В наиболее общем виде корпоративный налоговый менеджмент представляет собой комплекс мер по управлению налоговыми потоками предприятия, направленных на оптимизацию налогообложения с помощью использования различных способов и методов принятия управленческих решений в области налоговых платежей.
В качестве элементов корпоративного налогового менеджмента можно выделить:
1) корпоративное налоговое планирование (прогнозирование);
2) корпоративное налоговое регулирование;
3) корпоративный налоговый контроль.
Налоговое планирование является важнейшей и хронологически самой ранней стадией корпоративного налогового менеджмента. Результатом построения системы налогового планирования является создание грамотной с юридической и экономической позиции структуры управления налоговыми потоками, которая одновременно отвечает и требованию соблюдения законодательства о налогах и сборах РФ, и целям максимально возможной оптимизации налоговых платежей.
При этом важным является разграничение понятий "минимизация налоговых платежей" и "оптимизация налогообложения". Иногда специалисты отождествляют данные понятия, руководствуясь соображениями о том, что уменьшение налоговых платежей приводит к снижению налогового бремени, и это всегда оказывает благотворное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации.
Такое мнение автору настоящей статьи представляется ошибочным.
Минимизация налоговых платежей не всегда является первоочередной целью системы налогового менеджмента на предприятии и не всегда отвечает потребностям стратегического развития фирмы. Например, в этом нет необходимости, если затраты предприятия, связанные с минимизацией налогов, превышают доходы от нее. Также организация может отказаться от налоговой минимизации в силу социальных, политических и иных причин.
Реализация мер по минимизации налоговых платежей в организации может привлечь внимание со стороны налоговых органов, оголяя тем самым "спорные", с точки зрения законности, области ее финансово-хозяйственной деятельности.
Таким образом, налоговые платежи должны сводиться не к минимуму, а к оптимуму.
Необходимость создания системы корпоративного налогового планирования на предприятии обусловлена рядом признаков. Большинство авторов выделяет в качестве такого признака налоговую нагрузку предприятия, которая представляет собой суммарную долю налоговых платежей, причитающихся с предприятия, за рассматриваемый период в добавленной стоимости продукции, произведенной предприятием за тот же период. При этом добавленная стоимость находится путем вычитания из стоимости произведенной продукции стоимости потребленных материальных средств производства (сырья, энергии и пр.) и услуг других организаций. Мероприятия по налоговому планированию в зависимости от размера налоговой нагрузки классифицируются следующим образом:
- при налоговой нагрузке от 10 до 30% потребность в налоговом планировании минимальна, а периодичность осуществления планирования сводится к разовым мероприятиям;
- если налоговая нагрузка остается в пределах 30 - 55%, то уже существует необходимость в регулярных мероприятиях налогового планирования;
- если же налоговая нагрузка приближается к показателю 80%, то требуются ежедневные мероприятия налогового планирования.
При налоговой нагрузке свыше 80% встает вопрос о смене сферы деятельности и/или налоговой юрисдикции.
Существует и мнение, согласно которому определяющим фактором при принятии решения об использовании мер налогового планирования на фирме является "налогоемкость продаж". В соответствии с данной точкой зрения оценочная шкала необходимости построения системы налогового планирования на предприятии будет иметь следующий вид:
1. Показатель "налогоемкости продаж" < 20%. Необходимо четкое ведение бухгалтерского учета и внутреннего документооборота.
2. Налогоемкость на уровне 20 - 45%. Налоговое планирование должно стать частью общего финансового управления и контроля, требуется привлечение специально подготовленного персонала или участие внешних налоговых консультантов.
3. Налогоемкость в пределах 45 - 70%. Налоговое планирование должно стать важнейшим элементом стратегического планирования, необходим обязательный налоговый анализ, вероятнее всего потребуется сотрудничество с профессиональными налоговыми консультантами.
При уровне налогоемкости продаж выше 70% бизнес нецелесообразен.
Необходимо отметить, что на практике приемы и методы налогового планирования на различных этапах финансово-хозяйственной деятельности применяет каждый предприниматель. Так, например, на стадии создания предприятия основным фактором, побуждающим предпринимателя принять решение о той или иной организационно-правовой форме, становится именно налоговый фактор. Он может проявляться в выборе режима налогообложения, выборе права воспользоваться той или иной налоговой льготой или преференцией и т.д.
На наш взгляд, система налогового планирования должна существовать на предприятии вне зависимости от величины налоговой нагрузки. Бесспорно, создание такой системы будет сопровождаться определенными издержками. В начале деятельности фирмы затраты могут показаться неоправданными. На самом же деле система налогового планирования должна существовать на предприятии вне зависимости от величины налоговой нагрузки. При этом предприниматель должен быть готов столкнуться с определенными трудностями, связанными с поиском специалиста в области налогового планирования и высокой оплатой его труда. Однако стратегически мыслящий бизнесмен осознает, что даже если в краткосрочной перспективе развития затраты, связанные с налоговым планированием на предприятии, будут не оправданы с точки зрения соотнесения издержек и выгод от него - в долгосрочной перспективе наличие грамотно разработанной системы налогового планирования будет являться важнейшим условием сбалансированности налоговых платежей организации, что напрямую влияет на финансовые результаты ее хозяйственной деятельности.