(-) Минздравсоцразвития решило, что "донорские" выплаты и компенсацию за задержку зарплаты теперь надо облагать страховыми взносами (Письмо Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19).
То есть страховые взносы надо начислять:
- на суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам в соответствии с законодательством. Это суммы, начисляемые за прохождение работниками военных сборов (Пункт 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами (Статья 262 ТК РФ), "донорские" выплаты (Статья 186 ТК РФ), выплаты беременным за дни обязательного обследования (Статья 254 ТК РФ), оплата времени работников на вызовы в органы дознания, следствия, в прокуратуру или в суд в качестве свидетелей, потерпевших, понятых (Статья 131 УПК РФ; п. 2 Инструкции, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.07.1990 N 245; ст. 95 ГПК РФ);
- на суммы компенсации за задержку зарплаты и других выплат, причитающихся работнику (к примеру, отпускных) (Статья 236 ТК РФ; ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах..." (далее - Закон N 212-ФЗ)). Ведь такая компенсация прямо не поименована в перечне необлагаемых выплат, приведенном в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Правда, с этим можно и поспорить: она предусмотрена трудовым законодательством и связана с исполнением трудовых обязанностей, а значит, не должна облагаться страховыми взносами (Статья 236 ТК РФ; пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
Примечание
После выхода этого Письма в редакцию поступили вопросы читателей: не изменился ли теперь еще и подход к расчету НДФЛ с таких компенсаций? К счастью, нет. Разъяснения по вопросам налогового законодательства, в том числе и по НДФЛ, уполномочен давать Минфин России. А у финансового ведомства давно сформирована своя позиция (Пункт 3 ст. 217 НК РФ):
- не нужно удерживать НДФЛ, если (Пункт 2 Письма Минфина России от 28.01.2008 N 03-04-06-02/7, п. 3 Письма Минфина России от 26.07.2007 N 03-04-05-01/247):
(или) сумма денежной компенсации рассчитана исходя из 1/300 действующей ставки рефинансирования (Пункт 2 Письма Минфина России от 22.05.2002 N 04-04-06/99);
(или) сумма компенсации рассчитана в повышенном размере, но это предусмотрено коллективным или трудовым договором (Письмо Минфина России от 06.08.2007 N 03-04-05-01/261);
- нужно удерживать НДФЛ с суммы превышения выплаченной компенсации над ее минимальным размером (исчисленным исходя из 1/300 ставки ЦБ), если указанная выплата не предусмотрена коллективным или трудовым договором (Пункт 3 Письма Минфина России от 26.07.2007 N 03-04-05-01/247, Письмо Минфина России от 06.08.2007 N 03-04-05-01/261).
Наиболее безопасно, конечно, облагать взносами все упомянутые Минздравсоцразвития выплаты, в том числе и компенсацию за задержку зарплаты. Зато впоследствии их можно будет учесть при расчете больничных и пособий по беременности и родам, а также при расчете ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет (Часть 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
Следовательно, увеличение базы по страховым взносам приведет в будущем к увеличению сумм пособий. И для обоснования правильности расчета пособий при общении с инспекторами из ФСС Письмо Минздравсоцразвития может вам пригодиться.
Но это далеко не все вопросы, вытекающие из рассмотренной позиции Минздравсоцразвития. Вот еще один из них. Расходы, связанные с военными сборами, работодателю должен компенсировать федеральный бюджет (Пункт 7 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ). А расходы на оплату выходных для ухода за детьми-инвалидами должны финансироваться Фондом соцстраха за счет межбюджетных трансфертов из того же федерального бюджета (Статья 262 ТК РФ; п. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). И логично предположить, что в этих случаях бюджет должен компенсировать и страховые взносы.
Но, как нам разъяснили специалисты ФСС, на возмещение работодателям взносов с выплат работникам, ухаживающим за детьми-инвалидами, можно не надеяться.
Из авторитетных источников
Ильюхина Татьяна Митрофановна, начальник отдела правового обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Правового департамента ФСС РФ
"Законодательством предусмотрено лишь финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета расходов на оплату дополнительных выходных для ухода за детьми-инвалидами, которые указаны в ст. 262 ТК РФ (Пункт 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). А в этой статье речь идет только о выплате работнику среднего заработка.
Следовательно, Фонд социального страхования не будет компенсировать за счет бюджетных средств суммы страховых взносов, начисленных на средний заработок работникам, ухаживающим за детьми-инвалидами".
А вот как будут поступать военкоматы - пока не ясно. Поэтому, если вашего работника призвали на военные сборы, вы можете поступить следующим образом.
Вариант 1. Начисленные страховые взносы изначально не включаем в расходы. Если их нам компенсирует военкомат, то ничего потом делать не нужно. Если же станет ясно, что их нам никто не вернет, то надо будет учесть эти взносы как расходы при расчете налога на прибыль (Подпункт 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Вариант 2. Страховые взносы включаем в "прибыльные" расходы сразу после их начисления (Письмо Минфина России от 07.06.2011 N 03-03-06/1/325). А если получим потом компенсацию этих расходов, учтем их в качестве внереализационных доходов в день поступления денег на счет (Статья 250 НК РФ).
(+) Совмещение упрощенки и вмененки не лишает права на пониженные тарифы страховых взносов (Письмо Минздравсоцразвития России от 14.06.2011 N 2011-19).
Всем известно, что для упрощенцев, занимающихся определенными льготными видами деятельности, Законом N 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов (в целом - 26%) (Пункт 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). При этом доля доходов от льготного вида деятельности должна быть не менее 70% от общих доходов (Часть 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).
Но предположим, что организация или предприниматель, перешедшие на упрощенку, совмещают ее с деятельностью, облагаемой ЕНВД. Основной вид "упрощенной" деятельности - льготируемый, и можно платить страховые взносы по пониженному тарифу. Вопрос в том, с каких выплат: только с выплат работникам, занятым в "упрощенной" деятельности, либо с выплат всем работникам (в том числе и занятым во "вмененной" деятельности)?
Минздравсоцразвития выпустило Письмо, в котором подтвердило позицию, ранее высказанную его специалистами на страницах нашего журнала. В случае совмещения упрощенец может применять пониженные тарифы при начислении страховых взносов с выплат всем работникам, в том числе и занятым во "вмененной" деятельности. Ведь пониженный тариф применяется к страхователю в целом.
(+) Упрощенцы могут применять пониженные тарифы страховых взносов, даже если платят по льготному виду деятельности ЕНВД (Письма Минздравсоцразвития России от 14.06.2011 N 2010-19, от 19.05.2011 N 1805-19).
Итак, упрощенец не теряет права на льготные тарифы, если совмещает УСНО и ЕНВД. А вот что делать, если основной вид деятельности упрощенца - льготный, однако местными органами власти он переведен на уплату ЕНВД? А по упрощенной системе облагается другая деятельность - не льготируемая. Или же доходов, облагаемых налогом при упрощенке, вообще может не быть. Получается, что упрощенец-вмененщик соблюдает все условия, перечисленные в ст. 58 Закона N 212-ФЗ, однако с льготной деятельности не платит налог при УСНО.
Тем не менее Минздравсоцразвития разъяснило, что такой упрощенец все равно имеет право применять пониженные тарифы.
Но помните, что суммы доходов для определения 70%-ной доли дохода от льготной деятельности нужно считать по правилам ст. 346.15 НК РФ. То есть так, как их надо считать для целей обложения налогом при упрощенке - по кассовому методу (Пункт 1 ст. 346.17 НК РФ).
Следовательно, если ваш бухучет - по методу начисления и у вас есть переходящие с квартала на квартал авансы от покупателей, то придется делать отдельный расчет доходов для подтверждения права на пониженные тарифы.
(+) Упрощенцы, у которых есть инвалиды, имеют право сразу на два пониженных тарифа (Письмо Минздравсоцразвития России от 18.03.2011 N 871-19).
Если вы - на упрощенке и ваш основной вид деятельности - льготный (упомянут в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ), то в 2011 г. вы вправе уплачивать страховые взносы по пониженному общему тарифу 26% (Часть 3.2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). В то же время если у вас есть выплаты инвалидам I, II или III группы, то вы должны облагать их по тарифу 20,2% (Часть 2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).
С этим согласно Минздравсоцразвития. Кроме того, оно разъяснило, что в такой ситуации в расчете по форме РСВ-1 ПФР надо заполнить:
- разд. 3 (строки 300 - 344 для отражения выплат в пользу работников-инвалидов);
- подраздел 4.4 разд. 4 - для обоснования применения пониженного тарифа по льготному виду деятельности. А льготный код ОКВЭД надо указать на титульном листе расчета.
Не забудьте, что также вам нужно заполнить подраздел 4.1 разд. 4 расчета РСВ-1 ПФР. В нем надо отразить выплаты каждому из инвалидов, а также указать даты выдачи и окончания действия их справок об инвалидности.
(!) ФСС установил на 2011 г. Средние значения показателей для расчета скидок или надбавок к тарифам взносов на страхование от несчастных случаев (Постановление ФСС РФ от 01.04.2011 N 62).
Эти показатели нужны для того, чтобы отделение ФСС могло установить скидку или надбавку к тарифу (Пункт 4 Методики расчета скидок и надбавок, утв. Постановлением ФСС РФ от 05.02.2002 N 11 (далее - Методика)). Если ваши показатели больше средних, то отделение Фонда вправе назначить надбавку к тарифу. Если меньше - то вы сами могли до 15 мая подать в отделение ФСС заявление на предоставление скидки к тарифу.
Решение о надбавке Фонд мог принять не позднее 30 апреля и в течение 10 дней должен был направить вам уведомление об этом (Пункты 6, 14 Методики). Получив из отделения ФСС такое уведомление, вы должны были считать по-новому взносы "на травматизм" с месяца, следующего за месяцем установления надбавки, то есть с мая (Пункт 14 Методики).
А если вы до 15 мая подали в отделение ФСС заявление на предоставление скидки (и ФСС установил вам эту скидку), то вам тоже нужно пересчитать взносы. Причем при получении скидки взносы "на травматизм" нужно пересчитать с начала года (Пункт 14 Методики).
Изменения суммы взносов вам надо будет учесть при составлении полугодовой отчетности.
(!) С 1 апреля персонифицированную отчетность и расчет по форме РСВ-1 ПФР в электронном виде надо посылать в ПФР одним отправлением, но с разными подписями (Информация ПФР от 20.05.2011).
Как известно, за 2011 г. персонифицированную отчетность и расчет РСВ-1 ПФР надо сдавать одновременно (Пункт 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Вот что рекомендует Пенсионный фонд.
Шаг 1. Создайте файлы с отчетностью. Лучше сразу же протестируйте их проверочными программами ПФР и исправьте ошибки (если нужно).
Шаг 2. По возможности проверьте эти файлы антивирусной программой.
Шаг 3. Заверьте ЭЦП отдельно файл с РСВ-1 и отдельно - каждый файл с персонифицированной отчетностью.
Шаг 4. Все файлы вам надо послать в отделение ПФР в одной транспортной посылке (одним отправлением). Иначе вашу отчетность Фонд не примет. Причем учтите, что программа проверки отчетности в ПФР предусматривает анализ отчетных форм в совокупности. Ведь, как разъяснил ПФР, цель единовременной сдачи отчетности - минимизация расхождений между данными отчетности по персонифицированному учету и отчетности по страховым взносам.
Шаг 5. Ежедневно просматривайте входящую корреспонденцию. Сначала вы ждете электронную квитанцию о доставке отчетности из ПФР. В теории вы должны получить ее в течение 4 рабочих дней. Если же в этот срок вы ее не получите, Пенсионный фонд рекомендует обратиться в отделение Фонда или к спецоператору.
Шаг 6. Получив квитанцию о доставке отчетности, сохраняйте ее. Она может понадобиться для подтверждения сдачи вами отчетности в случае программных сбоев.
Шаг 7. В течение 6 дней со дня отправки отчетности ждите от ПФР протокол ее контроля. Получив его, отправьте в ответ квитанцию о доставке этого протокола, заверив ее ЭЦП. Если в протоколе сообщено об ошибках, вам придется их исправить и еще раз послать отчетность в ПФР. И лучше сделать это как можно быстрее.
Внимание! Днем сдачи отчетности считается день ее доставки в ПФР.
Как вы знаете, сдать отчетность в ПФР за полугодие 2011 г. нужно не позднее 15 августа (Пункт 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"; п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Но сам ПФР рекомендует не откладывать сдачу отчетности на последний день. Ведь система электронной сдачи отчетности еще далека от совершенства. А потому лучше отчитаться пораньше.
Примечание
Напомним, что некоторые организации и предприниматели по-прежнему могут сдавать отчетность в ПФР на бумаге. Это те, у кого одновременно выполняются два условия:
- отчетность составлена менее чем на 50 страхователей (получателей выплат) (Пункт 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ; ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ);
- средняя численность работников и иных получателей выплат за 2010 г. не превышает 50 человек (Часть 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).
(!) В каждом реестре по форме СЗВ-6-2 теперь можно указывать информацию только на 200 застрахованных лиц (Пункт 72 Инструкции, утв. Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п (далее - Инструкция)).
Ранее в каждом реестре сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-6-2) можно было указывать не более 32 000 работников. А новое правило, уменьшающее максимальное количество застрахованных в форме СЗВ-6-2 до 200, действует с начала июня (Постановление Правления ПФР от 24.03.2011 N 59п), то есть с отчетности за полугодие 2011 г.
(!) Отражаем в персонифицированной отчетности уплату взносов за прошлые периоды (Письмо ПФР от 18.05.2011 N 08-26/5304).
Как известно, переплату по пенсионным взносам в персонифицированной отчетности показывать нельзя. Это прямо сказано в Инструкции по заполнению ее форм (Пункты 71, 72 Инструкции). И если программа проверки обнаружит переплату в персонифицированной отчетности, Пенсионный фонд ее просто не примет.
В связи с этим возникает вопрос: как показывать в текущем периоде уплату взносов за предыдущий отчетный период? Не будет ли программа проверки расценивать это как переплату? К примеру, взносы за март 2011 г. вы заплатили в апреле. А взносы за апрель - июнь вы заплатили полностью во II квартале. В итоге в этом квартале начислено взносов меньше, чем уплачено. Но о переплате речи быть не может: вы просто заплатили то, что должны были заплатить.
Пенсионный фонд разъяснил, как программа проверки будет действовать в подобных ситуациях. Он, можно сказать, успокоил как инспекторов, так и организации и предпринимателей. Оказывается, в программу заложен довольно сложный механизм проверки. Начисленные и уплаченные взносы по каждому работнику рассчитываются нарастающим итогом, причем без учета категории застрахованного лица. Обратите внимание, что слова "нарастающим итогом" в данном случае означают, что суммируются показатели не с начала года, а вообще с даты приема на работу. И только если сумма уплаченных взносов (за весь период ваших отношений с работником) будет больше начисленных за тот же период взносов, вот тогда ваша отчетность проверку не пройдет. Поскольку программа выявит переплату, отраженную в персонифицированной отчетности.
Важно и то, что взносы на каждое физическое лицо программа проверки считает без учета категории застрахованного лица. Это позволяет упрощенцам и вмененщикам, которые в 2010 г. платили взносы по пониженному тарифу (с ныне отмененной категорией "УСЕН"), не плодить ненужные формы. Все сведения об уплате в 2011 г. взносов за 2010 г. можно показать в текущей отчетности. Уплаченные страховые взносы надо отразить в сведениях персонифицированного учета без разделения на суммы платежей текущего отчетного периода и суммы доплат за предыдущие отчетные периоды. А следовательно, не нужно формировать отдельные пачки документов для отражения доплат за предыдущие отчетные периоды (Письмо ПФР от 18.05.2011 N 08-26/5304).
Внимание! Данные персонифицированной отчетности всегда должны соответствовать данным РСВ-1.
(!) Удерживаем с работников излишние выплаты - корректируем персонифицированную отчетность (Письмо ПФР от 19.05.2011 N 08-26/5404).
Пенсионный фонд рассмотрел ситуацию, когда работникам в предыдущих периодах было начислено выплат (а следовательно, и взносов) больше, чем нужно.
При уменьшении пенсионных взносов нужно сформировать корректирующие сведения по форме СЗВ-6-1 или СЗВ-6-2. Их надо представить вместе с текущей персонифицированной отчетностью. Сумма корректировки, указанная в форме АДВ-6-2, должна быть равна сумме, учтенной в РСВ-1 ПФР. Вот как такую ситуацию прокомментировали в московском Отделении ПФР.
Из авторитетных источников
Прыгова Ольга Игоревна, начальник Управления организации персонифицированного учета Отделения Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области
"Если организация обнаружила, что кому-то из работников излишне выплачены определенные суммы, несомненно, это должно найти отражение в персонифицированной отчетности.
Для этого понадобятся корректирующие сведения по форме СЗВ-6-1 или СЗВ-6-2 с уточненной (уменьшенной) суммой начисленных страховых взносов. А в форме АДВ-6-2 в разделе "Сведения о корректирующих (отменяющих) сведениях" надо указать информацию о пачках корректирующих документов и размере доначисленных страховых взносов. При уменьшении суммы начисленных страховых взносов по конкретному застрахованному лицу числовой показатель в графе "Сумма доначисленных страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии" указывается со знаком "минус". Сумма корректировки, указанная в форме АДВ-6-2, должна быть равна сумме, учтенной при заполнении расчета РСВ-1 ПФР".
Заметьте: когда вы начислили и выплатили работнику больше, чем нужно, а потом заметили это, представлять уточненный расчет РСВ-1 ПФР за прошлый период нет оснований. Ведь деньги работник получил - выплаты действительно были и с них вы правильно исчислили взносы. Уточненный РСВ-1 ПФР может потребоваться в случае, если вы ошибетесь в отчетности в самих суммах выплат (Части 1 - 5 ст. 17 Закона N 212-ФЗ).
(!) При совмещении нескольких тарифов страховых взносов на титульном листе РСВ-1 ПФР надо проставить код тарифа "00" (Письмо ПФР от 26.04.2011 N ТМ-30-25/4492).
Пенсионный фонд разъяснил правила проставления кодов тарифа в расчете РСВ-1 ПФР. В целом они повторяют положения Рекомендуемого порядка заполнения этого расчета (Пункт 2.2 Рекомендуемого порядка заполнения РСВ-1 ПФР).
Но организации и предприниматели по-прежнему не всегда правильно проставляют эти коды. Итак, если вы совмещаете деятельность, облагаемую по основной системе налогообложения, с "вмененной" деятельностью, при заполнении разд. 2 расчета РСВ-1 надо внести данные в две таблицы:
- в одной из них, относящейся к деятельности на ОСНО, надо указать код тарифа "01";
- в другой, относящейся к специальным режимам (то есть к ЕНВД), надо указать код тарифа "51".
А на титульном листе не забудьте проставить код тарифа "00".
Правда, учитывая, что для вмененщиков с 2011 г. нет никаких льготных тарифов, это требование по заполнению расчета РСВ-1 ПФР теперь выглядит более чем странно.
Примечание
Пониженные тарифы для работающих у вас инвалидов не влияют на код тарифа на титульном листе (Пункт 2.2 Рекомендуемого порядка заполнения РСВ-1 ПФР). Поэтому если у вас всего один вид тарифа по виду деятельности (общий для всех работников, кроме инвалидов), то его и надо указывать на титульном листе.
(!) ФСС разъяснил, как на титульном листе формы-4 ФСС заполнять поле "Шифр страхователя" (Письмо ФСС РФ от 01.04.2011 N 14-03-11/04-2866).
Очевидно, что не все организации заполняют этот показатель правильно (Пункт 4.17 Порядка заполнения расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 156н).
Итак, шифр страхователя состоит из трех значений, указываемых через дробь:
- в первых трех ячейках надо указать шифр, определяющий категорию плательщика страховых взносов в соответствии с Приложением N 1 к Порядку заполнения расчета по форме-4 ФСС. К примеру, если вы применяете общую систему налогообложения, платите взносы в ФСС по тарифу 2,9% и не относитесь к СМИ, то ставите код "071";
- в следующих двух ячейках - код в соответствии с Приложением N 2 к Порядку заполнения расчета. Упрощенцы указывают код "01", вмененщики - код "02", плательщики ЕСХН - код "03", иные плательщики - код "00";
- в последних двух ячейках - код в соответствии с Приложением N 3. Бюджетные и казенные учреждения указывают код "01", а все остальные - "00".
В итоге если у вас - коммерческая организация на общей системе налогообложения, не относящаяся к средствам массовой информации, то шифр страхователя будет "071/00/00".
(+) Пенсионный фонд разработал образец заявления для уточнения платежей (Письмо ПФР от 06.04.2011 N ТМ-30-25/3445).
Этим образцом можно воспользоваться, если вы уточняете ошибки, которые не привели к непоступлению платежей в бюджет ПФР (Пункт 4 ч. 6, ч. 8, 11, 12 ст. 18 Закона N 212-ФЗ). В частности, так можно уточнить ИНН, КПП и статус плательщика, КБК, основание платежа, отчетный период и тип платежа. К заявлению надо приложить копию исправляемой платежки. Напомним, что при уточнении платежа отделение Фонда должно пересчитать начисленные ранее пени (Часть 11 ст. 18 Закона N 212-ФЗ; Письмо ПФР от 25.10.2010 N ТМ-30-25/11272).
(!) Штраф за несвоевременную сдачу расчета по форме-4 ФСС инспекторы должны начислить с суммы взносов, уменьшенных на расходы за счет ФСС (Письмо Минздравсоцразвития России от 22.02.2011 N 507-19).
Минздравсоцразвития уделило внимание вопросу об ответственности за просрочку со сдачей формы-4 ФСС. Сначала оно указало, что в этой форме объединена отчетность по двум видам обязательного социального страхования:
- на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
И по каждому из них предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок отчетности. Значит, штрафа - два.
Помимо этого, ведомство указало, что считать штраф за несвоевременную сдачу отчетности по взносам на случай временной нетрудоспособности нужно от суммы начисленных за квартал взносов, уменьшенных на расходы за счет ФСС. И это разъяснение - положительное. Ведь по версии, высказываемой ранее специалистами ФСС, штраф надо было считать с полной суммы взносов, начисленных за последний квартал.
(!) Плановые выездные проверки ПФР и ФСС отдельно проводить не могут (Письмо Минздравсоцразвития России от 22.02.2011 N 19-5/10/2-1748).
Минздравсоцразвития напомнило, что выездные проверки плательщиков страховых взносов ФСС и ПФР должны проводить только совместно. А проведение отдельных таких проверок Фондами неправомерно. В общем-то, про совместные проверки прямо написано и в Законе N 212-ФЗ (Часть 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).
Однако Минздравсоцразвития пошло дальше. Оно решило разделить выездные проверки на плановые и внеплановые. Такого деления в Законе N 212-ФЗ нет. Минздравсоцразвития подчеркнуло, что совместными должны быть только плановые проверки. Внеплановые выездные проверки каждый Фонд может проводить самостоятельно. Правда, в каких случаях возможны такие внеплановые проверки, министерство не указало.
Поэтому мы решили разобраться с этим вопросом. Основания для внеплановых проверок Фонда социального страхования есть в Законе N 255-ФЗ (Часть 3 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Отделение ФСС может назначить такую проверку, если получит от работника жалобу на вас. К примеру, на то, что вы отказались оплачивать работнику больничный или неправильно рассчитали пособие.
Также основанием для внеплановой проверки как Фондом соцстраха, так и Пенсионным фондом может служить ликвидация организации или ее реорганизация (Часть 20 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). И согласовывать такую проверку между собой Фонды не должны. Это нам подтвердили специалисты Пенсионного фонда.
Из авторитетных источников
Дашина Тамара Николаевна, заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области
"Отделения Пенсионного фонда могут проводить внеплановые выездные проверки только в связи с реорганизацией или ликвидацией организации. Их проведение не согласовывается с Фондом социального страхования. Такие проверки осуществляются независимо от времени проведения предыдущей проверки, но проверяемый период не должен превышать 3 года. Однако период, который уже проверялся ранее при плановой проверке, повторно проверяться не будет".
(!) Уточняем персонифицированную отчетность после выездной проверки (Письмо ПФР от 18.05.2011 N 08-26/5320).
Если при выездной проверке вам доначислили страховые взносы в ПФР за предыдущие отчетные периоды, вы должны уточнить персонифицированную отчетность. Ведь доначисленные взносы индивидуальны и вы должны представить информацию в ПФР. А Фонд должен отразить такие взносы на лицевых счетах ваших работников. На каждого работника, на выплаты которому доначислены взносы, вы должны заполнить корректирующие формы (СЗВ-6-1 или СЗВ-6-2) за тот отчетный период, в котором была допущена ошибка. Эти формы вы должны направить в ПФР вместе со своей обычной отчетностью за тот квартал, в котором решение по проверке вступило в силу. Данные о доначисленных взносах вы отразите и в разделе "Сведения о корректирующих (отменяющих) сведениях" формы АДВ-6-2. И эта сумма должна быть равна сумме доначисленных страховых взносов, которую вы укажете в строке 120 "Доначислено страховых взносов с начала расчетного периода" разд. 1 расчета по форме РСВ-1 ПФР.
Если вы все сделаете именно так, то проверка вашей отчетности пройдет успешно.
* * *
Конечно, разъяснения Минздравсоцразвития по взносам со среднего заработка неприятны, но зато его письма о пониженных тарифах при совмещении режимов радуют. Кроме того, не забудьте, что действует новая редакция описи АДВ-6-2. А значит, вам придется обновить программу подготовки персонифицированной отчетности.