Существуют несколько специальных налоговых режимов (система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции, упрощенная система налогообложения). Данная статья посвящена ошибкам, которые налогоплательщики совершают при осуществлении налогообложения по УСН.
Первая ошибка - несоблюдение условий перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН).
1. Сначала необходимо определиться с численностью. Средняя численность работников в организации или у индивидуального предпринимателя за налоговый период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, не должна превышать 100 человек.
Такая численность определяется в соответствии с Порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утв. Постановлением Росстата от 03.11.2004 N 50.
В соответствии с п. 87.2 разд. 1 "Численность и начисленная заработная плата работников" Порядка лица, привлеченные для работы по специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (в т.ч. отбывающие наказание в виде лишения свободы), учитываются в среднесписочной численности работников.
При определении численности необходимо учитывать налоговый период. По различным спецрежимам налоговый период также различен. Согласно ст. 346.30 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход признается квартал.
Таким образом, продолжительность налогового периода, за который определяется ограничение в виде среднесписочной численности работников для УСН на основе патента и для ЕНВД, может быть разной. Поэтому налогоплательщик, совмещающий указанные налоговые режимы, должен вести раздельный учет среднесписочной численности работников в целях как п. 2.1 ст. 346.25.1, так и гл. 26.3 НК РФ.
Индивидуальный предприниматель, совмещающий УСН на основе патента и ЕНВД, вправе иметь не более 100 человек наемных работников за налоговый период при условии, что среднесписочная численность привлекаемых наемных работников, занятых в предпринимательской деятельности, облагаемой в соответствии со ст. 346.25.1 НК РФ, за налоговый период не превышает пять человек. Независимо от количества выданных ИП патентов общая среднесписочная численность привлекаемых наемных работников по всем видам деятельности, облагаемым в рамках УСН на основе патента, не должна превышать за налоговый период пять человек (Письмо Минфина России от 02.03.2010 N 03-11-11/41).
При подаче заявления о переходе на УСН средняя численность работников рассчитывается по состоянию на 1 октября года, в котором подается заявление (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
Если организация намеревается перейти на УСН с 2011 г., она должна рассчитать среднюю численность за январь - сентябрь 2010 г. Если численность окажется меньше 100 человек, организация вправе подать заявление о переходе на УСН.
По завершении календарного года организации необходимо вновь рассчитать среднюю численность работников, уже по итогам 2010 г., поскольку в соответствии с пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ средняя численность работников не должна превышать 100 человек за любой отчетный (налоговый) период. В противном случае организация не вправе перейти на УСН и должна подать в налоговую инспекцию уведомление по форме N 26.2-3, утв. Приказом ФНС России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@.
2. Следующая особенность - доход, получаемый за календарный год.
По итогам девяти месяцев года, в котором подается заявление о переходе на УСН, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 248 НК РФ, не должен превышать 45 млн руб. (без учета НДС) в 2009 г., 60 млн руб. - с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г.
Доход от деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, не учитывается при определении предельной величины дохода, обусловливающего право на применение УСН (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.04.2010 по делу N А27-17222/2008).
Участники долевой собственности в виде нежилых помещений, приобретенных в рамках договора об инвестиционной деятельности, не являющегося договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), осуществляющие предпринимательскую деятельность по сдаче в аренду нежилых помещений, могут перейти на УСН при условии соблюдения требований гл. 26.2 НК РФ (Письмо Минфина России от 10.08.2010 N 03-11-11/218).
При этом следует иметь в виду: исходя из Решения ВАС РФ от 19.11.2003 N 12358/03 Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования не могут быть признаны организациями в том смысле, в каком использует указанный термин ст. 11 НК РФ.
Таким образом, доля участия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований не учитывается при определении доли непосредственного участия организаций в целях применения УСН.
В отношении кредитных организаций необходимо учитывать следующее.
Доходы, которые кредитный кооператив получает от пайщиков в виде компенсации за пользование займом, повышенной компенсации за просроченную задолженность по займу, целевого взноса в резервный фонд и добровольного страхового взноса, учитываются при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, т.к. они не поименованы в перечне, содержащемся в ст. 251 НК РФ (Письмо Минфина России от 25.11.2008 N 03-11-04/2/178).
Для применения УСН в течение календарного года необходимо отслеживать объем доходов, чтобы не потерять возможность применять данный налоговый режим.
На практике организации минимизируют доход следующими способами:
- применяется договор комиссии, согласно которому доходом признается только сумма, выплачиваемая комитентом посреднику в качестве вознаграждения. В пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ отмечено, что имущество или деньги, поступившие комиссионеру для исполнения посреднического договора, доходом не являются;
- под конец календарного года некоторые суммы возвращаются как ошибочные платежи. А в новом году эти деньги опять поступают организации, применяющей УСН, и учитываются последней в доходах;
- можно попросить контрагентов перенести платеж на следующий год, поскольку организации, применяющие УСН, учитывают доходы кассовым методом согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ;
- организации, применяющие УСН, могут предоставить заем контрагенту, который в свою очередь его гасит. Для того чтобы не было трений с налоговыми органами, сумма займа должна быть на несколько сотен рублей больше или меньше. Заем должен быть с процентами, которые вернутся в счет оплаты;
- в настоящее время законодательство не запрещает изменить кредитора и сообщить покупателю, что оплату он должен произвести на счет другой компании.
Предварительное согласие со стороны покупателя не требуется.
3. Организации в зависимости от осуществляемой ими деятельности и организационно-правовой формы подразделяются на несколько видов. Некоторые организации и ИП не могут перейти на УСН, т.к. попадают в категорию лиц, перечисленных в п. 3 ст. 346.12 НК РФ (см. табл. 1).
Таблица 1
Перечень организаций и ИП, которые не могут перейти на УСН
N п/п |
Наименование |
Обоснование |
Источник |
|
Организации, имеющие |
В соответствии со ст. 55 |
Подпункт 1 п. 3 |
|
Банки |
Банк - кредитная |
Подпункт 2 п. 3 |
|
Страховщики |
Страховщики - юридические |
Подпункт 3 п. 3 |
|
Негосударственные |
Негосударственный пенсионный |
Подпункт 4 п. 3 |
|
Инвестиционные фонды |
Инвестиционный фонд - |
Подпункт 5 п. 3 |
|
Профессиональные |
Профессиональные участники |
Подпункт 6 п. 3 |
|
Ломбарды |
Ломбардом является |
Подпункт 7 п. 3 |
|
Организации, |
Подакцизные товары указаны |
Подпункт 8 п. 3 |
|
Организации, ведущие |
Деятельность организации |
Подпункт 9 п. 3 |
|
Участники соглашений |
Соглашение о разделе |
Подпункт 11 п. 3 |
|
Организации, |
Плательщиками ЕСХН |
Подпункт 13 п. 3 |
|
Нотариусы, |
Нотариусы осуществляют |
Подпункт 10 п. 3 |
|
Организации, |
Организации не вправе |
Пункт 4 |
|
Бюджетные учреждения |
Бюджетное учреждение - |
Подпункт 17 п. 3 |
|
Иностранные |
Иностранные организации, |
Подпункт 18 п. 3 |
Запрет на применение УСН касается организаций, имеющих именно филиалы или представительства, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством, а не любые обособленные подразделения. Таким образом, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, не указанные в учредительных документах в качестве филиалов или представительств, вправе применять УСН. В таком случае единый налог при применении УСН уплачивается по месту постановки на учет головной организации независимо от количества обособленных подразделений и мест осуществления их деятельности.
Если организация, подавшая заявление о переходе на УСН, до начала ее применения образовала филиал или представительство в соответствии с гражданским законодательством, она потеряет право перейти на УСН. В этом случае необходимо представить в налоговую инспекцию уведомление по форме N 26.2-3 об отказе применять "упрощенку". В соответствии с пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН бюджетные учреждения.
Рассмотрим, могут ли применять УСН муниципальные организации. При этом институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным Кодексом (п. 1 ст. 11 НК РФ).
Так, согласно п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ.
На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. При этом имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Определение бюджетного учреждения установлено в ст. 161 БК РФ и приведено в табл. 1.
Учитывая изложенное, действие пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ распространяется на все бюджетные учреждения (Письмо Минфина России от 05.02.2007 N 03-11-02/35).
В отношении автономных учреждений Минфин России уточнил следующее.
Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого, закрепленным за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенным автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по его обязательствам.
Автономное учреждение представляет собой некоммерческую организацию, созданную Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"). В соответствии со ст. 6 Закона N 174-ФЗ учредителем автономного учреждения является государство (в лице Российской Федерации или субъекта РФ) или муниципальное образование.
В автономном учреждении создается дополнительный орган управления, фактически контролирующий деятельность его руководителя. Этот орган и будет осуществлять контроль над сделками. Таким образом, руководитель автономного учреждения уже не вправе самостоятельно заключать все сделки от имени учреждения. В случае осуществления крупной сделки или сделки с заинтересованностью должен соблюдаться установленный порядок. Для бюджетного учреждения такие правила и ограничения не определены. На основании изложенного автономное учреждение не является бюджетным, следовательно, ограничения пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, установленные в отношении бюджетных учреждений, к автономным учреждениям не применяются (Письма Минфина России 28.07.2008 N 03-11-03/15, от 20.10.2009 N 03-11-06/2/216).
4. Применение (неприменение) УСН зависит от доли участия другой организации в уставном капитале. Организации не могут применять "упрощенку", если доля участия в них других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на:
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;
- некоммерческие организации, в т.ч. организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, сформулированной в Постановлении от 07.10.2008 N 6159/08, переход на УСН при соблюдении закрепленных в ст. ст. 346.11 - 346.13 НК РФ условий организации и ИП осуществляют добровольно, а подача заявления о переходе на эту систему налогообложения носит уведомительный характер. Следовательно, выдача инспекцией уведомления о возможности применения УСН не означает принудительный перевод налогоплательщика на этот спецрежим. Если, например, после подачи заявления о переходе на УСН организация до начала ее применения внесет изменения в учредительные документы и "правило 25%" не будет выполняться, она потеряет право перейти на этот режим налогообложения. В данном случае необходимо представить в налоговый орган уведомление по форме N 26.2-3.
Ситуацию, когда организация не имела права применять УСН, рассмотрел ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 14.09.2009 по делу N А42-7838/2008.
Организация написала заявление в налоговый орган о применении УСН, хотя доля одного учредителя (организации) превышала 25%. Через два года налоговый орган, обнаружив ошибку, написал, что организация не имеет право применять УСН и соответствующим письмом отозвал у налогоплательщика уведомление о возможности применения "упрощенки".
Через три дня после получения письма из налоговой инспекции налогоплательщик уменьшил долю участия организации в своем уставном капитале: учредитель налогоплательщика - ООО на основании договоров дарения передал доли по 25,5% в уставном капитале налогоплательщика физическим лицам. Соответствующие изменения в учредительных документах были зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) 31 октября.
Но при этом заявление на применение УСН на следующий год налогоплательщик не подал. Организация пыталась оспорить отзыв уведомления и доказать свое право на применение УСН до внесения изменений в уставном капитале в арбитражном суде, но безуспешно.
Отказ налогового органа в применении УСН может быть обусловлен и недостоверными сведениями, представленными в ЕГРЮЛ. Подобную ситуацию рассматривал ФАС Московского округа (Постановление от 29.10.2009 N КА-А40/11509-09).
Инспекция отказала налогоплательщику в выдаче уведомления о возможности применения УСН, поскольку на дату подачи соответствующего заявления (30 ноября 2006 г.) не было соблюдено требование пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ: доля участия другой организации (ООО) в уставном капитале заявителя превышала 25%. Налоговики уведомили общество о невозможности применения УСН с 1 января 2007 г.
Налогоплательщик предпринял действия для изменения доли участия: ООО было удалено из состава учредителей, о чем была внесена запись в ЕГРЮЛ. После этого заявитель вновь обратился в инспекцию с просьбой выдать уведомление о применении УСН с 2007 г. В комплект документов, представленный одновременно с заявлением о внесении изменений в ЕГРЮЛ, забыли вложить заявление о прекращении у учредителя - юридического лица обязательственного права в отношении организации-налогоплательщика. Но налоговый орган снова отказал в выдаче уведомления о переходе на УСН, сославшись на превышение доли участия юридического лица в составе учредителей общества на дату подачи заявления (30 ноября 2006 г.). Арбитражный суд поддержал организацию.
С какого момента организация обязана вернуться на общий режим при превышении лимита доли участия: с момента перехода доли от гражданина к юридическому лицу или с момента госрегистрации таких изменений?
Согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ, если в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. п. 3 и 4 ст. 346.12 НК РФ, налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала квартала, когда были допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
В Постановлении ФАС Уральского округа от 08.09.2009 N Ф09-6582/09-С2 указано: налогоплательщик имеет право применять общую систему налогообложения с I квартала 2007 г., т.е. с момента перехода доли в уставном капитале общества, а не с момента госрегистрации данного перехода в июле 2007 г.
5. При переходе на упрощенную систему налогообложения необходимо не забывать про стоимость основных средств. Организации не могут применять УСН, если остаточная стоимость ОС и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб. В целях подп. со с. 10 учитываются ОС и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ (подп. на с. 9).
Остаточная стоимость ОС рассчитывается по состоянию на 1 октября текущего года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН в следующем году (п. 1 ст. 346.13). Например, если заявление подано 28 ноября 2010 г., остаточная стоимость ОС должна быть определена по состоянию на 1 октября этого года.
Организации, применяющие УСН, обязаны вести бухгалтерский учет ОС (Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Понятие "налоговая амортизация" при применении УСН не используется. С 2006 г. ОС, приобретенные (изготовленные) в период применения УСН, списываются в расход равными долями по отчетным периодам. Например, организация приобретает ОС в I квартале, делит расходы на четыре части, и включает в расходы по одной части каждый квартал. В целях налогового учета к ОС относится имущество стоимостью более 20 тыс. руб. Имущество меньшей стоимостью списывается в расходы в составе материальных расходов, конечно, при условии соблюдения общих требований к ним - экономической обоснованности, документальной подтвержденности и т.п. В случае неполной оплаты ОС их можно включать в расходы в части оплаченных сумм. С 2007 г. в расходы можно включать затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение ОС.
При смене в следующем году объекта налогообложения (например, "доходы" на "доходы, уменьшенные на величину расходов") налогоплательщик вправе включить в состав расходов при исчислении налоговой базы следующего года затраты на приобретение (сооружение, изготовление) ОС, приобретенных в период применения УСН, если в следующем году последним по времени произойдет одно из следующих событий: оплата (завершение оплаты) ОС; ввод ОС в эксплуатацию; подача документов на государственную регистрацию прав на ОС.
Минфин России в Письмах от 27.10.2009 N 03-11-09/357 и от 11.12.2008 N 03-11-05/296 поясняет: ИП могут перейти на УСН и применять ее независимо от того, какова остаточная стоимость их основных средств и НМА. В то же время сохранить право на УСН они смогут, только если будут соответствовать всем необходимым требованиям, в т.ч. касающимся стоимости их ОС и НМА, определяемой по данным бухгалтерского учета. При этом индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, вообще могут не вести бухгалтерский учет, в т.ч. по ОС и НМА (п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ, Письмо Минфина России от 25.01.2008 N 03-11-05/14).
Зачастую организация переходит на УСН, а затем покупает, например, здание, стоимость которого в несколько раз превышает 100 млн руб., и при этом забывает, что при соблюдении всех показателей у нее пропадает право применять УСН. Или покупает здание за 100 млн руб., но производит модернизацию и реконструкцию, которая увеличивает первоначальную стоимость ОС. В такой ситуации организация также теряет право применять УСН. Условия перехода организации на УСН приведены в табл. 2.
Таблица 2
Условия перехода организаций на УСН
Показатель |
Законодательная |
До 2009 г. |
С 1 января |
С 1 января |
Численность |
Подпункт 15 |
100 чел. |
||
Доход |
Пункт 2 |
15 млн руб. |
15 млн руб. |
60 млн руб. |
Основные |
Подпункт 16 |
100 млн руб. |
||
Доля |
Подпункт 14 |
25% |
Если организация в течение нескольких лет применяла УСН незаконно, необходимо пересчитывать налог по общему режиму налогообложения по ставке 24% за прошлые периоды и в 2009 г. - 20%. При этом сложнее всего придется организациям, определявшим налоговую базу по УСН в виде доходов, поскольку многие расходы они не смогут подтвердить. При рассмотрении ошибок, совершаемых налогоплательщиками при уплате налога в связи с применением УСН, необходимо учитывать различия налогообложения организаций и ИП-"упрощенцев" в зависимости от выбранного ими объекта налогообложения (см. табл. 3). Обычно ошибки возникают из-за неправильных отчислений сумм страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При объекте "доходы минус расходы" встречаются ошибки в неправильном признании для целей налогообложения при УСН некоторых расходов.
Таблица 3
Различия при применении УСН в зависимости от выбранного объекта налогообложения
Наименование |
Объект налогообложения |
||
доходы |
доходы, уменьшенные |
патент |
|
Субъект |
Организация и ИП |
Организация и ИП |
ИП |
Ставка |
6% (ст. 346.20 |
15% (ст. 346.20 |
|
Порядок |
Расходы, |
Закрытый перечень |
Расходы, |
Вычет |
Сумма единого |
Вычет |
Вычет |
Уплата |
Минимальный налог |
Минимальный налог = |
Минимальный налог |
Перенос |
Убытки, полученные |
Убытки, полученные |
Убытки, полученные |