Возложив на налогоплательщиков обязанность платить налоги, государство попутно обязало их еще и раскладывать деньги по полочкам в бюджете, требуя, чтобы в платежном поручении было указано не просто наименование налога, но и код бюджетной классификации (КБК). Однако эти коды выглядят очень громоздко и неудобоваримо. Например, код 18210202010061000160 соответствует страховым взносам, зачисляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, а код 18210202020061000160 - страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии. Многие читатели даже не найдут с первого взгляда никаких отличий в этих рядах цифр. Однако налогоплательщикам путать эти коды никак нельзя. Такие ошибки грозят начислением пеней.
Например, предприниматель по платежному поручению перечислил НДФЛ на КБК 18210102021011000110, в то время как следовало перечислить на КБК 18210102022010000110. Из-за этого налоговая инспекция потребовала деньги на нужный КБК перечислить еще раз, а за просроченное время перечислить и пени.
Предприниматель не согласился с таким решением, поэтому спор был перенесен в стены арбитражного суда.
Суд установил: на основании п. 3 ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата ему банком платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет.
Из этого следует, что уплатой налога является его уплата в соответствующий бюджет с соблюдением требований, установленных НК РФ.
По мнению суда, факт признания обязанности налогоплательщика (налогового агента) по уплате налога исполненной не ставится в зависимость от правильности указания в платежном поручении КБК. Кроме того, указание налоговым агентом в платежных поручениях об уплате НДФЛ неверного КБК не повлияло в данном случае на правильность распределения перечисленных денежных средств между бюджетами, следовательно, не повлекло за собой возникновение недоимки по данному налогу.
Таким образом, ошибочное указание КБК не привело к неуплате в бюджет НДФЛ. Следовательно, основания для доначисления НДФЛ и соответствующих пени отсутствуют (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.05.2008 N А33-15157/07-Ф02-2044/08).
ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 18.08.2008 по делу N А38-407/2008-4-53, рассматривая аналогичный случай, установил: код бюджетной классификации - это понятие, определяемое бюджетным законодательством.
В частности, в соответствии со ст. 18 Бюджетного кодекса РФ бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех ее уровней.
Указание кода бюджетной классификации необходимо для правильного распределения уплаченных налогоплательщиками средств между бюджетами и соответствует критерию принадлежности платежа. Ошибочное указание КБК, не повлекшее неперечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, не влияет на исполнение обязанности налогоплательщика по уплате налога, в связи с чем подлежит уточнению в порядке п. 7 ст. 45 НК РФ.
Суд решил: поскольку налог с ошибочно указанным КБК в полном объеме зачислен в счет уплаты НДФЛ, следовательно, он поступил в бюджетную систему Российской Федерации и начислять пени нет оснований.
ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 22.12.2010 по делу N А03-6827/2010 также решил, что исполнение обязанности по уплате налога не ставится в зависимость от правильности указания КБК в платежных документах.
Налоговое законодательство устанавливает: налог должен быть перечислен в бюджет, а не на соответствующий КБК. КБК - это цифровое обозначение группы доходов (расходов) бюджета, конкретному виду дохода, в т.ч. налогу, соответствует свой КБК. Следовательно, правильное указание кода бюджетной классификации необходимо лишь для правильного распределения средств между бюджетами.
В другом случае ООО указало неверный КБК при перечислении пени. На этом основании ИФНС отказала ему в отмене решения о приостановлении операций по счетам в банке.
Однако арбитражный суд решил, что неправильное указание в платежном поручении КБК не является основанием для признания обязанности по уплате пеней неисполненной (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2010 по делу N А42-2893/2010).
Пришлось помучиться ОАО с возвратом НДФЛ по причине ошибочно указанного КБК, соответствующего доходам бюджета в виде платежей по государственной пошлине. ИФНС заявила: госпошлина может быть возвращена лишь на основании решения суда.
Арбитражный суд установил: в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей платеж в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утв. Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н, КБК - не единственная информация, идентифицирующая платеж, которая указывается в платежном поручении.
Момент уплаты налога связан с зачислением его сумм на счет уполномоченного органа, а не с последующим распределением указанным органом сумм налога, поступивших на его счет. Органы Федерального казначейства, проверяя в рамках своей компетенции правильность заполнения платежных документов и установив нарушения, должны возвращать налогоплательщику (налоговому агенту) дефектные платежные поручения. Поскольку это сделано не было, считается уплаченным именно НДФЛ, а не госпошлина.
Следовательно, его возвратить можно и без решения суда (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.12.2010 по делу N А03-6827/2010).
Долго упорствовала ИФНС, не признавая уплаченной сумму пеней по НДФЛ из-за того, что в платежном поручении был указан КБК, соответствующий пени по НДС. Однако, добравшись в своем упорстве до Высшего Арбитражного Суда РФ, инспекция получила Определение от 24.11.2008 N 15056/08 об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ и полное несогласие с ее мнением.
Случается, что КБК указывается правильно, а вот НДФЛ перечисляется не тому получателю. Например, ЗАО перечислило НДФЛ, удержанный с работников обособленного подразделения, находящегося в г. Куйбышеве Новосибирской области, по месту нахождения головной организации в г. Новосибирске. ИФНС посчитала такую неточность неперечислением налога в бюджет и начислила пени.
Однако, по мнению арбитражного суда, согласно п. 3 ст. 13 НК РФ НДФЛ является федеральным налогом. Налог, удерживаемый из доходов работников обособленного подразделения, перечислялся ЗАО в полном объеме в бюджет субъекта РФ, и задолженности по НДФЛ, уплачиваемому в бюджет Новосибирской области, у ЗАО не имеется. Суд решил: оснований для начисления пеней у ИФНС нет (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.05.2010 по делу N А45-9320/2009).
Не нашел оснований для начисления пени арбитражный суд и в ситуации, когда ООО перечислило налог на имущество по месту нахождения обособленного подразделения, а не юридического лица.
Суд установил: ст. 14 НК РФ налог на имущество отнесен к региональным налогам. Следовательно, перечисление его по месту нахождения обособленного подразделения в Ягоднинском районе Магаданской области, а не в г. Магадане, не привело к возникновению недоимки по нему в целом. Нарушение положений ст. 384 НК РФ не образует состава налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 122 Кодекса (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.11.2009 N Ф03-5665/2009). ВАС РФ в Определении от 25.12.2009 N ВАС-16862/09 с таким выводом согласился.
С 2011 г. проблема с неправильным указанием КБК частично разрешилась. Дело в том, что согласно ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ теперь при обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов, не повлекшей их неперечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, он вправе подать в контролирующий орган заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату страховых взносов.
На основании этого заявления и акта совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам (если такая сверка проводилась) контролирующий орган принимает решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов.
При этом он осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму страховых взносов, за период со дня их фактической уплаты в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия им решения об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов. В отношении уплаты налогов позиция арбитражных судов ясна. Сначала налог в бюджет платится, а потом распределяется по КБК.
Следовательно, неверно указанный КБК - это ошибка, которую налогоплательщик совершает уже после уплаты налога. А за это в Налоговом кодексе РФ ответственность не предусмотрена.