвучены. Осветим позицию Минфина и ФНС, высказанную ведомствами уже после принятия Закона N 204-ФЗ и Постановления N 12010/08.
Реквизиты писем |
Суть разъяснений |
Письма Минфина России от 31.08.2009 N 03-11-09/292, |
Положения п. 3 ст. 2 Закона N 204-ФЗ применяются начиная с 1 января 2010 г. При определении предельного размера доходов в 2009 г., позволяющего налогоплательщикам сохранять право на применение упрощенной системы налогообложения в этом году, следует руководствоваться положениями п. 4 ст. 346.13 НК РФ и Приказом Минэкономразвития России от 12.11.2008 N 395 |
Письмо ФНС России от 01.09.2009 N ШС-22-3/684@ |
Учитывая положения п. 2 ст. 346.12 и п. 4 ст. 346.13 НК РФ, величина предельного размера доходов, ограничивающая применение УСНО в 2009 г., составляет 57,9 млн руб. (20 млн руб. x 1,538 x 1,34 x 1,241 x 1,132). Кроме того, обращаем внимание, что указанный порядок расчета предельной величины доходов, ограничивающей применение УСНО в 2009 г., подтвержден ВАС РФ в Постановлении от 12.05.2009 N 12010/08 |
Письмо Минфина России от 24.08.2009 N 03-11-11/169 |
Коэффициент-дефлятор на очередной календарный год устанавливается с учетом коэффициентов-дефляторов, принятых на предыдущие годы. В то же время Президиум ВАС РФ Постановлением от 12.05.2009 N 12010/08 принял по конкретному делу (по жалобе Новгородского стоматологического центра) другое решение. Несмотря на сложившуюся арбитражную практику, в Постановлении ВАС РФ указано, что все установленные за предыдущие и текущий годы коэффициенты-дефляторы подлежат перемножению, что на практике ведет к повторной индексации. |
Письмо ФНС России от 03.07.2009 N ШС-22-3/539@ |
При проведении налоговыми органами контрольных мероприятий в части проверки по вопросу правильности определения налогоплательщиками предельного размера доходов в целях применения УСНО следует учитывать позицию ВАС РФ по данному вопросу, изложенную в Постановлении от 12.05.2009 N 12010/08. |
Внимание! С 01.01.2010 до 01.01.2013 приостанавливается действие п. 4 ст. 346.13 НК РФ, вместо которого в указанную статью вводится п. 4.1, предусматривающий увеличение до 60 млн руб. величины предельного размера доходов налогоплательщика, превышение которой по итогам отчетного (налогового) периода является одним из оснований для утраты права на применение УСНО. При этом индексация данной величины предельного дохода на коэффициент-дефлятор не производится.