С отчетности за I квартал 2010 г. компании на "вмененке" должны отчитываться по обновленной форме декларации. Изменения в действующий бланк декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 19 ноября 2009 г. N 119н. Изменения связаны с реформой ЕСН - с 1 января 2010 г. вместо единого социального налога все организации будут платить страховые взносы в фонды. И компании на ЕНВД не стали исключением. На 2010 г. им оставили только 14-процентный взнос в ПФР. Но с 2011 г. они начнут платить взносы во все фонды и по общей ставке 34%. Декларацию по ЕНВД законодатели решили переделать заранее. Сначала поговорим о новшествах, а затем приведем пример заполнения декларации.
Итак, в новой редакции изложен п. 6.3 разд. VI "Порядок заполнения раздела 3 "Расчет суммы единого налога на вмененный доход за налоговый период" декларации" (Приложение N 2 к Приказу Минфина России от 8 декабря 2008 г. N 137н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и Порядка ее заполнения").
Внесенными изменениями установлено, что при выплате вознаграждений работникам "вмененщика" по коду строки 030 отражается сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за налоговый период, а также сумма страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование. То есть в этой же строке, как и раньше, индивидуальные предприниматели указывают сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных за свое страхование.
Нововведения напрямую связаны с принятием Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", вступившего в силу с 1 января 2010 г. (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
Согласно данному Федеральному закону с 2010 г. организации и предприниматели прекращают платить ЕСН и начинают платить страховые взносы во внебюджетные фонды. Согласно ст. 57 Федерального закона N 212-ФЗ размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страхового взноса в 2010 г. составляет:
- в Пенсионный фонд РФ - 20%;
- в Фонд социального страхования РФ - 2,9%;
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1,1%;
- в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2%.
В 2010 г. изменился размер взносов в Пенсионный фонд: для лиц 1966 года рождения и старше финансирование накопительной и страховой частей трудовой пенсии составит 20%, для лиц 1967 года рождения и моложе финансирование страховой части - 14%, накопительной части - 6% (п. 29 ст. 27 Федерального закона N 213-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ с 1 января 2011 г. будут применяться следующие тарифы страховых взносов:
- в Пенсионный фонд РФ - 26%;
- в Фонд социального страхования РФ - 2,9%;
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1%;
- в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3%.
При этом страховые взносы должны платить все налогоплательщики независимо от режима налогообложения. То есть обязанность платить страховые взносы теперь распространяется и на "спецрежимников" - организации и предпринимателей на УСН и ЕНВД. В 2010 г. им еще оставили некоторые послабления ввиду обязанности платить только взносы в ПФР и на страхование от несчастных случаев (по прежним ставкам), но с 2011 г. "спецрежимники" будут облагаться по полной программе.
Для того чтобы исчислить и уплатить страховые взносы, налогоплательщикам ЕНВД необходимо определить объект обложения страховыми взносами и базу для начисления страховых взносов.
Согласно ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками ЕНВД в пользу физических лиц:
- по трудовым договорам;
- гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой);
- договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках:
- гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права);
- договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Базой для начисления страховых взносов в соответствии со ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ является сумма выплат и иных вознаграждений, включенных в объект обложения, начисленных налогоплательщиками ЕНВД за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, освобождаемых ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ от уплаты страховых взносов. Отметим, что расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год.
При этом базу для начисления страховых взносов необходимо определять налогоплательщикам ЕНВД отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. Предельная величина базы для начисления страховых взносов составляет 415 000 руб. Если суммы выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица превысят указанный предел, то страховые взносы с последующих сумм не взимаются. Отметим, что с 1 января 2011 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы в РФ. Размер указанной индексации будет определяться Правительством РФ (ч. 2 ст. 62 Федерального закона N 212-ФЗ).
Суммы страховых взносов исчисляются и уплачиваются налогоплательщиками ЕНВД отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд, а именно в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС (ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ). Причем сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в ФСС РФ, подлежит уменьшению на сумму произведенных налогоплательщиками ЕНВД расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исчисление страховых взносов производится в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца. Уплачиваются страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей, которые исчисляются исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками ЕНВД с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и установленных тарифов страховых взносов. При этом из полученной суммы вычитаются ежемесячные обязательные платежи, которые исчислены с начала календарного года по предшествующий календарный месяц включительно.
Уплата ежемесячных обязательных платежей производится не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Заметим, что если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Кроме исчисления и уплаты ежемесячных обязательных платежей, налогоплательщики ЕНВД обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
При перечислении сумм страховых взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды налогоплательщики ЕНВД обязаны определять указанную сумму в полных рублях. При этом сумма страховых взносов менее 50 коп. отбрасывается, а сумма 50 коп. и более округляется до полного рубля.
Уплачиваются страховые взносы по отдельным расчетным документам, направляемым в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС на соответствующие счета Федерального казначейства.
Отчетность налогоплательщиками ЕНВД представляется ежеквартально по месту своего учета в орган контроля за уплатой страховых взносов. Причем она должна быть представлена в виде:
- расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС РФ. Отметим, что указанный расчет представляется по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. При этом расчет представляется в территориальный орган ФСС РФ до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, то есть не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 октября, 15 января следующего года;
- расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФОМС. Данный расчет представляется по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Причем он представляется в территориальный орган ПФР до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, то есть не позднее 1 мая, 1 августа, 1 ноября, 1 февраля следующего года.
Следует отметить, что налогоплательщики ЕНВД согласно п. 2 ст. 346.32 НК РФ вправе уменьшить сумму единого налога, подлежащую уплате в бюджет за налоговый период, в частности, на суммы страховых взносов:
- на обязательное пенсионное страхование;
- обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- обязательное медицинское страхование;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Причем уменьшить сумму единого налога можно только на суммы страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается ЕНВД.
Обратите внимание, что сумма налога, исчисленная в соответствии с требованиями ст. 346.32 НК РФ, не может быть уменьшена более чем на 50%.
Обратите внимание также, что тем фирмам, которые совмещают налоговые режимы (общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения с системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход), в своей налоговой политике следует предусмотреть порядок ведения раздельного учета выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.
Несмотря на то что с 1 января 2010 г. все организации, в том числе и применяющие специальные налоговые режимы, признаются полноправными плательщиками всех страховых взносов, необходимость ведения такого учета все равно остается.
Напомним, что согласно п. 3 ст. 346.21 НК РФ сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается "упрощенцами" на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. Сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%. Аналогичное правило предусмотрено и для "вмененщиков".
Как сказано в п. 2 ст. 346.32 НК РФ, сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается плательщиками ЕНВД на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных коммерсантами за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом, как уже было сказано выше, сумма единого налога также не может быть уменьшена более чем на 50%.
Так как методика такого раздельного учета не определена, организация, совмещающая указанные налоговые режимы, должна самостоятельно разработать принципы ведения такого учета и закрепить их в своей налоговой политике. Тут же необходимо закрепить и порядок распределения сумм общих расходов - выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, чей труд одновременно используется во "вмененной" деятельности и в деятельности, облагаемой в соответствии с иными режимами налогообложения.
При разработке методики распределения численности работников, занятых в обоих видах деятельности, следует иметь в виду, что, по мнению Минфина России, при совмещении общего режима и ЕНВД (УСН и ЕНВД) для целей ЕНВД необходимо учитывать всех работников, включая административно-управленческий и общехозяйственный персонал, и распределения работников не производить. Такое мнение финансисты высказывали не раз, в частности в Письмах Минфина России от 31 мая 2007 г. N 03-11-04/3/184 и от 17 июля 2007 г. N 03-11-04/3/273.
В части страховых взносов, которые плательщик должен заплатить при ведении деятельности, облагаемой налогами по общей схеме, суммы заработной платы и иных выплат управленческому персоналу организации можно производить пропорционально доходам от деятельности, облагаемой в рамках общего режима налогообложения, в общем доходе организации по всем видам деятельности. В частности, такой вывод можно сделать на основании Письма Минфина России от 22 февраля 2007 г. N 03-11-04/3/55.
Для целей Федерального закона о страховых взносах отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год (он же - расчетный период).
В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ уплата страховых взносов плательщиками, производящими выплаты в пользу физлиц, осуществляется отдельными платежными поручениями, которые направляются в каждый из четырех фондов (ПФР, ФСС РФ, ФФОМС, ТФОМС). При этом взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством плательщик вправе уменьшить на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по данному виду страхования в соответствии с законодательством РФ.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца не позднее 15-го числа следующего за ним месяца уплачивается ежемесячный обязательный платеж. Он определяется исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных физлицам с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и установленных тарифов. При этом из полученной суммы вычитаются ежемесячные обязательные платежи, которые перечислены с начала календарного года по предшествующий календарный месяц (ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
С 2010 г. расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщики, производящие выплаты физлицам, подают в территориальные органы ПФР и ФСС (по месту своего учета). Причем расчет по взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование (в ПФР) представляется до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Срок сдачи расчетов по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в ФСС РФ) остался прежним - до 15-го числа календарного месяца, следующего за истекшим кварталом (ч. 9 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ). Необходимо отметить, что представление расчетов по итогам расчетного периода (календарного года) не предусмотрено. Следовательно, отчитываться по страховым взносам плательщик будет четыре раза в год в указанные выше сроки.
Формы расчетов должны быть утверждены соответствующими органами контроля за уплатой страховых взносов. В 2010 г. плательщики, имеющие среднесписочную численность работников за предшествующий календарный год более 100 человек, а также вновь созданные организации, у которых количество физлиц превышает установленный предел, подают расчеты только в электронной форме с электронной цифровой подписью (ст. 61 Федерального закона N 212-ФЗ). С 2011 г. указанный предел численности сотрудников будет снижен со 100 до 50 человек (ч. 10 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
Изменен срок представления отчетности в случае прекращения деятельности организации (в связи с ликвидацией) либо индивидуального предпринимателя (ч. 15 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ). Если в настоящее время ее необходимо направить в течение пяти дней после подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности (п. 9 ст. 243 НК РФ), то с 2010 г. расчеты представляются до дня его подачи.
Изменяются сроки представления в Пенсионный фонд РФ отчетности для персонифицированного учета. Если на данный момент такие сведения подаются один раз в год не позднее 1 марта (и именно до 1 марта 2010 г. необходимо представить их за 2009 г.), то с 2011 г. они должны подаваться ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ)). В 2010 г. отчетными периодами будут признаваться полугодие и календарный год, соответственно, сведения необходимо будет подать до 1 августа 2010 г. и 1 февраля 2011 г. (ч. 12 ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ).
Начиная с 2011 г. страхователь при представлении сведений на 50 и более работающих у него лиц за предшествующий отчетный период должен подать документы в электронной форме и с применением электронной цифровой подписи (п. 2 ст. 8 Федерального закона N 27-ФЗ).
Теперь непосредственно в Законе установлен срок для представления сведений физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, - до 1 марта следующего года (абз. 1 п. 5 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ). Ранее этот срок был определен только в п. 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. N 318). Вопрос о привлечении к ответственности предпринимателя за подачу сведений с нарушением срока был спорным, в большинстве решений суды приходили к выводу о том, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, не привлекаются к ответственности за несвоевременное представление сведений, так как срок их подачи не установлен. А распространять срок представления сведений (не позднее 1 марта), который установлен для страхователей, имеющих наемных работников, на физических лиц, самостоятельно уплачивающих взносы, неправомерно.
Еще одно важное дополнение в ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ касается уплаты страховых взносов, а также представления расчетов в случае реорганизации организации-плательщика: правопреемник (правопреемники) обязан перечислить взносы и подать расчеты за реорганизованное юрлицо независимо от того, были ли известны правопреемнику до завершения реорганизации факты или обстоятельства неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по уплате страховых взносов реорганизованным лицом.
За непредставление расчетов в установленный срок в ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрена следующая ответственность:
- до 180 дней - штраф не менее 100 руб.;
- свыше 180 дней - штраф не менее 1000 руб.
В случаях обнаружения плательщиком страховых взносов в поданных расчетах фактов неотражения либо неполного отражения сведений или ошибок (приводящих к занижению суммы взносов) плательщик должен представить в орган контроля уточненный расчет. Порядок его подачи аналогичен тому, который содержится в ст. 81 НК РФ. Однако процедура зачета и возврата сумм излишне уплаченных взносов несколько иная, чем предусмотренная в отношении ЕСН в ст. 78 НК РФ.
Во-первых, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, должны быть утверждены формы следующих документов:
- заявления плательщика о зачете излишне уплаченной суммы взносов;
- решения о зачете суммы излишне уплаченных взносов в счет предстоящих платежей;
- заявления плательщика о возврате излишне уплаченной суммы взносов.
То есть плательщик не может подать заявление на зачет или возврат в произвольной форме.
Во-вторых, зачет излишне уплаченных взносов в бюджет одного фонда в счет платежей в бюджет другого фонда невозможен (ч. 21 ст. 26 Федерального закона N 212-ФЗ). Возврат излишне уплаченных пенсионных взносов не производится, если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этих взносах представлены плательщиком в составе сведений персонифицированного учета и разнесены фондом на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.
Несколько слов о представлении отчетности за 2009 г. В ст. 59 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики взносов на обязательное пенсионное страхование должны представить декларацию по этим взносам за 2009 г. в срок не позднее 30 марта 2010 г. по форме, утвержденной Минфином России.
Итак, страховые нововведения затронут организации и предпринимателей на ЕНВД, ведь теперь они становятся полноценными плательщиками страховых взносов. Именно потому и была скорректирована декларация по единому налогу.
Еще раз напомним, что Приказ Минфина России N 119н вступает в силу начиная с представления налоговой декларации за I квартал 2010 г., несмотря на то что в 2010 г. ситуация со взносами для "вмененщиков" остается прежней.
Теперь рассмотрим практический пример заполнения налоговой декларации по ЕНВД, ориентируясь при этом на Порядок заполнения декларации, также обновленный Приказом Минфина России от 19 ноября 2009 г. N 119н.
Пример. Организация ООО "Автотех" работает на ЕНВД в г. Иркутске, занимается предоставлением услуг по ремонту автомобилей. Численность персонала - 30 человек.
Заполним декларацию за I квартал 2010 г.
Что касается титульного листа, то правила его заполнения (страница 001) разъяснены в п. п. 3.1 - 3.5 Порядка заполнения декларации. На этом листе налогоплательщик должен заполнить все показатели, за исключением раздела "Заполняется работником налогового органа". На титульном листе декларации при ее подаче в налоговую инспекцию должна стоять одна подпись. Кроме того, если декларацию подписывает руководитель организации-налогоплательщика или организации-представителя, то на титульном листе должен присутствовать оттиск печати такой организации. При этом в данном разделе фамилию, имя и отчество того, кто подписывает декларацию (кроме индивидуального предпринимателя), нужно написать полностью.
Следует сказать, что, когда декларацию подписывает уполномоченный представитель, к ней вы должны приложить копию документа, подтверждающего полномочия такого представителя (например, доверенность от 21 марта 2010 г. N 17). Такое правило установлено п. 5 ст. 80 НК РФ.
Теперь - разд. 1. В нем налогоплательщик отражает данные о сумме налога, которую необходимо уплатить в бюджет.
Раздел 1 состоит из одной строки 010 и восьми блоков строк 020 и 030. Это обусловлено тем, что с 1 января 2006 г. исчисление (уплата) ЕНВД осуществляется в отдельности по каждому административно-территориальному образованию, на территории которого осуществляется деятельность, облагаемая ЕНВД.
Поэтому если вы, например, ведете деятельность в четырех различных административно-территориальных образованиях, подчиненных одной налоговой инспекции, то вы должны заполнить строки 020 и 030 по каждому такому образованию.
Если деятельность осуществляется более чем в восьми административно-территориальных образованиях, то количество листов разд. 1 увеличивается.
По коду строки 010 указывается код бюджетной классификации. На сегодняшний день принципы назначения и структуру кодов бюджетной классификации определяет Минфин России. Он же присваивает коды составным частям бюджетной классификации (п. 2 ст. 18 БК РФ). Для уплаты ЕНВД в 2010 г. установлен КБК 000 1 05 02000 02 0000 110.
По коду строки 020 указывается код административно-территориального образования по месту постановки на учет плательщика ЕНВД. При определении этого кода налогоплательщику следует руководствоваться Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления (ОК 019-95), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. N 413.
При этом если код конкретного административно-территориального образования состоит менее чем из 11 знаков (количество ячеек в соответствующих полях разд. 1), то указывать его надо начиная с первой ячейки. А в ячейках, которые остались пустыми, надо проставлять нули (п. 2.9 Порядка заполнения декларации).
Строка 030 предназначена для отражения суммы единого налога, которую следует уплатить в бюджет за налоговый период. Значение показателя по данному коду строки определяется как произведение значения показателя по коду строки 060 разд. 3 декларации и результата от соотношения общей суммы значений по кодам строк 100 всех заполненных разд. 2 декларации с указанным кодом ОКАТО к значению показателя по коду строки 010 разд. 3 декларации.
Перейдем к разд. 2. О том, как его заполнять, сказано в п. п. 5.1 - 5.11 Порядка заполнения декларации. Данный раздел заполняется однократно или многократно. Однократно вы заполняете его в тех случаях, когда вы осуществляете один вид предпринимательской деятельности, облагаемый ЕНВД, в одном месте. Вам придется заполнить его несколько раз, если соблюдается хотя бы одно из условий:
- вы осуществляете несколько видов предпринимательской деятельности, облагаемых ЕНВД (например, розничная торговля, оказание бытовых услуг, оказание услуг общественного питания). В таком случае разд. 2 заполняется отдельно по каждому виду предпринимательской деятельности;
- вы осуществляете один и тот же вид предпринимательской деятельности в нескольких отдельно расположенных местах, подведомственных одной налоговой инспекции (см., например, Письмо Минфина России от 20 марта 2009 г. N 03-11-06/3/68).
На сегодняшний день из разъяснений Минфина России можно сделать вывод, что заполнять отдельный разд. 2 нужно по каждому коду ОКАТО (Письмо Минфина России от 29 января 2007 г. N 03-11-04/3/26) независимо от того, сколько объектов осуществления деятельности расположено в соответствующем административно-территориальном образовании. В нашем случае организация осуществляет деятельность через один офис, расположенный в одном месте, потому в нашей декларации данные строки будут заполнены один раз.
Отметим, что ранее главное финансовое ведомство шло еще дальше и указывало, что заполнять отдельный разд. 2 нужно, только если в каждом административно-территориальном образовании (разные коды ОКАТО), где вы ведете деятельность, установлены разные значения корректирующего коэффициента К2 (Письмо Минфина России от 31 августа 2006 г. N 03-11-04/3/397). Из чего следовало, что если К2 в разных административно-территориальных образованиях применяется в одном и том же размере, то не нужно заполнять отдельный разд. 2 и по разным ОКАТО.
Итак, разд. 2 заполняется отдельно по каждому виду предпринимательской деятельности и по каждому месту осуществления деятельности (коду ОКАТО).
По строке 010 указывается код вида предпринимательской деятельности, по которой заполняется разд. 2. Значение кода берется из таблицы "Коды видов предпринимательской деятельности и значения базовой доходности на единицу физического показателя" Приложения N 4 к Порядку заполнения декларации. В нашем случае организация оказывает услуги по ремонту автомобилей. Код данного вида деятельности - 03.
По строке 020 указывается полный адрес места осуществления вида деятельности, по которому заполняется разд. 2. При этом код субъекта Российской Федерации указывается в соответствии с таблицей "Коды субъектов Российской Федерации" Приложения N 5 к Порядку заполнения декларации. В нашем случае это "Иркутск" и код 38.
По строке 030 надо указать код ОКАТО места осуществления вида предпринимательской деятельности, указанного по коду строки 010 данного раздела. Эта строка заполняется в том же порядке, что и строка 020 разд. 1.
Далее рассчитывается сумма единого налога исходя из базовой доходности и физического показателя с учетом коэффициентов К1 и К2.
По строке 040 необходимо указать значение базовой доходности на единицу физического показателя в месяц по соответствующему виду предпринимательской деятельности. Данное значение берется из графы 4 таблицы, приведенной в Приложении N 4 к Порядку заполнения декларации. В нашем случае базовая доходность составляет 12 000 руб., а физический показатель, который далее указывается по строкам 050 - 070, равен 30 (количество работников).
Отметим, что при определении физического показателя следует руководствоваться нормами гл. 26.3 НК РФ.
Строки 080 и 090 предназначены для отражения значений корректирующих коэффициентов базовой доходности, которые показывают степень влияния того или иного условия на результат предпринимательской деятельности (ст. 346.27 НК РФ).
Применяются два коэффициента:
- К1 (коэффициент-дефлятор), который рассчитывается как произведение коэффициента К1 за предшествующий календарный год и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Данный коэффициент устанавливается на каждый год и должен быть опубликован не позднее 20 ноября предыдущего года в "Российской газете" (ст. 346.27 НК РФ).
Значение К1 указывается в строке 080 без округления. На 2010 г. величина К1 составляет 1,295 (Приказ Минэкономразвития России от 13 ноября 2009 г. N 465).
При этом согласно Письмам Минфина России от 27 ноября 2009 г. N 03-11-11/216 и ФНС России от 14 декабря 2009 г. N МН-17-3/230@ чиновники разъяснили, что размер коэффициента-дефлятора К1 на 2010 г. рассчитан уже с перемножением на коэффициент за 2009 г. Поэтому при расчете ЕНВД в 2010 г. налогоплательщикам следует применять только данный коэффициент, равный 1,295. Дополнительно умножать его на коэффициент за 2009 г. не нужно;
- К2. Этот коэффициент устанавливается представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (пп. 3 п. 3 ст. 346.26 и п. 6 ст. 346.29 НК РФ).
В нашем примере мы для наглядности возьмем значение К2, равное 0,5 (минимальное значение), однако К2 устанавливается региональными властями в зависимости от отраслевых и региональных особенностей, так что он может отличаться от взятой нами величины.
При этом перечень особенностей ведения предпринимательской деятельности, которые представительные органы могут учесть при установлении К2, а также их компетенция по его установлению НК РФ не ограничены. Главное, чтобы величина установленного коэффициента не выходила за рамки, предусмотренные п. 7 ст. 346.29 НК РФ. Отметим, что представительные органы могут установить конкретное значение К2 или отдельные его составляющие (так называемые значения К2). Во втором случае налогоплательщикам приходится исчислять окончательный размер К2 самостоятельно, перемножив установленные значения этого коэффициента (абз. 2 п. 6 ст. 346.29 и ст. 346.27 НК РФ).
Значения К2 определяются не менее чем на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно (п. 7 ст. 346.29 НК РФ).
При этом если местные представительные органы не успели утвердить значение К2 до начала нового календарного года либо акт, которым утверждено новое значение К2, не успел вступить в силу в соответствии с действующим законодательством, то в новом году будет действовать К2, который применялся в предшествующем году.
С 2009 г. уточнено, что значения К2 должны округляться до третьего знака после запятой (п. 11 ст. 346.29 НК РФ).
Ранее налогоплательщики имели право самостоятельно изменять значение К2 в зависимости от фактического времени осуществления предпринимательской деятельности (абз. 3 п. 6 ст. 346.29 НК РФ). Однако с 2009 г. данное положение исключено из НК РФ. Но при этом согласно п. 6 ст. 346.29 НК РФ налогоплательщики могут скорректировать значение коэффициента К2 с учетом таких факторов, как режим работы и сезонность, если представительные органы муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга при определении значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 установили соответствующие подкоэффициенты, принимая во внимание особенности ведения предпринимательской деятельности (Письма ФНС России от 23 января 2009 г. N ШС-22-3/59@, Минфина России от 24 июня 2009 г. N 03-11-09/221). В случае если в нормативно-правовых актах законодательных (представительных) органов такие особенности не учтены, самостоятельно изменить значение К2 налогоплательщики не вправе. Поэтому, как отмечает Минфин России, представительные органы муниципальных образований могут установить значения корректирующего коэффициента К2 в пределах от 0,005 до 1 включительно, и по вопросу снижения налоговой нагрузки при применении ЕНВД следует обращаться в указанные органы (Письма от 3 марта 2009 г. N 03-11-09/81, от 1 апреля 2009 г. N 03-11-09/120, от 2 июня 2009 г. N 03-11-09/189). Кроме того, акты органов местного самоуправления, в соответствии с которыми действующее значение коэффициента К2 понижается, могут иметь обратную силу, если это указано в самом акте. Такой вывод Минфин сделал, полагаясь на п. 4 ст. 5 НК РФ (Письмо от 10 апреля 2009 г. N 03-11-06/3/96).
В строке 100 указывается налоговая база (величина вмененного дохода) за квартал по виду предпринимательской деятельности, код которого указан в строке 010. Она определяется по формуле:
стр. 100 = стр. 040 x стр. 080 x стр. 090 x (стр. 050 + стр. 060 + стр. 070).
По строке 110 приводится сумма исчисленного единого налога на вмененный доход за квартал по соответствующему виду предпринимательской деятельности:
стр. 110 = стр. 100 x 15 / 100.
Напоминаем, что ставка ЕНВД - 15% (ст. 346.31 НК РФ).
Далее - разд. 3. В нем определяется общая сумма ЕНВД, которую должен уплатить налогоплательщик в бюджет (то есть по всем видам деятельности и кодам ОКАТО). Данный раздел заполняется в одном экземпляре независимо от количества осуществляемых видов деятельности и мест их осуществления.
По строке 010 указывается налоговая база, исчисленная по всем кодам ОКАТО. Значение данного показателя определяется как сумма значений строк 100 всех заполненных разд. 2 декларации.
По строке 020 следует отразить общую сумму единого налога, исчисленную за квартал. Значение строки 020 рассчитывается путем сложения величин строк 110 всех заполненных разд. 2 декларации.
По строке 030, учитывая нововведения, отражается сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за налоговый период в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также сумма страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование.
Строка 050 предназначена для отражения общей суммы страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности, которая уменьшает сумму исчисленного единого налога на вмененный доход (строка 020). Напоминаем вам, что сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50% (п. 2 ст. 346.32 НК РФ).
Значения показателя |
Условия применения |
стр. 030 + стр. 040 |
Если сумма строк 030 и 040 менее или равна 50% |
стр. 020 x 50 / 100 |
Если сумма строк 030 и 040 более 50% значения |
По строке 060 приводится общая сумма единого налога, которую следует уплатить в бюджет:
стр. 060 = стр. 020 - стр. 050.