Стремление к уменьшению налоговых обязательств является вполне понятным желанием собственника и руководителя в любом бизнесе. Применяемые способы минимизации налогообложения можно разделить на две группы: законные и незаконные. Законные способы снижения налогов представляют собой различные варианты оптимизации налогообложения (разработку налоговой политики, налоговое планирование, составление налогового календаря). Под оптимизацией налогообложения понимается уменьшение налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий, включающих использование льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. К ним относится, в частности, квалифицированная организация дел по уплате налогов, что исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов и начисления налоговых санкций. Под незаконными способами минимизации налогов понимается криминальное уклонение от их уплаты. Это способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно с нарушением действующего законодательства снижает размер налоговых обязательств.
Налоговое планирование является важным направлением оптимизации налоговых обязательств. Можно выделить общие и специальные способы налогового планирования. Общие способы распространяются на все юридические лица. К ним относятся:
- определение места государственной регистрации юридического лица;
- выбор системы налогообложения (табл. 1);
- установление организационно-правовой формы хозяйствования (табл. 2);
- разработка учетной политики для целей налогообложения;
- использование льгот и освобождений.
Таблица 1
Системы налогообложения в Российской Федерации
|
Специальные налоговые режимы |
|
|
|
Система |
|
|
Налог на |
Единый налог. |
Единый налог на |
Единый |
Акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, |
|
|
|
Таблица 2
Сравнение условий налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Налогообложение |
Юридическое |
Индивидуальный |
Общая система налогообложения |
|
|
Налог на добавленную стоимость |
+ |
+ |
Единый социальный налог в отношении выплат в |
+ |
+ |
Акцизы |
+ |
+ |
Налог на имущество организаций |
+ |
- |
Налог на имущество физических лиц |
- |
+ |
Налог на прибыль |
+ |
- |
Единый социальный налог с разницы между |
- |
+ |
Налог на доходы физических лиц |
- |
+ |
Упрощенная система налогообложения |
|
|
Единый налог |
+ |
+ |
Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в |
+ |
+ |
Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в виде |
- |
+ |
Единый налог на вмененный доход |
|
|
Единый налог на вмененный доход |
+ |
+ |
Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в |
+ |
+ |
Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в виде |
- |
+ |
Специальные способы применяются в отношении отдельных сделок, заключаемых организацией, и включают:
- выбор формы договорных отношений (договор купли-продажи или комиссии, трудовой договор или договор подряда);
- дробление хозяйственной операции на составные части (например, разделение реконструкции здания на модернизацию и капитальный ремонт);
- перенос момента возникновения налогового обязательства на будущее (более позднее подписание актов выполненных работ, получение авансов неденежными средствами);
- сокращение объекта налогообложения (списание имущества, переоценка имущества).
При применении общей системы налогообложения налоговое планирование осуществляется в разрезе каждого налога (табл. 3). При этом следует учитывать взаимосвязи между налогами. Например, уменьшение величины единого социального налога приводит к росту налога на прибыль, поскольку сумма затрат уменьшается.
Таблица 3
Некоторые способы оптимизации налоговых платежей
|
Выбор системы налогообложения при регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя). |
|
Выбор метода начисления амортизации по основным средствам в учетной политике. |
|
Стимулирование работников путем выплат по основаниям, не уменьшающим налогооблагаемую прибыль. |
|
Проведение инвентаризации имущества, выявление и списание неиспользуемых объектов основных средств. |
Одним из наиболее эффективных и простых способов оптимизации налогообложения для фирм малого и среднего бизнеса является переход на упрощенную систему налогообложения (табл. 4). Для многих из них стоит проблема выбора варианта упрощенной системы с объектом налогообложения "доходы" или "доходы за вычетом расходов". Предложим простое решение этого вопроса с помощью формул:
ЕН = Доходы x 6%,
где ЕН - сумма единого налога при упрощенной системе налогообложения;
ЕН = (Доходы - Расходы) x 15%;
Доходы x 6% = (Доходы - Расходы) x 15%;
0,15 x Расходы = 0,09 x Доходы;
Расходы = Доходы x 0,6.
Таблица 4
Сравнительная характеристика вариантов упрощенной системы налогообложения
Признак |
Упрощенная система налогообложения |
|
Объект |
Доходы |
Доходы, уменьшенные на величину расходов |
Ставка налога |
6% |
15% |
Страховые взносы в |
Уменьшают сумму единого налога, но не более чем на 50% |
- |
Минимальный налог |
- |
Уплачивается в размере 1% доходов, в случае если эта величина составит больше чем сумма единого налога |
Состав расходов |
- |
Определен гл. 26.2 НК РФ (перечень закрытый) |
Если прибыль составляет более 40% выручки, то фирме выгоднее выбирать упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы" и платить единый налог по ставке 6%. Как правило, такой вариант подходит организациям, оказывающим услуги (аренда, юридические и консалтинговые услуги), поскольку расходы при таких видах деятельности незначительны. При этом реальная величина единого налога будет даже ниже 6% дохода, так как его сумма уменьшается на суммы страховых взносов в Пенсионный фонд и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. Выбор упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы - расходы" выгоднее предприятиям со значительной долей материальных и других затрат.
В ходе налогового планирования необходимо оценить уровень налоговой нагрузки в организации. Предлагаем применять для этого систему показателей.
Общий коэффициент налоговой нагрузки может быть рассчитан как за год, так и за каждый месяц. При расчете коэффициента помесячно следует иметь в виду, что в марте, июне, сентябре, декабре должен иметь место относительный скачок значения коэффициента. Это связано с начислением налогов, отчетным периодом по которым является квартал, полугодие, 9 месяцев или год (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог).
Общий коэффициент налоговой нагрузки = (Сумма налогов, исчисленных за отчетный период / Выручка с НДС за отчетный период) x 100 (1)
В результате анализа и обобщения практических данных, полученных автором по ряду организаций г. Ярославля и Ярославской области, можно предложить следующие критериальные значения общего коэффициента налоговой нагрузки. Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 20 до 25%, это означает, что система налогового планирования на предприятии работает эффективно. Фирме следует проводить регулярный анализ изменений в законодательстве, чтобы своевременно вносить корректировки в налоговую политику и снижать налоговые риски. Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 25 до 40%, это означает, что система налогового планирования работает недостаточно эффективно. Организации можно рекомендовать привлечь налогового консультанта, чтобы выявить слабые места в системе бухгалтерского учета и разработать способы оптимизации налогообложения. В таком случае ситуацию можно улучшить и за счет внутренних резервов, т.е. опросив работников бухгалтерии, выяснив их идеи и предложения. Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 40 до 70%, организация нуждается в серьезном пересмотре используемой системы налогообложения и рассмотрении альтернативных вариантов. Следует провести анализ законодательства с привлечением специалистов. Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет более 70%, т.е. фирма более 70% выручки отдает государству в виде налогов, то такой бизнес целесообразнее ликвидировать.
Общий коэффициент налоговой нагрузки может быть детализирован. После проведения выездной проверки налоговыми органами для оценки эффективности работы бухгалтерии могут быть использованы показатели (2) и (3). При расчете коэффициента (3) в сумму начисленных за отчетный период налогов следует включать не только суммы, исчисленные организацией, но и суммы доначисленные налоговыми органами в этом периоде в результате камеральных и выездных проверок, включая штрафы и пени:
Коэффициент налогообложения до налоговой проверки = (Сумма налогов, исчисленных за период организацией самостоятельно / Выручка с НДС за период) x 100 (2)
Коэффициент налогообложения по результатам налоговой проверки = (Сумма налогов, исчисленных за период с учетом доначислений, выполненных налоговыми органами в ходе проверки / Выручка с НДС за период) x 100 (3)
По коэффициенту налогообложения, по результатам налоговой проверки можно оценивать эффективность работы бухгалтерской службы и использовать его для определения размера материального поощрения работников бухгалтерии.
Эффективность того или иного варианта оптимизации налоговых платежей можно оценивать с помощью коэффициента налоговой экономии. Он характеризует выгоду, которая будет получена в результате применения разработанной в ходе налогового планирования схемы:
Коэффициент налоговой экономии = ((Сумма налогов, начисленных при существующей системе налогообложения - Планируемая сумма налогов, начисленных после применения схемы оптимизации) / Выручка с НДС) x 100 (4)
Уровень налоговой нагрузки и эффективность налогового планирования можно оценивать также с помощью следующих показателей:
Коэффициент эффективности налогообложения = (Чистая прибыль / Общая сумма налоговых платежей) x 100 (5)
Чем выше значение коэффициента эффективности налогообложения, тем лучше для фирмы. Данный показатель увеличивается, если в результате налогового планирования организация платит меньше налогов. Так же можно рассчитать частные показатели, характеризующие долю налоговых платежей, например в цене продукции, в затратах, в прибыли:
Коэффициент налогообложения цены = (Сумма налогов, входящих в цену продукции (НДС, акцизы) / Цена продукции) x 100 (6)
Коэффициент налогообложения прибыли = (Сумма налоговых платежей, уплачиваемых из прибыли / Сумма прибыли до налогообложения) x 100 (7)
Коэффициент налогообложения затрат = (Сумма налогов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) за период / Себестоимость продукции (работ, услуг) за период) x 100 (8)
Принцип расчета частных показателей (6, 7, 8) одинаковый: соотношение части и целого. Следовательно, чем меньше показатель, тем лучше для компании, тем меньшую часть цены или прибыли фирма передает в бюджет и тем больше остается в ее распоряжении.
В отдельную группу можно выделить показатели эффективности использования налоговых льгот:
Коэффициент льготного налогообложения = (Налоговая экономия в результате использования налоговой льготы / Сумма налогов без учета налоговой льготы) x 100 (9)
Чем ближе значение коэффициента льготного налогообложения (9) к единице, тем лучше. Если данный показатель низок, то, возможно, целесообразно отказаться от применения налоговой льготы. Эффективность использования льготы слишком мала, а риск привлечения внимания налоговых органов высок, что может повлечь проведение более тщательных проверок:
Коэффициент эффективности льготирования = (Налоговая экономия в результате использования льготы / Выручка с НДС) x 100 (10)
Чем выше значение коэффициента эффективности льготирования, тем лучше. Если год от года данный показатель снижается, то, возможно, следует пересмотреть применение льготы.
Анализ предложенных коэффициентов - один из способов определить привлекательность того или иного варианта налогообложения или налоговой схемы. Расчет этих показателей можно принимать во внимание как при анализе результатов деятельности предприятия, так и в ходе планирования.