Российская организация (ЗАО) владеет на праве собственности автомобилями ГАЗ-2752 (категория "В"). По мнению организации, положения гл. 28 НК РФ содержат взаимоисключающие положения, требующие применения такой правовой категории, как "категория транспортного средства" либо "тип транспортного средства". Правомерно ли применение ЗАО в целях исчисления транспортного налога к автомобилям с указанными характеристиками и установленной категорией "В" налоговых ставок для легковых автомобилей?
Ответ на аналогичный вопрос представлен в Письме Минфина России от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05.
Согласно ст. 358 НК РФ в качестве категорий транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки по транспортному налогу, определены, в частности, легковые и грузовые автомобили.
В целях администрирования транспортного налога согласно ст. 362 НК РФ сведения о транспортных средствах и лицах, на которые они зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В формах сведений о транспортных средствах и лицах, на которые они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств (утв. Приказом ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@), предусмотрены показатели "тип транспортного средства" и "назначение (категория) транспортного средства".
Установленное гл. 28 НК РФ распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 (далее - Конвенция). Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как легковые и грузовые автомобили, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров.
Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты РФ в сфере дорожного движения должны учитывать ее положения.
В то же время при рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать следующее. В п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" указано, что допуск транспортных средств для участия в дорожном движении на территории РФ осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Так, документом, действующим на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства (ПТС), подтверждающий в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов").
Следовательно, тип транспортного средства, указанный в ПТС, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и классификации Конвенции.
Так, например, согласно Приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств к транспортным средствам категории "B" (по классификации Конвенции) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в ПТС категории "B" не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.
В третьей строке "Наименование (тип ТС)" ПТС согласно вышеназванному Положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например: "легковой", "автобус", "грузовой - самосвал, фургон, цементовоз, кран" и т.п. Аналогично в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и п. 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 ПТС "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: "1" - легковой автомобиль, "7" - фургоны, "9" - специальные.
Таким образом, категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в ПТС на основании Одобрения типа транспортного средства.
Кроме того, финансисты полагают необходимым при определении категории транспортного средства также учитывать судебную практику, в частности Постановление ФАС ЗСО от 18.05.2009 N Ф04-2807/2009(61116111-А03-15). Интересно, что в рассматриваемом судебном деле речь идет в том числе об автомобиле ГАЗ-2752. Суть дела такова.
При проведении выездной налоговой проверки был установлен факт недоплаты в том числе транспортного налога, который и был доначислен по итогам проверки. Основанием для доначисления транспортного налога, начисления пени по нему и привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ послужило неправомерное, по мнению налогового органа, отнесение налогоплательщиком отдельных автотранспортных средств к категории "легковые автомобили".
По мнению налогоплательщика, вывод суда о принадлежности автомобилей моделей ГАЗ-2705, ГАЗ-2752, УАЗ-390992, УАЗ-3909 к грузовым автомобилям, если это прямо не указано в паспорте транспортного средства, ошибочный, так как при невозможности определения типа (категории) транспортного средства должен применяться п. 7 ст. 3 НК РФ (все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)).
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд поддержал выводы налогового органа, касающиеся доначисления транспортного налога в отношении транспортных средств моделей ГАЗ-2705, ГАЗ-2752, УАЗ-390992, УАЗ-3909. При этом арбитражные суды обеих инстанций исходили из необходимости определения категории транспортного средства в целях налогообложения на основании типа и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства, и, оценив сведения, содержащиеся в паспортах спорных транспортных средств, пришли к выводу, что автомобили марки ГАЗ-2705, ГАЗ-2752, УАЗ-390992, УАЗ-3909 относятся к категории "В" - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов при максимальной массе до 3,5 т.
В данном случае суд поддержал налоговый орган.