Офшорный бизнес стремительно развивается на протяжении последних 20 лет. Это связано в первую очередь с постоянным движением капиталов в рамках глобализации мировой экономики.
Офшорная компания - компания, которая не ведет хозяйственной деятельности в стране своей регистрации, а ее владелец - нерезидент этой страны. Таково требование тех стран, где разрешена регистрация офшорных компаний. Как правило, в этих странах низкое налогообложение или фиксированный ежегодный сбор.
Обычно офшорный бизнес представляет собой предпринимательскую деятельность, осуществляемую в рамках международной группы компаний, часть подразделений которой расположена в странах, предоставляющих налоговые, валютные, инвестиционные и другие льготы при определенных условиях. Подобные страны получили неофициальное название "налоговые убежища" (tax havens).
Образуя офшорную компанию, предприниматель может значительно и совершенно законно уменьшить сумму налоговых выплат его фирмы. В результате взаимодействия головной фирмы, где образуется максимальный доход, и офшорной компании можно минимизировать выплаты по налогу на прибыль и существенно уменьшить выплаты по другим налогам.
Офшорный бизнес в нашей стране развивается крайне интенсивно. Собственники бизнеса в России все чаще задумываются над разумным планированием деятельности своих компаний и широко применяют знание налоговых систем различных стран в разумном структурировании расходов и доходов своих предприятий. Популярность офшорных компаний все больше уступает компаниям, регистрируемым в так называемых оншорных юрисдикциях (Кипр, Великобритания, Нидерланды, Австрия и др.) с веками складывавшимися налоговыми и юридическими системами. Компании, зарегистрированные на Кипре, в Англии или в экзотических юрисдикциях, к примеру, на острове Гернси или в Лихтенштейне, ценнее для предпринимателей, которые стараются организовать свой бизнес наиболее современно и с минимально возможными рисками. С одной стороны, это происходит вследствие действий других государств, стремящихся вернуть предпринимательство из офшоров в свои пределы, и с другой стороны, благодаря стараниям правительств и международных организаций противостоять отмыванию доходов, нажитых преступной и запрещенной деятельностью, для которых офшорные зоны зачастую служат действенным прикрытием. Соответственно, офшорный способ налогового планирования порой может повредить имиджу бизнеса в глазах деловых партнеров либо привлечь внимание налоговиков к тем или иным деловым операциям.
И тем не менее на сегодняшний день офшоры являются важным инструментом налогового планирования, ведь основные преимущества офшора - свобода от налогообложения в стране регистрации, быстрота регистрации, легкость оформления документов, минимальная налоговая отчетность - делают их очень удобными в использовании и способствуют постоянству спроса.
Например, чтобы импортировать линию по розливу пива и не платить таможенные платежи и НДС, можно приобрести эту линию на офшорную компанию и внести ее в качестве уставного капитала в совместное предприятие. Можно также устроить лизинг подобного оборудования для российской компании и перечислить за границу проценты по лизингу, а все платежи отнести на расходы.
Таким образом, в России особая ценность офшора заключается в возможности юридически безукоризненно перемещать капитал в экономически стабильные, безопасные страны с низким налогообложением. Кроме того, офшоры часто выступают в качестве вспомогательных подразделений основной компании-резидента, беря на себя часть оборота и аккумулируя прибыль. Так, на рынке корпоративных ценных бумаг роль инвестиций со стороны офшоров является определяющей.
Тенденция расширения офшорных операций характерна не только для российских компаний, но и для мирового бизнеса. Показательными здесь являются страховые схемы для вывода из-под налогообложения части прибыли, используемые крупными европейскими холдингами. Например, крупный европейский холдинг создает офшорную страховую компанию, страхует через нее риски, по которым заведомо не наступит страховое событие, и перечисляет часть прибыли на страховые премии, затем эти средства в виде займов снова заводятся в основной холдинг. Таким образом, использование офшорных схем позволяет топ-менеджменту приносить своим компаниям немалые прибыли.
Развитие офшоров вызвало обеспокоенность многих государств, международных организаций о криминальном характере подобного бизнеса, его использовании в антидемократических целях, направленных на дискредитацию моральных, этических ценностей и на откровенное финансирование терроризма и иную подрывную деятельность.
Поэтому такие организации, как ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и FATF (Financial Action Task Force - Международная группа по борьбе с отмыванием доходов), являются в настоящее время проводниками в разрешении конфликтов в международных экономических отношениях за счет применения мер по недопущению использования предоставляемых офшорными территориями возможностей международными преступными сообществами.
Под давлением международной общественности в лице руководства FATF и ОЭСР и подключившегося к ним Банка России сейчас работать с офшорами в России стало гораздо опаснее. С недавних пор практически исчезла конфиденциальность офшорных операций - у FATF, ОЭСР и Банка России есть свои списки подозрительных юрисдикций. А согласно Федеральному закону от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" любые сделки на сумму более 600 000 руб. с компаниями и банками, созданными в стране, не раскрывающей информацию о финансовых операциях зарегистрированных у себя компаний, подлежат контролю со стороны Комитета по финансовому мониторингу. Если же офшорная зона входит в "черный список" FATF, то будьте готовы к тому, что банк может приостановить операции находящейся там компании, а то и вообще заморозить ее счета.
В последнее время Российская Федерация качественно новым способом активизировала борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, в частности, вступила в ОЭСР, ратифицировала Страсбургскую конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, учредила Комитет по финансовому мониторингу (в настоящее время Федеральная служба финансового мониторинга РФ), в дополнение к Федеральному закону N 115-ФЗ было принято большое количество подзаконных актов, определенная часть которых регулирует деятельность резидентных банков по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.