Рассмотрим следующую ситуацию. Бюджетное учреждение представило декларацию по земельному налогу в налоговую инспекцию, но из-за задержки бюджетного финансирования не может уплатить в установленный срок авансовые платежи по нему. В результате налоговая инспекция начисляет пени. Возникает вопрос: правомерны ли ее действия? Разъяснения по этому вопросу содержатся в Письме Минфина России от 10.08.2006 N 03-06-01-04/156.
Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов установлены гл. 9 НК РФ. Отсрочка по уплате налога представляет собой изменение срока его уплаты (при наличии оснований) не более чем на один год с единовременным или поэтапным погашением суммы задолженности (п. 1 ст. 64 НК РФ). Решение об изменении сроков уплаты местных налогов принимает налоговый орган по месту нахождения заинтересованного лица и согласовывает его с финансовыми органами муниципальных образований (пп. 2 п. 1 ст. 63 НК РФ). Согласно пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ задержка финансирования из бюджета служит основанием предоставления отсрочки по налогам, и в таком случае проценты на сумму задолженности не начисляются (п. 4 ст. 64 НК РФ). Кроме того, в соответствии с позицией ВАС РФ, изложенной в Определении от 08.02.2008 N 958/08, налоговый орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке, рассрочке уплаты налогов при задержке финансирования из бюджета.
Минфин в Письме от 30.10.2007 N 03-05-05-01/44 разъяснил, каким документом можно подтвердить задержу финансирования. Порядок предоставления налогоплательщикам отсрочки, рассрочки утвержден Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов" (далее - Порядок). Пунктом 2.2 Порядка определено, что в случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, названным в пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, представляется документ, подтверждающий наличие соответствующих оснований. В то же время форма такого документа не установлена. Поэтому Минфин рекомендовал ФНС в случаях обращения в налоговые органы бюджетных учреждений по вопросу предоставления отсрочки по уплате налога (авансовых платежей) по основаниям пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ принимать во внимание гарантийные письма главных распорядителей средств федерального бюджета. Гарантийные письма должны содержать информацию о задержке финансирования из федерального бюджета конкретной бюджетной организации, а также сведения о сумме недофинансирования по сроку уплаты суммы налога (авансового платежа) за налоговый (отчетный) период на дату подачи заявления о предоставлении отсрочки по уплате налога.