Комментарий к Федеральному закону от 16.11.2011 N 321-ФЗ
С 1 января в НК РФ появился фактически отдельный налоговый режим для холдинговых компаний. Пока он рассчитан только на самые-самые крупные компании РФ: один только порог по выручке составляет 100 млрд руб. в год (Подпункт 2 п. 5 ст. 25.2 НК РФ). По расчетам самого Минфина, этот режим в 2012 г. смогут применять около 10 - 15 крупнейших промышленных и банковских групп страны.
Однако в будущем пороги для перехода на "холдинговый" режим могут снизить. И планируется, что создание таких "налоговых" холдингов будет под силу и группам средних компаний. Так что знать о новом налоговом режиме будет не лишним.
(+) Главный стимул для создания консолидированной группы - консолидированная уплата налога на прибыль. Иными словами, доходы и расходы всех компаний группы сводятся в единой налоговой декларации ответственным участником группы (Пункт 3 ст. 25.1, пп. 2 п. 3 ст. 25.5, п. 5 ст. 52 НК РФ). Он же уплачивает налог и сдает эту декларацию (Подпункт 3 п. 3 ст. 25.5, п. п. 2, 7 ст. 286, п. 8 ст. 289 НК РФ). А значит, суммируются и все прибыли и убытки компаний группы. И такой группе уже:
- нет смысла "регулировать" прибыль/убыток конкретной компании, входящей в группу, за счет сделок внутри группы;
- можно не опасаться контроля налоговиков за рыночностью цен, которые применяют компании группы в сделках между собой.
В итоге такие сделки законодатели вообще вывели из-под рыночного контроля (кроме сделок с полезными ископаемыми, облагаемыми НДПИ) (Подпункт 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ). Ведь даже если налоговики обвинят одну из компаний в занижении цен и, допустим, доначислят налог, то у другой компании за счет симметричных корректировок "входящей" цены налог будет меньше. А при условии консолидации прибылей и убытков вся эта затея с контролем цены вообще теряет смысл.
(-) Как мы уже говорили, условия для создания консолидированной группы очень жесткие. Приведем самые трудновыполнимые (помимо выручки с 11 нулями) (Статьи 25.1, 25.2 НК РФ):
- головная организация должна непосредственно или косвенно владеть долей не менее 90% в каждой организации группы;
- совокупная сумма основных налогов (НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ), уплаченная в предыдущем году, должна быть не менее 10 млрд руб.;
- совокупная стоимость активов группы на 31 декабря предыдущего года должна быть >= 300 млрд руб.
(-) Если в регионе, где работает одна из компаний группы, установлены более низкие ставки налога, то может быть выгоднее и не включать ее в состав консолидированной группы. Ведь если ее консолидировать, то возможна ситуация, когда с части ее прибыли налог группа заплатит в других регионах по более высоким ставкам (Пункт 6 ст. 288 НК РФ).
(-) Учитывать убытки, полученные до вхождения компании в группу, нельзя (Пункт 6 ст. 278.1 НК РФ). Так что и тут нужно считать, стоит ли включать в состав группы убыточные компании или лучше дать им возможность по отдельности "отбивать" убытки за счет именно своих будущих прибылей.
Есть и еще ряд очевидных неудобств, сопровождающих создание консолидированной группы, например: более строгий контроль налоговиков (так, выездная проверка группы может длиться год (Статья 89.1 НК РФ)), усложненный учет, возможность налоговиков заблокировать все счета сразу всех компаний группы (при несдаче декларации по прибыли), взыскание недоимки в "субсидиарном" порядке со всех компаний группы (Пункт 11 ст. 46, п. 11 ст. 47, п. 13 ст. 76 НК РФ) и т.д.
Но создание консолидированных групп - дело добровольное. И если таковые будут создаваться, значит, их владельцы все просчитали и им это выгодно. Вот и посмотрим...