Мы привыкли разделять проверки на камеральные и выездные, между которыми есть безусловные отличия в сроках проведения, охватываемых периодах, порядке представления документов и т.д. Тем не менее стоит напомнить о так называемых неналоговых проверках, которые, несмотря на их название, организуются и проводятся теми же фискальными органами. К ним относятся, в частности, проверки, связанные с оценкой выполнения показателей (зарплатные комиссии), анализ данных лицевого счета или истребование документов у контрагента проверяемой компании. Все эти мероприятия обязывают бухгалтера снова и снова готовить массу документов, а также вносить пояснения при обнаружении расхождений и лишний раз наведываться в инспекцию. Но стоит иметь в виду, что полномочия налоговиков имеют границы (впрочем, как и разумность и правомерность их требований). Бухгалтеру полезно знать, какие запросы имеют право на существование, а какие можно оставить невыполненными, так как любая "ревизия" хозяйственной деятельности - это расход драгоценного времени.
Напомним, что камеральная проверка проводится за период, указанный в поданной декларации или расчете по налогу. Таким образом, проверить данные и запросить по ним разъяснения инспекторы могут только в рамках отчетного налогового периода и представленных документов.
Налоговый орган вправе ждать пояснений, если, по его мнению, в отчетности допущена ошибка или данные декларации по одному налогу не соответствуют представленным ранее показателям налоговой или бухгалтерской отчетности. При возникновении разногласий довольно часто бухгалтер может сослаться на отличие правил в бухгалтерском и налоговом учете.
Когда речь заходит о применении налоговых льгот, проверяющие вправе требовать документы, подтверждающие право на них.
Не секрет, что к организациям, заявляющим НДС к возмещению, отношение налоговиков не менее "трепетное", поэтому бухгалтеру придется запастись всеми подтверждающими вычеты документами - счетами-фактурами, накладными, актами, а иногда и платежными документами.
Но есть, как говорится, мера всего, и если налоговики откровенно завышают требования к представляемой документации, интересуются данными, не входящими в соответствующий период, то можно смело напомнить, что общение происходит в рамках камеральной, а не выездной проверки, и расширять ее сроки законодательство не позволяет.
Кроме того, случается, что налоговые органы пытаются переложить на налогоплательщика собственную работу. Например, к бухгалтеру может поступить просьба от контролеров сделать выдержку из книги покупок в рамках камеральной проверки или раскрыть информацию об источниках заемных средств. Все эти манипуляции также необязательны к исполнению в рамках "камералки". Грамотно дав отказ, бухгалтер не нарушит закон, сэкономит время и оградит компанию от излишнего любопытства налоговой.
Гораздо большими правами наделены инспекторы, которые уполномочены провести выездную проверку организации. Напомним, что срок ее проведения может варьироваться от двух месяцев до полугода, не учитывая возможность ее приостановления по определенным обстоятельствам до шести месяцев. Если раньше инспекторы могли изучить отчетность вне стен организации, приостанавливая по этой причине отведенное на проверку время, то сейчас остановить процесс не получится. Вне зависимости от того, где будет проходить работа с документами - в офисе организации или в инспекции, сроки прерываться не должны. Документы к проверке готовятся максимум за три последних года, а проводить контрольное мероприятие надлежит не чаще двух раз в год и лишь единожды по определенному налогу за один и тот же период. Казалось бы, все ясно и понятно; но существует ряд исключений, согласно которым фискальные органы могут повести себя "нестандартно".
Во-первых, повторить проверку вправе вышестоящий налоговый орган в качестве контроля за деятельностью нижестоящего. Следует иметь в виду, что в этом случае у налогоплательщика возникает ряд дополнительных прав, в том числе оспаривание наложенных санкций вышестоящим органом. Если факт сговора между первым проверяющим и организацией доказан не будет, то появится основание для освобождения налогоплательщика от ответственности. Во-вторых, налоговые органы могут осуществлять самостоятельные выездные проверки филиалов вне зависимости от того, проводилась или нет "ревизия" головного офиса или другого обособленного подразделения по тому же налогу и за тот же период. В-третьих, в случае реорганизации предприятия допустимы так называемые повторные проверки. И наконец, если налогоплательщик подает уточненную налоговую декларацию, в которой сумма налога к уплате в бюджет меньше, чем ранее заявленная, налоговики вправе инициировать проверку вне зависимости от того, проводились ли уже проверки в текущем году.
Известно, что требование о представлении документов должно быть исполнено в течение десяти дней. Если объем запрашиваемых документов велик (или собирать их нужно по многочисленным филиалам и городам), целесообразно составить письмо о невозможности подачи документов в установленный срок. Налоговый орган должен рассмотреть его и, если причины будут признаны уважительными, продлить срок.
Не всегда инспекторы идут навстречу. Но даже если просьба осталась без удовлетворения, а документы, тем не менее, были представлены позже, отправленное письмо позволит снизить санкции. За каждый непредставленный документ взимается штраф в размере 50 руб. Если объем документов внушительный, то сумма штрафа может составить десятки тысяч рублей. На практике с помощью разумной аргументации, содержащейся в письме, компаниям удавалось снизить штрафы до символических размеров.
Истребуемые документы предъявляют налоговикам в виде копий, и только в особых случаях - в оригинале, например, если проверяющие заподозрят организацию в уничтожении данных. Бывает, что в компании существуют документы, оформленные на иностранном языке. Тогда налогоплательщик должен привлечь переводчиков для адаптации их на русский язык. Причем не обязательно нотариально заверять переведенные документы - достаточно подписи работавших над ними специалистов. Если перевод не был произведен, в том числе по причине их выемки, налоговые органы самостоятельно могут привлечь переводчиков.
Понятия "встречная проверка" давно не существует, тем не менее налоговики любят запрашивать информацию по сделкам у контрагентов, в особенности когда дело касается вычетов по НДС. Но в своем рвении поймать с поличным "однодневку" налоговики порой действуют не совсем корректно. Дело в том, что контролерами, приехавшими по юридическому адресу организации-контрагента, указанному в документах двух- или трехлетней давности, и не обнаружившими фирму на законном месте, скоропалительно выносится решение о ее недобросовестности. Но отсутствие организации по заявленному адресу - это лишь один из признаков недобросовестности. И потом, за прошедшее время вполне законопослушное предприятие могло поменять свое месторасположение, а то и попросту закрыться. Допустим, юридическое лицо по указанному адресу не находится с 31 мая 2010 г., а сделка датируется 1 апреля 2008 г. В таком случае налоговики могут запросить информацию у собственника помещения (арендодателя). Если тот не вспомнит подобного арендатора, то налоговики в очередной раз усомнятся в добросовестности контрагента проверяемой организации. Но и это умозаключение довольно сомнительно - возможно, "пропавший" контрагент являлся субарендатором на срок менее одного года. В этом случае вполне нормально, что собственник помещения незнаком с таким арендатором.
При вынесении решения о доначислении сумм налога проверяющими могут быть приняты обеспечительные меры. Налоговый орган накладывает своего рода арест на имущество. Следующий шаг - запрет на проведение операций по банковскому счету на случай, если имуществом долг перед бюджетом не покрыть.
"Замороженная" сумма должна равняться разнице между общей суммой налоговых претензий и суммой того обеспечения, которое получилось в результате наложения ареста. Но в действительности налоговики нередко перестраховываются и останавливают операции по всем существующим у фирмы счетам на одинаковую сумму. Аргументируют они столь "оригинальный" подход к делу тем, что на случай отсутствия денежных средств на одном расчетном счете недостачу способен покрыть другой. Само собой, для налогоплательщика своевольные действия работников ИФНС губительны. Поэтому, убедившись, что необходимая сумма в одном из банков заблокирована, следует написать заявления с просьбой снять резервирование остальных средств.
Когда на руках появился акт о проведенной проверке, начинается отсчет 15 дней для подготовки, при необходимости, возражения по акту. После направления возражения оно рассматривается налоговиками в течение десяти дней, после чего выносится решение либо о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности, либо о проведении дополнительных мероприятий. К последним налоговики прибегают, если, по их мнению, какие-то вопросы остались недостаточно глубоко изученными, либо инспекторам необходим "тайм-аут", чтобы укрепить свою позицию в будущем.
Примечание. "Сколько вешать в граммах?"
Если налоговый орган отправил решение по почте, так как счел (обоснованно или нет), что фирма уклоняется от его получения, то можно предположить, что это решение было получено по истечении шести дней с момента отправки. Но иногда и при этом налоговики пытаются сыграть в свою пользу.
Организацией была подана декларация, согласно которой требовалось возместить НДС. Компания представила справку о том, что перед бюджетом все свои обязательства исправно исполняла, и подала заявление о возврате налога. Налоговый орган никак не отреагировал. Организация обратилась в суд ввиду бездействия налогового органа. Инспекторы в свою очередь сообщили, что возмещать НДС они будут и что о своем намерении давно известили компанию по почте (речь шла об акте и решении). Подкрепить свои слова налоговики попытались почтовой квитанцией, которая неожиданно стала исчерпывающим ответом на все вопросы.
Сумма к оплате по квитанции составила 15 руб., а значит, вес почтового отправления не превышал и 20 граммов, что равносильно весу одного листа А4 и конверта. В то же время представленный налоговиками акт налоговой проверки состоит из 11 листов. Таким образом, налоговый орган не смог в суде доказать, что он действительно отправлял решение, акт, и вызов на рассмотрение разногласий. Хотя по ходу судебного процесса в связи с представлением налоговиками решений пришлось поменять предмет иска, тем не менее добиться справедливости удалось: суд признал решение налогового органа недействительным и обязал сумму НДС, заявленную к возмещению, возвратить.
Уточним, что "вердикт" об отмене решения о привлечении к ответственности и решения об отказе в возмещении налога - документы самостоятельные. Поэтому параллельно шло обжалование в УФНС. Суд отменил решение об отказе в возмещении НДС, а управление отменило решение о привлечении к ответственности.
Решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности вступает в силу после десяти рабочих дней с момента вручения его налогоплательщику. В эти сроки при необходимости компания вправе подать апелляционную жалобу. В данном случае исполнение решения приостанавливается до тех пор, пока оно не будет утверждено вышестоящим налоговым органом (кроме обеспечительных мер).
Если речь идет об НДС, то одновременно с решением о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности выносят решение о полном или частичном возмещении НДС или же об отказе в возмещении налога. Важно помнить, что другие категории решений по апелляционной процедуре не оспариваются.
Апелляционное обжалование удобно компании, так как при этом процедура представления документов несколько упрощается. По существующим регламентам апелляционная жалоба направляется в налоговый орган, который вынес оспариваемое решение. В течение трех дней бухгалтеру необходимо собрать недостающие документы и передать их в вышестоящий орган. При направлении обычной жалобы организации придется отправлять ее со всеми документами, ранее уже представленными инспекции.
Процесс обжалования - вопрос не дня и не недели. Юристы и бухгалтеры рискуют быть вовлеченными в долгие разбирательства, ведь, по сути, на одной чаше весов тот, кто налоги платит, а на другой - госорганы, которые их взимают. Но не стоит становиться заложником мнения о служебной солидарности вышестоящих налоговых органов с подчиненными структурами. Не в их интересах выносить изначально проигрышные дела на суд, в буквальном смысле этого слова.