Российская организация - получатель дивидендов платит налог на прибыль через налогового агента (ст. 275 НК РФ). Ставка, по которой агент удерживает налог, может быть 0% или 9% (п. 3 ст. 284 НК РФ).
Условия предоставления льготы
Условиями для применения нулевой ставки к доходам в виде дивидендов российской компании являются:
- доля получателя в уставном капитале агента составляет не менее 50 процентов;
- на день принятия решения о выплате дивидендов получатель непрерывно владеет долей в течение не менее 365 календарных дней;
- стоимость приобретения доли превышает 500 млн руб.
По нулевой ставке также облагаются дивиденды организации, которая непрерывно в течение более 365 календарных дней владеет депозитарными расписками, приобретенными более чем за 500 млн руб., дающими право на получение не менее 50% общей суммы распределяемых дивидендов.
Кроме того, организация должна представить в налоговую инспекцию документы, которые подтверждают стоимость и момент приобретения доли (вклада, депозитарных расписок).
Перечень документов, которые подтверждают нулевую ставку, приведен в ст. 284 Налогового кодекса России:
- договоры купли-продажи (мены);
- решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
- договоры о реорганизации в форме слияния или присоединения, разделения, выделения или преобразования;
- ликвидационные (разделительные) балансы, передаточные акты;
- свидетельства о государственной регистрации организации;
- планы приватизации;
- решения о выпуске ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, проспекты эмиссии;
- судебные решения;
- уставы, учредительные договоры (решения об учреждении) или их аналоги;
- выписки из лицевого счета (счетов) в системе ведения реестра акционеров (участников);
- выписки по счету депо;
- иные документы, содержащие сведения о дате приобретения (получения) права собственности на долю или на депозитарные расписки, а также сведения о стоимости приобретения (получения) соответствующих прав.
Если документы составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы и переведены на русский язык.
Если дивиденды выплачивает иностранная организация, то нулевая ставка применяется, если иностранное государство не включено в Перечень офшорных зон, утвержденный Приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. N 108н.
Вот этот Перечень:
1. Ангилья.
2. Княжество Андорра.
3. Антигуа и Барбуда.
4. Аруба.
5. Содружество Багамы.
6. Королевство Бахрейн.
7. Белиз.
8. Бермуды.
9. Бруней-Даруссалам.
10. Республика Вануату.
11. Британские Виргинские острова.
12. Гибралтар.
13. Гренада.
14. Содружество Доминики.
15. Республика Кипр.
16. Китайская Народная Республика:
- Специальный административный район Гонконг (Сянган);
- Специальный административный район Макао (Аомынь).
17. Союз Коморы:
остров Анжуан.
18. Республика Либерия.
19. Княжество Лихтенштейн.
20. Республика Маврикий.
21. Малайзия:
остров Лабуан.
22. Мальдивская Республика.
23. Республика Мальта.
24. Республика Маршалловы Острова.
25. Княжество Монако.
26. Монтсеррат.
27. Республика Науру.
28. Нидерландские Антилы.
29. Республика Ниуэ.
30. Объединенные Арабские Эмираты.
31. Острова Кайман.
32. Острова Кука.
33. Острова Теркс и Кайкос.
34. Республика Палау.
35. Республика Панама.
36. Республика Самоа.
37. Республика Сан-Марино.
38. Сент-Винсент и Гренадины.
39. Сент-Китс и Невис.
40. Сент-Люсия.
41. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:
- Остров Мэн;
- Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни).
В остальных случаях при выплате дивидендов российским организациям агенты применяют ставку 9% (пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ).
По вопросу применения нулевой ставки к дивидендам, выплачиваемым российской компании налоговым агентом, Минфин России выпустил ряд разъяснений.
Когда представлять документы
В отсутствие разъяснений получатели дивидендов считали, что для получения льготы достаточно выполнить требования, перечисленные в пп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса России (о размере вклада (доли), его стоимости, о сроке владения). Но в нем ничего не сказано о порядке и сроках представления перечисленных документов. Кроме того, рассуждали они, агенту для принятия решения о том, по какой ставке облагать выплачиваемые дивиденды (0 или 9 процентов), данные документы не нужны. Всеми необходимыми сведениями он располагает и так.
Минфин расставил точки над "i". Свои разъяснения он дал в Письме от 9 июня 2008 г. N 03-03-06/2/68. В соответствии с ними получается, что с момента принятия решения о выплате дивидендов до даты их фактической выплаты (когда с дохода удерживают налог) получатель должен:
- собрать все сведения, предусмотренные п. 3 ст. 284 Налогового кодекса России;
- представить их в налоговую инспекцию, а также (вместе с уведомлением о том, что сведения поданы в инспекцию) налоговому агенту.
И только в этом случае, как следует из данного Письма, агент вправе применить ставку налога 0 процентов.
О непрерывности срока
Финансистам пришлось устранять еще одну неясность.
Напрямую из Кодекса требование об одновременном выполнении всех условий применения льготной нулевой ставки к дивидендам российской компании не следует. То, что вкладом (долей) или депозитарными расписками организация должна владеть в течение не менее 365 дней подряд, указано как отдельное требование. Отдельно сказано и о том, что стоимость приобретения или получения вклада (доли) должна превышать 500 млн руб. А из пп. 1 п. 3 ст. 284 Кодекса не вытекает, что требование о стоимости вклада (доли) в размере 500 млн руб. должно выполняться в течение 365-дневного периода. Речь идет лишь о том, что в указанный период организация должна владеть долей или вкладом.
В связи с этим некоторые получатели дивидендов сделали удобный для себя вывод. Если стоимость приобретения (получения) вклада, определенная как сумма первоначального и дополнительного вклада, превышает 500 млн руб., а сумма первоначального вклада меньше, организация вправе применить ставку 0 процентов даже тогда, когда с момента дополнительного вклада до принятия решения о выплате дивидендов прошло менее 365 дней. Главное, чтобы этот срок был соблюден с момента первоначального вклада. То есть, считали они, для применения по дивидендам ставки налога на прибыль 0 процентов достаточно, чтобы именно на момент принятия решения о выплате дивидендов стоимость вклада (доли, депозитарных расписок) превышала 500 млн руб.
Но Минфин "закрыл" и эти нестыковки (см. Письмо от 1 апреля 2008 г. N 03-03-06/1/240): все условия применения льготной нулевой ставки к дивидендам российской компании должны соблюдаться одновременно.
Льгота касается некоммерческих организаций.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль некоммерческие организации могут не учитывать средства и иное имущество, полученные ими на ведение благотворительной деятельности (пп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ).
Действующее законодательство не запрещает некоммерческим организациям вести благотворительную деятельность без соответствующего статуса.
С одной стороны, применение льготы не означает наличия у фирмы статуса благотворительной организации.
С другой стороны, Минфин России считает, что только благотворительные организации, созданные в качестве таковых в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", могут не учитывать в целях налогообложения прибыли имущество, полученное ими на ведение благотворительности. Такое мнение высказано в Письмах Минфина России от 19 июля 2006 г. N 03-03-04/4/124, от 19 июня 2006 г. N 03-03-04/4/105.
Применять или не применять эту льготу, решать компании. В поддержку некоммерческой организации, использовавшей ее, есть Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 июня 2006 г. N А66-9108/2005.
Для сельскохозяйственных производителей установлена льготная ставка по налогу на прибыль в размере 0% (ст. 2.1 Закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации..."). Чтобы применить льготную нулевую ставку, производитель должен соблюсти ряд условий. Главное - реализуемую сельскохозяйственную продукцию он должен производить и перерабатывать сам.
Однако ни в Налоговом кодексе России, ни в Законе N 110-ФЗ конкретно не указано, как он должен производить и перерабатывать продукцию - собственными силами или с привлечением подрядных организаций.
Минфин России разъяснял, что если организация передает сельскохозяйственную продукцию на переработку другой организации на давальческих началах и в дальнейшем ее реализует, то в такой ситуации льгота организации не положена. А с доходов, полученных от реализации этой продукции, нужно удержать налог на прибыль в общеустановленном порядке (Письма Минфина России от 25 января 2008 г. N 03-03-05/6, от 14 мая 2005 г. N 03-03-02-04/1/118, от 31 января 2005 г. N 03-03-01-04/1/41).
Противовес - мнение судов, которые не всегда соглашаются с точкой зрения Минфина и считают, что в рассматриваемой ситуации сельхозпроизводитель все же имеет право на льготу. Арбитры указывают, что Закон N 110-ФЗ не увязывает возможность применения ставки 0% при реализации своей сельскохозяйственной продукции с тем, переработал эту продукцию сельхозпроизводитель сам либо силами сторонней организации (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 11 июля 2007 г. по делу N А21-7564/2006; ФАС Центрального округа от 18 января 2008 г. по делу N А35-5905/06-С18 и от 29 августа 2006 г. по делу N А14-23565/2005/1040/24).