В силу п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или, наоборот, об отказе в привлечении к такой ответственности может быть оспорено в суде только после обжалования его в вышестоящем налоговом органе (В противном случае заявление о признании незаконным решения налогового органа будет оставлено без рассмотрения именно по этой причине (см., например, Постановление ФАС ВВО от 14.10.2010 по делу N А17-280/2010)). Сделать это можно как в апелляционном, так и в обычном порядке, все зависит только от того, вступило решение в силу или нет.
Чтобы жалоба была рассмотрена своевременно, она должна быть правильно оформлена. Рассмотрим, какая информация должна в ней содержаться.
В Информационном сообщении от 09.02.2011 ФНС России разъяснила, что жалоба (в том числе апелляционная) подается в письменной форме, подписывается заявителем или его представителем (законным или уполномоченным) и должна содержать следующую информацию:
1) наименование налогового органа, в который подается жалоба, или должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, которому направляется жалоба;
2) персональные данные заявителя: фамилию, имя и отчество (полностью), почтовый индекс и адрес места жительства, адрес электронной почты и номер телефона (при наличии);
3) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
4) наименование налогового органа, решение которого обжалуется, или фамилию, имя и отчество должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются;
5) требования заявителя со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;
6) обстоятельства, на которых основаны доводы налогоплательщика, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
7) суммы оспариваемых требований в разрезе (налога, вычета, в котором отказано, пеней, штрафа);
8) расчет оспариваемой денежной суммы;
9) перечень прилагаемых документов, включающий в себя:
- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;
- расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пеней, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик, и иные расчеты;
- доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае, если жалоба подписана не самим налогоплательщиком-заявителем).
К сведению. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН, приводя при этом свои персональные данные, предусмотренные п. 1 ст. 84 НК РФ (Фамилию, имя и отчество, дату и место рождения, пол, адрес места жительства, данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, данные о гражданстве).
Подписать жалобу может также законный или уполномоченный представитель налогоплательщика. Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами. Разумеется, не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, ОВД, судьи, следователи и прокуроры.
Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариальной в соответствии с гражданским законодательством РФ. При несоблюдении требований на подтверждение полномочий представителя в рассмотрении жалобы может быть отказано (см. также Информационное сообщение ФНС России от 15.02.2011).
Обратите внимание! Если для правильного и своевременного рассмотрения дела необходимы иные сведения, они также должны быть указаны (например, ходатайство о применении обстоятельств, смягчающих или исключающих ответственность).