Одним из преимуществ УСН является ее добровольное применение налогоплательщиками. В абзаце 2 п. 1 ст. 346.11 НК РФ прямо закреплено, что переход на УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Вместе с тем установлен целый ряд ограничений для использования упрощенной системы налогообложения. Нельзя также перейти с УСН на другой режим налогообложения до окончания налогового периода, за некоторыми исключениями (п. 3 ст. 346.13 НК РФ). Нельзя также одновременно работать на УСН и на общей системе налогообложения, поскольку обе они применяются налогоплательщиком в отношении всех видов осуществляемой им деятельности. На это, в частности, указал Конституционный Суд РФ в Определении от 16 октября 2007 г. N 667-О-О (см. также Постановления ФАС Северо-Западного округа от 8 октября 2008 г. N А13-9829/2007 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 15 января 2009 г. N ВАС-17149/08), ФАС Уральского округа от 5 февраля 2009 г. N Ф09-172/09-С3 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 19 июня 2009 г. N ВАС-6770/09)).
При использовании упрощенной системы налогообложения можно отказаться от планирования следующих видов налогов:
Организации |
Индивидуальные |
Налог на прибыль |
НДФЛ - в отношении доходов, |
Налог на имущество |
Налог на имущество |
С 1 января 2009 г. организации - плательщики налога при УСН обязаны уплачивать налог на прибыль с отдельных видов доходов, к которым относятся:
дивиденды;
проценты по ценным бумагам, указанным в п. 4 ст. 284 НК РФ;
доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные на основании ипотечных сертификатов участия.
С 1 января 2009 г. индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать НДФЛ с отдельных видов доходов, к которым относятся:
выигрыши и призы, получаемые в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг), в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ;
процентные доходы по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в ст. 214.2 НК РФ;
сумма экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ;
дивиденды;
проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 2007 г.;
доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные на основании ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 2007 г.
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право добровольно перейти на упрощенную систему при соблюдении следующих условий:
доход от реализации по итогам 9 месяцев, предшествующих переходу, не превысил 45 млн. руб. без НДС (по данным за 2009 г.), 60 млн. руб. (по данным за 2010 г.);
остаточная стоимость амортизируемого имущества не более 100 млн. руб.;
численность работающих не более 100 человек.
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
банки;
страховщики;
негосударственные пенсионные фонды;
инвестиционные фонды;
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
ломбарды;
организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
нотариусы;
организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с гл. 26.1 настоящего Кодекса;
организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, а также на организации потребительской кооперации, хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы. Однако две последние ситуации встречаются крайне редко, поскольку данные субъекты хозяйственной деятельности осуществляют ее на основании Закона РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации";
организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;
организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб.;
бюджетные учреждения.
Налогоплательщики могут перейти на УСН с ЕНВД только в определенных случаях:
если они прекратили деятельность, облагаемую ЕНВД, и начали осуществлять новый вид деятельности, который на ЕНВД не переводится;
если на территории осуществления деятельности ЕНВД упраздняется или меняются условия его применения, в результате чего организация или индивидуальный предприниматель перестают быть плательщиками единого налога. Например, вид деятельности исключается из числа облагаемых ЕНВД;
если они перестали соответствовать условиям применения ЕНВД.
Планирование перехода целесообразно осуществлять заранее путем мониторинга законодательства в части исключения деятельности из облагаемой ЕНВД. Переход на "упрощенку" возможен и при смене дислокации компании. Этот вопрос должен также входить в систему налогового планирования.
Если у вашей организации есть хотя бы один филиал или одно представительство, то "упрощенку" вы применять не можете (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Вместе с тем филиал или представительство должны быть официально прописаны в учредительных документах.
К признакам филиала или представительства относятся:
представительство и филиал наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных положений;
в представительстве (филиале) назначается руководитель, который действует по доверенности;
представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Если у вас просто открыта касса или выездное торговое место, то вы можете планировать переход на упрощенную систему налогообложения.
Если это организации, то в целях УСН доля их участия в целом не может превышать 25%.
Для некоторых организаций предусмотрена льгота. На них ограничение по доле участия юридических лиц в уставном (складочном) капитале не распространяется.
К таким организациям согласно подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ относятся:
1) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Правда, воспользоваться льготой можно, если одновременно соблюдаются два условия:
среднесписочная численность работников-инвалидов составляет не менее 50%;
доля их зарплаты в фонде оплаты труда - не ниже 25%.
2) некоммерческие организации.
Таким образом, при переходе на упрощенную систему налогообложения необходимо прежде всего спланировать возможность этого перехода.
Планирование выручки должно осуществляться путем планирования выручки от всех видов оказываемых услуг, работ.
При планировании численности вы должны спланировать среднюю численность работников:
среднесписочную численность работников;
среднюю численность внешних совместителей;
среднюю численность работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.
Вторым вопросом планирования при упрощенной системе налогообложения является планирование ставок обложения налогом.
Объект налогообложения выбирает налогоплательщик самостоятельно следующим образом:
1-й вариант: доходы.
Ставка 6%.
Сумма налога уменьшается на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (но не более 50% от суммы налога), а также на выплаченные пособия по временной нетрудоспособности за счет работодателя.
2-й вариант: доходы, уменьшенные на величину расходов.
Ставка 15%, но не менее суммы минимального налога (1% от дохода).
Минимальный налог выплачивается только по итогам налогового периода (календарный год).
Далее следует определить, какую систему лучше использовать.
Пример.
Для анализа необходимо взять за основу показатели доходов и расходов за III квартал 2009 г.
Пусть доходы составили 80000 руб. А расходы, учитываемые при налогообложении, - 55000 руб., из которых:
33000 руб. - на аренду автомобиля;
14000 руб. - на ГСМ;
3000 руб. - на текущий ремонт автомобиля;
450 руб. - на обязательное пенсионное страхование;
4550 руб. - другие расходы, учитываемые по п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Объект налогообложения - |
Объект налогообложения - |
80000 руб. x 6% - 450 руб. = |
(80000 руб. - 55000 руб.) x |
Таким образом, выгоднее использовать вторую систему налогообложения (доходы минус расходы).
По общему правилу перейти с "упрощенки" на иной режим налогообложения вы можете не ранее окончания налогового периода по УСН (п. 3 ст. 346.13 НК РФ), т.е. не раньше начала нового календарного года.
Уведомить налоговую инспекцию о переходе необходимо не позднее 15 января года, в котором вы намерены применять иной режим налогообложения (п. 6 ст. 346.13 НК РФ).
В отчетном (налоговом) периоде допущено несоответствие требованиям, установленным п. п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, например:
ваша организация открыла филиал - подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ;
средняя численность ваших работников за отчетный период превысила 100 человек - подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ;
вы применяли объект налогообложения "доходы" и вступили в простое товарищество - п. 3 ст. 346.14 НК РФ (см. письмо Минфина России от 29 апреля 2008 г. N 03-11-05/103).
Поэтому при планировании возврата на общую систему налогообложения целесообразно также спланировать время перехода с одной системы на другую.
В пункте 3 ст. 346.25 НК РФ сказано следующее: если организация переходит с упрощенной системы налогообложения на общий налоговый режим и имеет основные средства, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание и т.п.) которых, произведенные в период применения общего режима до перехода на УСН, не полностью перенесены на затраты за время применения УСН, в налоговом учете на дату перехода остаточная стоимость указанных объектов определяется путем уменьшения остаточной стоимости, определенной на дату перехода на УСН, на сумму расходов, определяемую за период применения УСН.
На дату возврата организации к общему режиму налогообложения остаточная стоимость основных средств в налоговом учете рассчитывается по формуле:
ОСн2 = ОСн1 - Р,
где:
ОСн2 - остаточная стоимость основных средств в налоговом учете на дату возврата организации к общему налоговому режиму, руб.;
ОСн1 - остаточная стоимость основных средств, определенная на дату перехода на упрощенную систему налогообложения, руб.;
Р - сумма расходов, определяемая за период применения упрощенной системы налогообложения, руб.
Расходы, определяемые за период применения упрощенной системы налогообложения, принимаются за отчетные периоды равными долями в следующем порядке:
в отношении основных средств со сроком полезного использования до 3 лет включительно - в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения;
в отношении основных средств со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно: в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения - 50% стоимости, второго календарного года - 30% стоимости и третьего календарного года - 20% стоимости;
в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение первых 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств.
В случае же приобретения основного средства в период применения упрощенной системы налогообложения (независимо от применяемого объекта налогообложения) при переходе на общую систему налогообложения в налоговом учете остаточная стоимость по ним не определяется.
Таким образом, на дату перехода с упрощенной системы налогообложения на общий налоговый режим организации необходимо утвердить приказ об учетной политике и отразить в нем информацию о методе амортизации в налоговом учете.