Прежде всего напомним виды отчетности, которые предстоит подготовить "вмененщикам". Во-первых, нужно будет сдать в инспекцию налоговые декларации по тем налогам, плательщиком которых является организация или индивидуальный предприниматель (пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Во-вторых, фирмам, применяющим систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, необходимо составить бухгалтерскую отчетность. Сейчас в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) не предусмотрено каких-либо исключений для организаций, уплачивающих ЕНВД (индивидуальные предприниматели освобождены от ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности).
В-третьих, наряду с налоговыми декларациями и бухгалтерской отчетностью "вмененщикам" следует подготовить отчеты по статистике, а также по обязательному пенсионному и социальному страхованию.
Напомним: на основании п. 4 ст. 346.26 НК РФ при применении "вмененки" компании не уплачивают налог на прибыль, налог на имущество организаций и НДС (за исключением НДС, перечисляемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ). Индивидуальные предприниматели не платят НДФЛ со своих доходов, налог на имущество физических лиц и НДС (кроме "таможенного" НДС). Следовательно, по этим налогам не нужно сдавать декларации (расчеты), в том числе "нулевые". Об этом сказано в п. 2 ст. 80 НК РФ (см. также Письма Минфина России от 12.11.2007 N 03-02-07/1-465 и от 09.11.2007 N 03-11-04/3/434).
Примечание. До 1 января 2010 г. "вмененщики" также освобождены от уплаты ЕСН. С указанной даты данный вид налога упраздняется.
В связи с этим налоговая отчетность "вмененщика" включает в себя декларации по следующим видам налогов:
- единому налогу на вмененный доход;
- налогу на доходы физических лиц (в случае выплаты доходов работникам);
- транспортному налогу (если на плательщика ЕНВД зарегистрировано транспортное средство);
- земельному налогу (если "вмененщик" владеет земельным участком на праве собственности, постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения).
Как известно, налоговым периодом по ЕНВД является квартал. Следовательно, отчитываться нужно ежеквартально. Так, налоговую декларацию по ЕНВД по итогам IV квартала 2009 г. необходимо представить не позднее 20 января 2010 г. (п. 3 ст. 346.32 НК РФ). Она подается по месту постановки на учет в качестве "вмененщика". Форма декларации по единому налогу на вмененный доход утверждена Приказом Минфина России от 08.12.2008 N 137н.
Кстати, в эту форму планируется внести точечные изменения. В обновленном виде ее нужно будет представить по итогам I квартала 2010 г. Минфин России уже подготовил соответствующий проект приказа. Подробнее об этом - в ближайших номерах журнала.
Заметим, что при расчете суммы единого налога на вмененный доход за IV квартал 2009 г. применяется значение К1, равное 1,148 (утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.11.2008 N 392). А при определении суммы этого налога за I квартал 2010 г. необходимо будет учитывать величину коэффициента-дефлятора К1, установленную Приказом Минэкономразвития России от 13.11.2009 N 465 и равную 1,295.
В некоторых ИФНС инспекторы отказываются принимать декларации по единому налогу на вмененный доход на бумажных носителях. По их мнению, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие "вмененку", должны руководствоваться установленным форматом представления налоговых деклараций в электронном виде начиная с отчетности за I квартал 2009 г. Давайте разберемся, правомерны ли требования налоговиков.
Так, на основании п. 3 ст. 80 НК РФ обязанность по представлению налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде возлагается в первую очередь на налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также на вновь созданные (в том числе при реорганизации) фирмы, численность работников которых превышает указанный предел. Кроме того, сдавать отчетность в электронном виде должны крупнейшие налогоплательщики. В иных случаях налогоплательщики представляют налоговую отчетность на бумажных носителях или по установленным форматам в электронном виде.
Как известно, согласно п. п. 2.1 и 2.2 ст. 346.26 НК РФ при выполнении указанных условий "Вмененка" не применяется. Следовательно, плательщики ЕНВД не могут соответствовать этим критериям и обязанность по представлению налоговой отчетности в электронном виде на них не распространяется. То есть требования налоговых инспекторов в подобном случае неправомерны.
Финансовое ведомство в Письме от 15.04.2009 N 03-02-08/31 также указало, что если хозяйствующий субъект не подпадает под категорию налогоплательщиков, перечисленных в п. 3 ст. 80 НК РФ, он может отчитываться на бумажных носителях либо по установленным форматам в электронном виде.
Примечание. Подобный вывод содержится в Письме Минфина России от 10.03.2009 N 03-02-07/1-119.
Если "вмененщик" предпочтет последний вариант, то ему нужно учесть следующее. Во-первых, Формат представления налоговой декларации, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (на основе XML) (версия 5) "Часть XXIX. Состав и структура показателей налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (версия 01)" утвержден Приказом ФНС России от 05.02.2009 N ММ-7-6/56@. Во-вторых, отчитываться в электронном виде следует только по телекоммуникационным каналам связи.
А должен ли "вмененщик" представить декларацию по ЕНВД по итогам IV квартала 2009 г., если он временно приостановил деятельность? Финансовое ведомство считает, что он обязан это сделать. Причем, если у него на руках не будет уведомления о снятии с учета в качестве плательщика единого налога на вмененный доход, нужно не только сдать декларацию, но и заплатить налог (Письма Минфина России от 10.09.2009 N 03-11-09/307, от 30.06.2009 N 03-11-09/230 и от 28.05.2009 N 03-11-09/188).
Налоговое ведомство придерживается противоположного мнения и допускает представление "нулевой" отчетности по единому налогу на вмененный доход (Письмо от 27.08.2009 N ШС-22-3/669@). Однако в некоторых муниципальных образованиях налоговые инспекторы не приняли у плательщиков ЕНВД указанные налоговые декларации за III квартал 2009 г
Однозначная арбитражная практика по данному вопросу пока не сложилась. Конечно, чтобы не доводить дело до суда, нужно сдать декларацию по ЕНВД по итогам квартала, в котором деятельность была приостановлена. Если организация (индивидуальный предприниматель) планирует представить "нулевую" декларацию, ей следует заручиться письменными разъяснениями руководителя (его заместителя) своей инспекции и подтверждающими документами.
Организации и индивидуальные предприниматели при выплате доходов своим работников признаются налоговыми агентами. Поэтому они обязаны не только своевременно исчислить, удержать и перечислить налог в бюджет, но и подать в налоговую инспекцию сведения о доходах своих работников и суммах уплаченных налогов (п. 3 ст. 24 НК РФ).
"Вмененщикам" до 1 апреля 2010 г. нужно представить указанные сведения за 2009 г. в инспекцию по месту своего учета (ст. 230 НК РФ).
Примечание. Налоговым периодом по НДФЛ является календарный год.
Сведения подаются по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физических лиц за 200__ год", которая утверждена Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@. Документ составляется на каждого работника. В нем указывается размер доходов сотрудника, а также суммы налоговых вычетов и удержанного налога.
Сведения по форме 2-НДФЛ можно сдать в инспекцию только двумя способами - либо на магнитных носителях, либо по телекоммуникационным каналам связи. В бумажном виде справки по данной форме вправе представить только "вмененщики", у которых численность работников в течение календарного года менее чем 10 человек либо которым инспекция предоставила такую возможность с учетом специфики деятельности или особенностей места нахождения.
Если организация, применяющая "вмененку", имеет обособленные подразделения, наверняка у нее возникал вопрос о представлении сведений по форме 2-НДФЛ по месту их нахождения.
Необходимость подачи справок по форме 2-НДФЛ в инспекцию по месту учета обособленного подразделения на протяжении нескольких лет была камнем преткновения между фирмами и налоговиками.
Так, последние придерживались мнения, что данные сведения обособленным подразделениям организации следует представлять в инспекцию по месту постановки на налоговый учет головной организации (Письма ФНС России от 21.02.2007 N ГИ-6-04/135@ и от 07.03.2007 N 23-3-04/238@). При этом финансовое ведомство считало, что обособленные подразделения могут сдавать сведения по форме 2-НДФЛ по месту учета самого подразделения, если руководитель подразделения уполномочен фирмой представлять по доверенности ее интересы. Подобный вывод содержится в Письмах Минфина России от 16.01.2007 N 03-04-06-01/2 и от 16.01.2007 N 03-04-06-01/4.
Судебная практика складывалась неоднозначно. Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28.01.2008 по делу N А05-6798/2007 арбитры указали, что филиалы и представительства российских организаций не имеют статуса налогового агента. В связи с этим сведения о доходах физических лиц необходимо подавать в ИФНС по месту учета головной организации. Но существуют и противоположные решения судов (Постановление ФАС Московского округа от 15.06.2006 N КА-А40/5048-06).
Однако в Письме от 03.12.2008 N 03-04-07-01/244 финансовое ведомство высказало точку зрения, согласно которой обязанность налоговых агентов представлять сведения о доходах работников в инспекцию по месту своего учета связана с обязанностью уплачивать сумму НДФЛ, исчисленную и удержанную у физических лиц, по месту учета налоговых агентов. При этом на основании п. 7 ст. 226 НК РФ налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, должны перечислять суммы НДФЛ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
На основании ст. 83 НК РФ организация подлежит постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту ее нахождения, месту нахождения ее обособленных подразделений и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Если плательщик ЕНВД имеет обособленные подразделения, которые сами начисляют и выплачивают доходы своим работникам, то сведения о доходах работников по форме 2-НДФЛ можно представлять в налоговые органы по месту нахождения этих подразделений, а не головной организации.
Примечание. ФНС России довела данное разъяснение до нижестоящих налоговых органов Письмом от 29.12.2008 N ШС-6-3/979.
А в Письме от 28.08.2009 N 03-04-06-01/224 финансовое ведомство указало, что, если несколько обособленных подразделений находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, организация может встать на учет по месту нахождения одного из них. В это же обособленное подразделение следует подавать и справку по форме 2-НДФЛ. Если подразделение не имеет отдельного баланса, то сведения о доходах сотрудников по месту его учета может подать головная организация или ее представитель (в том числе обособленное подразделение, имеющее отдельный баланс).
По мнению специалистов УФНС России по г. Москве, изложенному в Письме от 10.04.2009 N 20-15/3/034845@, сведения о доходах работников обособленных подразделений могут представляться либо по месту учета головной организации, либо по месту нахождения обособленного подразделения.
Таким образом, в подобном случае фирма как налоговый агент вправе сама решить, куда ей подавать сведения по форме 2-НДФЛ.
Некоторые индивидуальные предприниматели, применяющие "вмененку", получают заработную плату, НДФЛ с которой удерживает и уплачивает работодатель. Возникает вопрос: обязан ли коммерсант представлять в инспекцию отчетность по НДФЛ?
На основании п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата предпринимателями НДФЛ за работников ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ индивидуальными в отношении доходов, полученных от "вмененной" деятельности.
Примечание. О порядке уплаты НДФЛ за работников индивидуальными предпринимателями - Письмо ФНС России от 19.06.2009 N 3-5-03/837@.
Вместе с тем коммерсант, получающий доход от работодателя, признается налогоплательщиком НДФЛ. В соответствии с п. 5 ст. 227 и п. 1 ст. 229 НК РФ на бизнесменов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, возложена обязанность по представлению налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ утверждена Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 153н). Индивидуальные предприниматели должны подавать такую отчетность в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой налогом на доходы физических лиц.
В данном случае коммерсант, помимо дохода, получаемого от "вмененной" деятельности, получает заработную плату, облагаемую НДФЛ. Однако она является вознаграждением за труд и не признается доходом, полученным от предпринимательской деятельности. Следовательно, если бизнесмен не осуществляет виды предпринимательской деятельности, облагаемые НДФЛ, он не обязан представлять в инспекцию налоговую декларацию по этому налогу.
Отчитываться по транспортному налогу должны только организации, на которых зарегистрированы транспортные средства, указанные в ст. 358 НК РФ. В первую очередь это относится к "вмененщикам", оказывающим услуги по перевозке пассажиров и грузов.
Примечание. Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Сдать декларацию по итогам 2009 г. необходимо в налоговую инспекцию по месту нахождения транспортного средства до 1 февраля 2010 г. (ст. 363.1 НК РФ). Для отчета за 2009 г. используется прежняя форма декларации. Форма отчетности по транспортному налогу и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н.
Обратите внимание: если фирма пользуется льготой, предусмотренной законом субъекта РФ, декларацию все равно придется подать. При этом в графе 12 разд. 2 "Расчет суммы налога по каждому транспортному средству (по данным налогоплательщика)" следует указать код налоговой льготы по транспортному налогу, а в графе 13 - ее сумму.
Иначе обстоит дело в случае, когда транспортные средства "вмененщика" не подлежат налогообложению согласно п. 2 ст. 358 НК РФ.
Дело в том, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Значит, обязанность по представлению налоговых деклараций и расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу (сдаются по итогам I, II и III кварталов) возложена на компании, в которых в установленном законодательством порядке зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения.
В Письме от 04.03.2008 N 03-05-04-02/14 Минфин России указал, что в Налоговом кодексе РФ и иных нормативных правовых актах, принятых в соответствии с НК РФ, не предусмотрена обязанность представлять в ИФНС налоговые декларации (налоговые расчеты по авансовым платежам) по транспортному налогу организациями, не признаваемыми налогоплательщиками этого налога, в том числе фирмами, в которых в установленном порядке зарегистрированы транспортные средства, не являющиеся согласно п. 2 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения.
Арбитры также придерживаются данной позиции (Постановления ФАС Московского округа от 26.03.2009 N КА-А40/2292-09, ФАС Северо-Западного округа от 23.05.2007 по делу N А56-18942/2006 и ФАС Волго-Вятского округа от 18.09.2007 по делу N А82-16958/2006-14).
Следовательно, если в организации зарегистрированы исключительно транспортные средства, не признающиеся объектами налогообложения транспортным налогом, налоговая инспекция не вправе привлечь ее к ответственности за непредставление в установленный срок декларации и расчетов по этому налогу.
Организации и индивидуальные предприниматели, которые используют во "вмененной" деятельности земельные участки, принадлежащие им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, должны уплачивать земельный налог и, соответственно, представлять отчетность по нему.
Примечание. Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Декларацию по итогам 2009 г. необходимо подать в налоговую инспекцию по месту нахождения земельных участков не позднее 1 февраля 2010 г. (ст. ст. 393 и 398 НК РФ). Ее форма и Порядок заполнения утверждены Приказом Минфина России от 16.09.2008 N 95н.
Заметим: если фирма (индивидуальный предприниматель) владеет на территории одного муниципального образования несколькими земельными участками, то на каждый земельный участок (долю в праве на земельный участок) нужно заполнить отдельный лист разд. 2 "Расчет налоговой базы и суммы земельного налога" декларации.
До 31 марта 2010 г. организации должны представить годовую бухгалтерскую отчетность. При этом подать ее нужно не ранее 60 дней по окончании отчетного года (ст. 15 Закона N 129-ФЗ и п. 86 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
Организации представляют указанную отчетность учредителям, участникам фирмы или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации и в налоговую инспекцию по месту нахождения организации (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Малые предприятия вправе представлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном варианте: вместо шести предусмотренных форм только две:
- бухгалтерский баланс (форма N 1);
- отчет о прибылях и убытках (форма N 2).
Отчеты об изменениях капитала (форма N 3), о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и пояснительную записку субъекты малого предпринимательства могут не представлять. Если "вмененщики" обязаны по законодательству РФ проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, то они могут представить ее в упрощенном виде только при отсутствии соответствующих данных для заполнения дополнительных форм отчетности.
Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности содержатся в Приказе Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
Кстати, в Письме от 24.07.2009 N 03-02-07/1-385 финансовое ведомство обратило внимание на то, что согласно п. 6 ст. 13 Закона N 129-ФЗ бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей отчетности фирма может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде. При этом в НК РФ не предусмотрена обязанность представления организацией в налоговую инспекцию бухгалтерской отчетности в электронном виде.
Многие организации, уплачивающие ЕНВД, состоят на налоговом учете по месту своего нахождения, а также по месту нахождения обособленных подразделений. Возникает вопрос: обязаны ли такие фирмы представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений?
Финансовое ведомство считает, что нет (Письма от 07.07.2009 N 03-02-07/1-345, от 22.04.2008 N 03-02-07/1-156 и от 08.03.2008 N 03-02-07/1-132).
Как указано выше, в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность организации представлять по месту своего нахождения бухгалтерскую отчетность. Согласно п. п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация организации осуществляется по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени организации без доверенности. Наименование и место нахождения фирмы указаны в ее учредительных документах.
Следовательно, у компании, которая в соответствии с Законом N 129-ФЗ обязана вести бухгалтерский учет, возникает обязанность представлять бухгалтерскую отчетность только в налоговый орган по месту своего нахождения.
При этом организация вправе представлять бухгалтерскую отчетность не только в налоговый орган по месту ее нахождения, но и по месту нахождения ее обособленных подразделений.
По результатам работы за год организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями, должны представить в налоговую инспекцию декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Пунктом 21 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ с 1 января 2010 г. отменяется порядок исчисления и представления отчетности в налоговые органы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, установленный в ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Закон N 167-ФЗ). При этом согласно п. 1 ст. 59 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ по отчету за 2009 г. плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не позднее 30 марта 2010 г. должны представить в налоговые органы декларацию по данным платежам.
Примечание. За декабрь 2009 г. авансовый платеж по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование нужно перечислить не позднее 15 января 2010 г.
Организации и предприниматели, выплачивающие вознаграждения физическим лицам, обязаны сдать декларацию по страховым взносам в ПФР за 2009 г. по форме, которая утверждена Приказом Минфина России от 27.02.2006 N 30н (Письмо ФНС России от 16.09.2009 N ШС-22-3/717@).
Кроме того, "вмененщики" должны представить в территориальные органы Пенсионного фонда РФ сведения о трудовом стаже и заработке каждого работника за 2009 г. Такое требование содержится в п. 2 ст. 14 Закона N 167-ФЗ и ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ).
Заметим, что индивидуальные предприниматели, помимо сведений о наемных работниках, обязаны также представить информацию о себе, так как они самостоятельно перечисляют страховые взносы в ПФР в виде фиксированных платежей.
Примечание. Об этом - п. 1 ст. 8 и п. 5 ст. 11 Закона N 27-ФЗ.
Сдать персонифицированные сведения за 2009 г. необходимо до 1 марта 2010 г. (п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ). Формы документов, которые следует подать, утверждены Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п (в ред. Постановления от 23.07.2009 N 161п).
Порядок сдачи отчетности по страховым взносам на случай травматизма регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Согласно ст. 24 этого Закона работодатели представляют отчетность ежеквартально нарастающим итогом в территориальные органы ФСС РФ по месту регистрации. Причем делать это нужно не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Таким образом, по итогам 2009 г. фирмам и предпринимателям следует отчитаться до 15 января 2010 г. Для этого им необходимо подать расчетную ведомость по средствам ФСС РФ по форме 4-ФСС РФ, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 N 111 (в ред. Постановления от 13.04.2009 N 92).
Одновременно с расчетной ведомостью нужно представить отчет по использованию сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за 2009 г. (утв. Постановлением ФСС РФ от 15.10.2008 N 209). Отчет составляется нарастающим итогом с начала года. К нему следует приложить копии документов, подтверждающих целевое использование средств.
Если индивидуальные предприниматели, применяющие "вмененку", платят взносы в ФСС РФ добровольно, то до 15 января 2010 г. им также нужно сдать отчет по итогам 2009 г. по форме 4а-ФСС РФ (утв. Постановлением ФСС РФ от 25.04.2003 N 46). Заметим, что с 1 января следующего года будет действовать новый порядок уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование для тех, кто вступил в добровольные отношения с Фондом социального страхования. Данные Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 790.
Помимо налоговой и бухгалтерской, "вмененщикам" приходится представлять также статистическую отчетность по основным показателям деятельности. Так, организации, признаваемые малыми предприятиями, должны до 29 января 2010 г. включительно сдать в органы статистики форму N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" за январь - декабрь 2009 г. (утв. Приказом Росстата от 23.09.2008 N 235). Заметим, что начиная с отчета за январь - март 2010 г. сведения о деятельности малого предприятия нужно будет сдать по новой форме N ПМ, утвержденной Приказом Росстата от 14.10.2009 N 226.
Этим же Приказом утверждена форма N МП (микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия", которую по итогам 2009 г. должны представить фирмы, являющиеся микропредприятиями. Сдать отчет нужно не позднее 5 февраля 2010 г.
Примечание. Признаки микропредприятия и малого предприятия приведены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
Индивидуальным предпринимателям до 2 марта 2010 г. включительно необходимо представить сведения о своей деятельности за 2009 г. по форме N 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя" (утв. Приказом Росстата от 23.09.2008 N 235).
Также к статистической отчетности можно отнести форму "Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год", хотя этот документ подается в налоговую инспекцию, а не в органы статистики. Ее сдают абсолютно все фирмы и индивидуальные предприниматели независимо от того, есть ли у них в штате наемные работники. Это подтверждает финансовое ведомство (Письма Минфина России от 20.11.2008 N 03-02-08/24, от 21.07.2008 N 03-02-08-13 и от 15.07.2008 N 03-02-07/1-285).
Примечание. Об этом - п. 3 ст. 80 НК РФ.
Подать сведения о среднесписочной численности работников за 2009 г. нужно в налоговую инспекцию по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) до 20 января 2010 г. включительно. Форма, по которой следует представить указанные сведения, утверждена Приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@.
Если "вмененщик" не сдаст вовремя налоговую декларацию, ему грозит штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате по этой декларации, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. Если задержка превысит 180 дней, размер штрафа увеличится до 30% от суммы налога. Помимо этого, начиная с 181-го дня дополнительно взыскивается по 10% от суммы налога за каждый полный или неполный месяц задержки (ст. 119 НК РФ). Кроме того, за непредставление деклараций в срок с "вмененщиков" могут взыскать еще и административный штраф от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).
А налагается ли на плательщика ЕНВД штраф, если он сдал отчетность по не предусмотренной законодательством форме? К сожалению, данная ситуация может возникнуть как из-за человеческого фактора, так и по техническим причинам. По мнению финансового и налогового ведомств, представление налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем виде и (или) неустановленным способом является неисполнением налогоплательщиком обязанности по представлению налоговой отчетности (Письма Минфина России от 24.12.2007 N 03-01-13/9-269 и ФНС России от 09.01.2008 N ЧД-6-25/2@). Однако в ст. 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный срок. Данная статья не предусматривает налоговой ответственности за представление декларации по неустановленной (старой) форме. Таким образом, если плательщик ЕНВД представит отчетность по старой форме, он не может быть привлечен к ответственности в соответствии с данной статьей. Арбитры придерживаются аналогичной точки зрения (Определение ВАС РФ от 14.02.2008 N 1475/08, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.01.2008 N Ф03-А24/07-2/6310).
В настоящее время законодательством не предусмотрена ответственность за несвоевременную сдачу отчетности по страховым взносам в ПФР (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106 и Письмо Минфина России от 03.06.2008 N 03-02-07/1-206). Однако с 1 января 2010 г. КоАП РФ будет дополнен ст. 15.33 и за нарушение установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в органы государственных внебюджетных фондов придется заплатить штраф. Кроме того, за несвоевременное представление отчетности "вмененщик" может быть привлечен к ответственности, предусмотренной в ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Штрафные санкции за непредставление сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете предусмотрены в ст. 17 Закона N 27-ФЗ. Так, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений со страхователей взимается штраф в размере 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР.
Непредставление в установленный срок бухгалтерской отчетности, сведений о среднесписочной численности работников и формы 2-НДФЛ чревато штрафными санкциями по ст. 126 НК РФ. Размер штрафа составляет 50 руб. за каждый непредставленный документ. Кроме того, для должностных лиц организаций предусмотрен административный штраф в размере от 300 до 500 руб., а для индивидуальных предпринимателей - от 100 до 300 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ).
Ответственность за несвоевременную сдачу расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ установлена в ст. 19 Закона N 125-ФЗ. Так, если "вмененщик" не представит ведомость в установленный срок, ему грозит штраф в размере 5% суммы подлежащих уплате страховых взносов, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. За подачу отчетности с задержкой свыше 180 календарных дней предусмотрен штраф в размере 30% суммы подлежащих уплате страховых взносов. Помимо этого, 10% от той же суммы страховых взносов придется заплатить дополнительно за каждый месяц (в том числе неполный) непредставления отчетности начиная со 181-го календарного дня после наступления срока ее подачи. За данное нарушение сумма штрафа не может быть менее 1000 руб.
Ответственность за опоздание со сдачей статистической отчетности установлена в ст. 13.19 КоАП РФ. Размер штрафа в подобном случае составляет от 3000 до 5000 руб.