Сегодня оффшоры зачастую рассматриваются как возможность "убежать" от юрисдикции государства. В действительности это понятие связано со свободой выбора места ведения предпринимательской деятельности, осуществляемой в условиях рыночной экономики. Правовое регулирование оффшоров в российском законодательстве соответствует именно такому пониманию современных условий осуществления предпринимательской деятельности, хотя оно и не лишено недостатков.
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", рассматривая оффшорные зоны как форму предпринимательства, устанавливает контроль государства в лице антимонопольного органа, чтобы не допустить злоупотребление правом со стороны предпринимателя. Так, в соответствии со ст. 32 Закона лица, предоставляющие в антимонопольный орган ходатайства и уведомления об осуществлении сделок и иных действий, подлежащих государственному контролю, обязаны также предоставить документы и сведения о лицах, в интересах которых осуществляется владение более чем 5% акций (долей) заявителя их номинальными держателями. Это требование касается и юридических лиц, учрежденных в оффшорной зоне, т.е. в государстве, которое предоставляет льготный налоговый режим и (или) законодательством которого не предусматриваются раскрытие или предоставление информации о юридическом лице. Широкое понимание оффшорной зоны, вытекающее из приведенной статьи, относится ко всем иностранным юридическим лицам, которые учреждены в стране с более благоприятным инвестиционным климатом.
Появление понятия "оффшорная зона" связано с существованием собственно юридического лица как правовой конструкции или правового института и свойственного этой конструкции признака ограниченной (в пределах суммы уставного капитала) юридической ответственности.
Правовая форма организации бизнеса - частная компания по английскому праву или компания с ограниченной ответственностью (акционерное общество) по праву континентальной Европы - предоставляет участникам компании преимущество ограниченной ответственности (например, акционера) в случае несостоятельности компании: банкротство юридического лица не связано с банкротством физического лица, участвующего в нем.
оффшоры извлекают из этого преимущества материальную выгоду, позволяя физическим лицам оставаться в тени, т.е. сохранять анонимность. Анонимные владельцы оффшорных компаний приобретают имущество, совершают сделки, заявляют иски в устрашение контрагента и способны "исчезать", когда возникает угроза банкротства. Проблема оффшоров осложняется тем, что ни Мировой Банк, ни Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) не являются сторонниками борьбы против корпоративного способа организации бизнеса. Поэтому на оффшорные компании следует распространить такой режим деятельности, который обеспечивал бы прозрачность их операций и ответственность лиц, их совершающих.
В настоящее время установление правовой связи между юридическим лицом и национальным правопорядком, в рамках которого создается юридическое лицо, осуществляется через критерий национальности юридического лица, под которым понимают привязанность юридического лица к определенному государству и его правопорядку. В одних странах национальность юридического лица определяется по критерию места учреждения компании, в других - по критерию его места нахождения, причем это не только место нахождения органов управления компании, но и место ее основной деятельности. Соответственно, контроль за должным поведением иностранного юридического лица устанавливается в государстве, где юридическое лицо либо учреждено, либо осуществляет свою деятельность.
В российском законодательстве национальность юридического лица определяется по месту его учреждения. Это позволяет предпринимателю выбирать юрисдикцию, в рамках которой условия деятельности являются более благоприятными, в том числе и с точки зрения осуществления контроля за его деятельностью.
Следует отметить, что в современной практике использование в различных странах разных подходов к определению национальности юридического лица приводит к возникновению проблем правового регулирования иностранных юридических лиц, связанных с их перемещением. Речь идет об установлении в отдельных государствах контроля за деятельностью иностранных юридических лиц, например путем введения требования регистрации филиалов юридических лиц. Требование минимального размера капитала в странах, где государственная принадлежность компании определяется по месту ее нахождения, стало рассматриваться как избыточное в странах, где государственная принадлежность юридического лица определяется по месту его регистрации.
Предприниматели выступали против такого требования, ссылаясь на нарушение принципа свободы учреждения, который закреплен в учредительных документах Европейского союза (ст. 48 Римского договора): нельзя препятствовать свободе выбора предпринимателем юрисдикции для осуществления своей деятельности. Свобода выбора юрисдикции другого государства позволяет предпринимателю пользоваться режимом, предусмотренным для иностранного юридического лица, включая определенные льготы и преимущества, предоставляемые в целях привлечения иностранных инвестиций.
Практика переноса места нахождения компании в Европе, получившая название "Синдром Делавера", заключается в поиске более благоприятной правовой среды для предпринимательской деятельности. оффшорные зоны - это не только территории, определяемые государственными органами для выполнения своих задач (Приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. N 108н утвержден Перечень 42 оффшорных зон, в которых существует опасность уклонения от налогообложения), но и явление, связанное с выбором юрисдикций с благоприятным правовым регулированием инвестиций, с созданием комфортных, а значит, привлекательных условий для начала предпринимательской деятельности.
Примечание. "Синдром Делавера" в судебной практике представлен решениями ЕСПЧ по ряду дел, в том числе решением по делу "Centros" и "Ueberseeing". В деле "Centros" отказ в регистрации филиала иностранного юридического лица в Дании обосновывался тем, что компания, учрежденная в Англии датской супружеской парой, не предполагала ведение в Великобритании хозяйственной деятельности, а была создана лишь для открытия филиала в Дании, это позволяло избежать исполнения требования датского закона о минимальном размере уставного капитала.
"Синдром Делавера" свидетельствует также и о распространении мер, направленных на защиту национальных экономических интересов. Например, требование датского законодательства о регистрации филиала компании, учрежденной в Великобритании, было вызвано необходимостью проконтролировать наличие обязательного для предпринимательской деятельности уставного капитала и защитить интересы местного населения, где филиал предполагал вести основную деятельность. Требование минимального уставного капитала к иностранной компании, которая предполагает осуществлять основную деятельность этой компании в стране, может быть реализовано через установление аналогичного требования к филиалу этого юридического лица, учрежденного за границей.
Конкуренция юрисдикций в привлечении иностранного капитала приводит к тому, что в перечень коллизионных критериев, используемых при определении государственной принадлежности, или личного статута компании, вносятся уточнения. Нормы гражданских кодексов о правовом положении иностранных компаний пересматриваются в сторону расширения критериев, применяемых при определении личного статута иностранной компании и ее правового режима. С помощью коллизионных норм международного частного права получает реализацию политика государства, направленная на защиту прав граждан и юридических лиц, совершающих сделки с иностранной компанией.
В современных законах о международном частном праве, если при определении национальности компании применяется критерий инкорпорации (как правило, характерный для стран общего права), в части применения режима деятельности указывается также и критерий местонахождения компании, который распространен в странах континентального права. Так, согласно Закону Италии от 31 мая 1995 г. N 218 "Реформа итальянской системы международного частного права" общества, товарищества, ассоциации, фонды, а также любые другие правовые образования, даже если они не обладают характером юридического лица, регулируются правом страны, на территории которой был завершен процесс их учреждения. Однако в случае, когда орган управления таких образований находится в Италии или когда основная деятельность осуществляется на территории Италии, применению подлежит итальянское право.
Регламентировать деятельность иностранных компаний, в том числе и тех, которые находятся в оффшорных зонах, помогает критерий контроля при определении режима деятельности иностранной компании в той или иной стране. В результате его применения появляются так называемые псевдоиностранные компании, т.е. по форме национальные, но по существу, в силу присутствия иностранного контроля, иностранные.
В Федеральном законе от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" сформулировано определение понятия "контроль": возможность иностранного инвестора или группы лиц непосредственно или через третьих лиц определять решения, принимаемые хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, путем распоряжения голосами, приходящимися на голосующие акции, участия в совете директоров и иных органах управления такого хозяйственного общества, заключения с таким обществом договора об осуществлении в отношении его функций управляющего или подобного соглашения распоряжаться прямо или косвенно двадцатью пятью и более процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества.
Введение в законодательное регулирование иностранных компаний, осуществляющих деятельность в России, критерия контроля позволяет обеспечить прозрачность сделок, совершаемых этими компаниями на территории Российской Федерации. Сделки по установлению контроля признаются действительными при условии согласования их с антимонопольными органами.
Эффективными мерами в борьбе с негативными последствиями существования оффшоров следует признать распространение норм национального законодательства на иностранную компанию, что дает возможность получить необходимую информацию о действиях иностранной, в том числе оффшорной, компании. Этой же цели служит требование регистрации филиала в случае перемещения компании. В названном Законе Италии предусмотрено, что перенос зарегистрированного места нахождения правового образования в другое государство или слияние правовых образований, имеющих зарегистрированные места нахождения в различных государствах, возможны лишь при соблюдении законодательства указанных заинтересованных государств.
В США получила распространение практика экстерриториального действия отдельных законов. Таким свойством обладают американское антитрестовское законодательство, согласно которому допускается проведение расследований в отношении действий, совершенных американскими или иностранными компаниями за рубежом, если эти действия оказывают негативное влияние на рынок США (Antitrust Enforcement Guidelines for International Operations. US Department of Justice and Federal Trade Commission. April 1995), а также некоторые американские законы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность. В Великобритании Закон о противодействии коррупции 2010 г. применяется в отношении физических и юридических лиц, которые имеют тесную связь с этим государством. Экстерриториальное действие национального законодательства позволяет вывести из тени участников оффшорных компаний.
В целях борьбы со злоупотреблениями компаниями, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации, правом выбирать своим местом учреждения оффшорную зону были сформулированы предложения о внесении ряда изменений в ГК РФ. Так, в п. 8 ст. 51 предлагается предусмотреть обязанность оффшорных компаний предоставлять достоверную информацию о своих учредителях, участниках и выгодоприобретателях; в п. 6 ст. 53.1 - установить солидарную ответственность лиц, выступающих от имени юридического лица, по обязательствам, возникшим с момента возникновения обязанности предоставлять такую информацию; в п. 4 ст. 1202 - закрепить правило о применимом праве: если учрежденное за границей юридическое лицо осуществляет деятельность преимущественно на территории Российской Федерации, то к требованиям об ответственности юридического лица, его учредителей, участников, других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого лица указания или иным образом определять его действия, применяется российское право либо, по выбору кредитора, личный закон такого юридического лица.
Указанная норма должна быть подкреплена требованиями, содержащимися в российском законодательстве, которые гарантировали бы защиту интересов российских граждан, в том числе требованиями относительно предоставления информации об учредителях, участниках и лицах, принимающих решения в предпринимательских организациях, минимального размера капитала.
Злоупотребления, совершаемые оффшорными компаниями, могут быть предотвращены путем совершенствования законодательства об инвестициях. Заинтересованность российского предпринимателя в оффшорной зоне вызвана в большинстве случаев тем, что он не получает надежную правовую защиту со стороны государства при осуществлении инвестиций. Россия до сих пор не является участником системы мер по защите частных инвестиций, созданной Мировым Банком. Подписанная Россией в 1992 г. Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств до сих пор не ратифицирована, хотя к ней отсылают двусторонние соглашения о защите инвестиций, заключенные Россией, и законодательство РФ (Постановление Правительства РФ от 9 июня 2001 г. N 456 "О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений"). Участие России в международно-правовых средствах защиты прав инвестора уменьшило бы объем незаконных операций, осуществляемых через оффшорные зоны, позволило бы государству обращаться к процедурам международного инвестиционного арбитража (ИКСИД).
Июнь 2012 г.