Одной из юридических основ банковского законодательства в России является декларирование и защита банковской тайны. Однако стоит отметить, что Конституция РФ не гарантирует этого права в отличие, например, от тайны переписки и личной жизни граждан. Согласно ст. 857 Гражданского кодекса РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
Вчитаемся в эти слова. Предоставление сведений чиновникам осуществляется не только, когда это предусмотрено законом, но и в строго определенном законом порядке.
При разглашении банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.
На практике получить доступ к совершенным операциям на банковском счете компании может множество государственных структур, так что налоговые и правоохранительные органы исключения не составляют. На них мы и остановимся подробнее. Одним из нормативных документов, позволяющим вторгаться в коммерческую тайну организации, является Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
В свою очередь развивает и конкретизирует положения Гражданского кодекса ст. 26 Закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Кредитная организация, Банк России, организация "Агентство по обязательному страхованию вкладов" должны гарантировать тайну об операциях, о счетах и вкладах. То есть Агентство по страхованию вкладов также отвечает за ставшую ему известной банковскую тайну, как и сам банк.
В ст. 26 этого Закона в том числе закреплено, что в соответствии с законодательством РФ справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.
Кроме того, информация относительно движения денег на ваших счетах предоставляется судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам, Пенсионному фонду, Фонду социального страхования и судебным приставам, другим органам и должностным лицам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. При наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Гораздо более закрытая сфера - вклады и счета физических лиц. Здесь та же ст. 26 жестко ограничивает "разгул" прав должностных лиц. Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются им самим, кроме того, судам, судебным приставам, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Агентству по обязательному страхованию вкладов также могут быть предоставлены сведения, но только при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом (то есть когда у банка имеются серьезные проблемы и деньги клиента "зависли").
Самым надежным кажется перевод всех денег на личный счет - доступ кого-либо к информации по счету будет затруднен. Однако стоит иметь в виду, что так поступить можно только с деньгами, которые перешли собственникам бизнеса в качестве дивидендов и т.п.
Чиновников, которые могут получить доступ к сведениям о денежных потоках юридического лица, не просто много, а очень много. Но наличие возможности не ставит знака равенства между нею и ее использованием.
Отметим, что правоохранительные органы и высшие органы государственного контроля с судами в придачу вряд ли обратят внимание на средних размеров компанию. Другое дело налоговые органы.
Предпринимателям известна давно идущая "охота" налоговиков за фирмами-"однодневками". Видимая "часть айсберга" (именно с ним можно сравнить эту работу налоговых органов) заключается в визите инспекторов в офис, дабы удостовериться, что фирма действует и находится по заявленному адресу. Вся остальная работа направлена на систематическое накопление информации о налогоплательщике. Основным элементом такого информационного массива являются сведения о движении по счетам. Налоговые инспекции на постоянной основе "мониторят" счета ничего не подозревающих налогоплательщиков. Как правило, право на проведение такого анализа у налоговиков есть. "Спасение" компаний - в зачастую неправильном оформлении или неправильной последовательности действий инспектора.
Например, анализируя судебную практику, обратимся к Постановлению ФАС Московского округа от 25 марта 2009 г. N КА-А40/2215-09. Одним запросом инспекция истребовала у банка как допустимую информацию, так и не оговоренные законом сведения в отношении его клиента - ООО, а именно - копии карточек с образцами подписей и расширенную выписку по счету. Пунктом 2 ст. 86 НК РФ установлено, что банки обязаны выдавать налоговым органам по мотивированному запросу справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций. То есть никаких дополнительных документов в рамках этой статьи запросить нельзя.
В соответствии с Письмами ФНС России от 25 июля 2007 г. N 06-1-04/496@ и от 11 декабря 2007 г. N 06-1-04/797@ при предоставлении налоговым органом запроса в банк по форме, отличной от утвержденной Приказом ФНС России от 5 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/829@, он не может быть признан запросом о предоставлении выписок по операциям на счетах. Таким образом, неправильно оформленный налоговой инспекцией запрос не подлежит исполнению банком. А если он все же будет исполнен, то этот факт может стать поводом для предъявления претензий со стороны клиента. Также незаконное разглашение сведений, относящихся к банковской тайне, может повлечь за собой привлечение нарушителя к уголовной ответственности на основании ч. 2 ст. 183 Уголовного кодекса РФ.
Заметим, что истребование сведений о движении на банковских счетах может осуществляться исключительно запросами по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 5 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/829@.
Главным будет обязательность проведения мероприятий налогового контроля в отношении компании, что подтверждено позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 13 ноября 2008 г. N N 10407/08, 10846/08.
Стопроцентных рецептов по защите своих средств от "недружественного ока" не существует. Однако соблюдение банкирами требований сохранности банковской тайны и отлаженные связи банка с руководством государственных органов станет хорошим подспорьем в этом деле. Говоря про контакты с руководством органов, мы имеем в виду возможность оперативно уточнить правомерность того или иного запроса. Ведь банк, получив вызывающий у него подозрение документ, должен его исполнять до тех пор, пока не удостоверится, что документ подложный или направлен с нарушением установленного порядка.
В ряде случаев понять, проводились ли на деле контрольные мероприятия или налоговики в своем запросе слукавили, чтобы получить доступ к банковской информации, кредитная организация самостоятельно не в силах. Для предупреждения нежелательной ситуации можно договориться с банкирами об информировании в случае получения такого запроса. Компания может письменно известить банк, что мероприятия, поименованные в запросе как мотивационные (к примеру, это может быть камеральная налоговая проверка, если декларация компанией не представлялась), налоговой инспекцией фактически не проводятся.