Инспекторы направили в адрес налогоплательщика требование об уплате налога, где в графе, предназначенной для указания законодательно установленных сроков расчетов с бюджетом, ошибочно прописана дата оформления этого документа. Можно ли считать, что на основании требования были изменены сроки уплаты налогов?
Если следовать разъяснениям финансистов, приведенным в Письме от 7 февраля 2011 г. N 03-02-08/11, получается, что даже при указании в требовании об уплате налога даты составления акта проверки, а не даты возникновения недоимки сам срок уплаты налога не меняется. Мол, даты расчетов с бюджетом установлены на законодательном уровне и изменить их налоговики не вправе. Таким образом, обязанности пополнять бюджет в более поздний срок не возникает, хоть и исполнить требование налоговиков в общем случае нужно в течение восьми дней с даты получения указанного акта от ИФНС.
Однако можно ли считать правомерными действия налоговиков в таком случае?
Напомним, что требование об уплате налога должно быть "выписано" по форме, утвержденной ФНС (форма утв. Приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-19/825@ в ред. Приказа ФНС России от 26 апреля 2010 г. N ММВ-7-8/202@). Это прямо предусмотрено законодательством (п. 5 ст. 69 НК). В образце этого документа имеется графа "Установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты налога (сбора)", в которой (в том числе и учитывая позицию Минфина) должна быть указана именно дата, когда налог должен был быть уплачен на основании норм НК (законов субъектов РФ, НПА муниципалитетов). Если же по данной графе была проставлена иная дата, никоим образом не относящаяся к законодательно установленным срокам, выходит, что форма была заполнена с ошибкой. И тут возникает вопрос: а является ли такое требование подлежащим к исполнению?
Если принимать во внимание сложившуюся арбитражную практику, ответ отрицательный. Так, оформленные с ошибками требования были признаны основанием для их отмены: за неуказание срока уплаты налога (Постановления ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2010 г. по делу N А55-8981/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 14 апреля 2010 г. по делу N А17-7798/2009); за отсутствие названия налога (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12 марта 2007 г. N А33-10002/06-Ф02-1037/07) и т.д. Правда, стоит учесть, что лояльная позиция судебных инстанций непостоянна, и по каждому мнению существует противоположная точка зрения. Потому-то игнорировать поступившее требование, даже если оно оформлено с ошибкой, не рекомендуется.