Комментарий к статье 47 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования": Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов
В силу ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы налога (сбора).
В силу ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Исходя из изложенного, за неуплату сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в результате занижения базы для начисления страховых взносов ответственность установлена не НК РФ, а Законом N 212-ФЗ. Данное нарушение является нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а не налоговым правонарушением.
Кроме того, страховые взносы, порядок исчисления и уплаты которых регулируется Законом N 212-ФЗ, не относятся к налогам и сборам, установленным НК РФ.
Таким образом, организация (после 01.01.2010) не может быть привлечена к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Частью 2 ст. 47 Закона N 212-ФЗ деяния, предусмотренные частью 1 данной статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Неверное указание кода бюджетной классификации (КБК), как и неверное указание статуса лица, осуществляющего платеж, не приводит к задолженности плательщика перед бюджетом, так как платеж можно идентифицировать по "косвенным" данным, а орган контроля за уплатой страховых взносов может самостоятельно относить поступившие денежные средства при невозможности однозначно определить платеж.
Такие выводы подтверждает судебная практика по делам об аналогичном нарушении законодательства о налогах и сборах (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.05.2006 N А74-4342/05-Ф02-2461/06-С1, ФАС Центрального округа от 11.01.2006 N А09-8092/05-31, ФАС Западно-Сибирского округа от 25.04.2006 N Ф04-9420/2005(20093-А70-32), от 30.05.2005 N Ф04-2834/2005(11153-А75-31)).
На практике бывают случаи, когда плательщик уплатил сумму страховых взносов, а пеню - не уплатил. Единого мнения по вопросу правомерности применения ответственности нет. Так, одни специалисты считают, что штрафные санкции правомерны, другие - что штраф может быть наложен только за неуплату сумм страховых взносов, а не пеней. Нет единого мнения по вопросу применения ответственности и за аналогичное нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пример.
Суть дела.
Налоговым органом проведена камеральная проверка представленной налогоплательщиком уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость и установлена неуплата пеней. Налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности.
Позиция суда.
В ст. 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату налогоплательщиком сумм налога. Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, налогоплательщик привлечен к ответственности "за неуплату в установленный законодательством о налогах и сборах срок доначисленной суммы пеней". Однако НК РФ не предусматривает ответственность за такое деяние.
Решение налогового органа подлежит отмене.
(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.05.2003 по делу N А56-31662/02.)
Однако ранее все тот же ФАС Северо-Западного округа пришел к противоположному выводу.
Пример.
Суть дела.
Налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на имущество. Это нарушение выявлено в результате камеральной проверки дополнительного (уточненного) расчета налога, представленного налогоплательщиком в налоговый орган.
Позиция суда.
Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет применение к налогоплательщику ответственности в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Одновременно НК РФ предусмотрена возможность освобождения налогоплательщика, совершившего указанное в этой статье нарушение, от ответственности, если он самостоятельно выявит допущенное нарушение, произведет перерасчет подлежавшей уплате за конкретный налоговый (отчетный) период суммы налога, исчислит пени за просрочку уплаты доначисленной в результате выявленной ошибки суммы налога, уплатит доначисленные суммы налога и пеней в бюджет, а после этого внесет исправления в ранее представленную декларацию путем подачи дополнительной (уточненной) декларации.
Только при исполнении всех перечисленных условий в совокупности налогоплательщик может быть освобожден от ответственности за недоплату налога по первоначально поданной декларации.
Несоблюдение одного из условий является основанием для взыскания штрафа в размере 20 процентов от суммы налога, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок по первоначально поданной декларации из-за неправильного отражения в ней сведений, связанных с исчислением налога.
Поскольку налогоплательщиком в рассматриваемом случае не соблюдено одно из условий освобождения от ответственности, указанных в пункте 4 статьи 81 НК РФ: об уплате в полном объеме пеней, начисленных за просрочку внесения в бюджет подлежащей доплате по уточненной декларации суммы налога, - решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности по статье 122 НК РФ является правомерным.
(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.08.2002 N А56-5078/02.)
При этом первая названная позиция нашла свое отражение в следующих решениях арбитражных судов: Постановлениях ФАС Московского округа от 13.10.2004 N КА-А41/9182-04, от 03.03.2004 N КА-А41/1320-04, от 02.12.2003 N КА-А40/9649-03. Вторая позиция поддерживается следующими решениями: Постановлениями ФАС Северо-Западного округа от 19.01.2004 N А56-23948/03, от 23.12.2003 N А56-21110/03; Постановлениями ФАС Западно-Сибирского округа от 10.11.2004 N Ф04-7987/2004(6118-А27-33), от 06.09.2004 N Ф04-5483/2004(А75-3542-35).
Таким образом, в случае если плательщик сборов не уплатил пеню, достаточно тяжело предугадать решение суда.
При рассмотрении во взаимосвязи ч. 1 ст. 40 Закона N 212-ФЗ и выводов, содержащихся в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 30.03.2006 N А12-29806/05-С51, ФАС Дальневосточного округа от 06.04.2006 N Ф03-А04/06-2/738, следует заключить, что сам по себе факт неуплаты страхового взноса в установленный срок не является достаточным условием для применения ответственности по ст. 47 Закона N 212-ФЗ, если орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов, не доказал вину налогоплательщика, которая является обязательным элементом состава.