В условиях жесткой конкуренции получение удовлетворительного финансового результата от осуществления хозяйственной деятельности является необходимым условием развития предприятия. Этот результат напрямую зависит от величины и структуры денежного потока, генерируемого предприятием, в том числе и от его налоговой составляющей.
Налоговое планирование является частью системы планирования на предприятии и позволяет:
- выбрать оптимальный вариант ведения хозяйственной деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня налоговых обязательств;
- прогнозировать налоговые отчисления предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах;
- оперативно и эффективно управлять имеющимися ресурсами и денежными потоками предприятия;
- существенно снизить риск финансовых затруднений, а также избежать налоговых последствии за несвоевременное исполнение обязанностей налогоплательщика.
Налоговое планирование можно определить как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств.
Суть налогового планирования заключается в упорядочивании хозяйственной деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и финансово-экономической стратегией развития предприятия.
Система налогового планирования предполагает выбор стратегии, установление механизма ее реализации, формирование аппарата, способного решать поставленные задачи. Отсутствие общих целей, понятных и разделяемых всем коллективом, приводит к разобщенности интересов различных групп на предприятии. Данные цели должны быть определены как в части общей стратегии развития предприятия, так и по отдельным направлениям деятельности.
Не всегда целью налогового планирования являются минимизация и оптимизация налогового портфеля, предприятию иногда выгодно не занижать свою налогооблагаемую базу по тем или иным причинам. Например, руководство предприятия может отказаться от налоговой минимизации в силу социальных (градообразующее предприятие) и политических причин либо если издержки по минимизации налоговой нагрузки превышают доходы от уменьшения налогов.
Отказ от минимизации налогообложения в указанных случаях не означает отказа от применения налогового планирования. Наоборот, налоговое планирование продолжает оставаться одним из основных видов финансового планирования (специалисты предприятия отслеживают действующее налоговое законодательство, производят налоговые расчеты, составляют календарь налогоплательщика и т.д.).
Условия успешного налогового планирования:
- наличие стратегии развития;
- готовность администрации к осуществлению налогового планирования;
- внедрение системы сбора и обработки информации;
- выделение структурного подразделения (специалиста) по налоговому планированию;
- разработка схемы налогового планирования;
- мониторинг налоговых факторов.
В организации налогового планирования можно назвать следующие этапы:
- выделение подразделения (специалиста), ответственного за налоговое планирование;
- проведение оценки деятельности с точки зрения налогообложения;
- создание таблиц налогов и налогового календаря;
- составление плана минимизации налогов;
- формирование договорного пространства.
Рассмотрим более подробно каждый из этапов.
Организационная структура системы управления финансами предприятия, а также ее кадровый состав могут быть различными в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании наиболее характерно выделение специального налогового подразделения, руководимого финансовым директором, на небольших предприятиях роль специалиста по налоговому планированию обычно выполняют главный бухгалтер или работники планово-экономического, производственно-диспетчерского и финансового отделов предприятия, которые при необходимости ведут консультации с бухгалтерией и юридической службой.
Работа специалиста по налоговому планированию либо составляет часть работы высшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлением ему аналитической информации, нужной для принятия управленческих решений, касающихся налогообложения. Вне зависимости от организационной структуры фирмы специалист по налоговому планированию отвечает за анализ изменений налогового законодательства, оценку договорных отношений с точки зрения налоговых последствий, разработку налоговой политики, принятие в некоторых случаях решений или выработку рекомендаций высшему руководству. Планирование налогов тесно связано с разработкой ценовой политики предприятия, планированием продаж, со стратегией управления оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью, с управлением издержками.
В силу специфики бухгалтерской работы представляется нецелесообразной передача функций по налоговому планированию бухгалтерии. Основное в работе бухгалтера - способность внимательно разобраться в первичных документах и в соответствии с инструкциями точно отразить их в бухгалтерских регистрах. Работа по налоговому планированию предполагает применение особого инструментария и наличие специальных знаний и навыков, аналитических способностей. Возложение на бухгалтерскую службу предприятия обязанностей по планированию налоговых платежей представляется оправданным только в оперативном плане, тактические и особенно стратегические уровни должны разрабатываться специально обученными специалистами.
Оценка бизнеса с точки зрения налогообложения охватывает различные аспекты - место расположения, организационно-правовую форму организации, виды и масштабы деятельности. При планировании должны рассматриваться объект налогообложения, ставки и порядок исчисления налогов данного вида, налоговые выплаты. Однако не надо забывать, что если налоговые выплаты - следствие выбора объекта обложения и механизма исчисления налога, то объект обложения - следствие существующих масштабов бизнеса и его динамики на предстоящий период. Иными словами, невозможно принять правильное решение в части выбора схемы налогообложения без полного и ясного представления о том, как будет развиваться бизнес в предстоящий период.
Необходимо обратить внимание на ряд особенностей в деятельности организации потребительской кооперации. Как правило, это многопрофильные организации, имеющие сложную организационную структуру, работающие в условиях территориальной обособленности подразделений и их значительной удаленности друг от друга и от головного подразделения.
Такая специфика обусловливает сложный бухгалтерский, управленческий и налоговый учет, применение (часто одновременно) различных систем налогообложения: общая система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), упрощенная система налогообложения (УСН) и система налогообложения в виде ЕНВД.
Главная задача при составлении налогового календаря - четкий прогноз суммы уплаты налогов по конкретным датам. Если для среднесрочного планирования уместны укрупненные расчетные показатели, то для месячного плана, каковым является календарь, необходимы выверенные данные, подлежащие регулярному уточнению. Кроме того, задача этого этапа планирования - контроль своевременности уплаты налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, поскольку нарушение сроков их перечислений неизбежно влечет за собой штрафные санкции.
Налоговое планирование предполагает проведение анализа всех сделок на стадии их оформления, заключения договоров. От того, как изложены те или иные условия соглашения, во многом зависит величина возникающих при этом налоговых обязательств, например, реализация продукции самостоятельно либо через комиссионера, производство готовой продукции из собственного сырья либо из давальческого сырья. При наличии постоянных или однотипных операций нужно разработать унифицированные формы договоров, других документов, виды типовых бухгалтерских проводок, а также регистры налогового учета. В их разработке должны участвовать одновременно производственные, юридические, финансовые и бухгалтерские службы (или специалисты) организации. Наибольшая ответственность за оформление договорных отношений лежит на специалистах юридической службы.
В дальнейшем составляется план по минимизации налогов. При этом следует иметь в виду, что налоги нельзя просто механически минимизировать, их надо оптимизировать, так как:
- сокращение одних налоговых платежей часто ведет к увеличению других. Например, снижение налога на имущество, единого социального налога (ЕСН) и других налогов, учитываемых в составе расходов при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, приводит к увеличению налога на прибыль;
- сокращение налога на прибыль путем увеличения расходов, учитываемых при налогообложении, уменьшает финансовый результат и сдерживает развитие бизнеса.
Основными инструментами налогового планирования в организациях потребительской кооперации являются:
- выбор системы налогообложения;
- правильная идентификация объектов и операций;
- формирование учетной политики в целях бухгалтерского и налогового учета.
Выбор системы налогообложения. Определяется желанием организации снизить налоговое бремя, но при этом бывает необходимо решить организационно-структурные вопросы, вопросы выбора оптимальной системы налогообложения и учесть внешние факторы.
В настоящее время к наиболее благоприятным режимам с точки зрения налоговой нагрузки на организации относятся специальные налоговые режимы - УСН и система налогообложения в виде ЕНВД. Это связано прежде всего с тем, что организации при данных режимах не платят налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, ЕСН (частично) и налог на имущество.
Однако для перехода на названные режимы существуют ограничения по масштабам деятельности и по структуре хозяйствующего субъекта. Поэтому вопросы, связанные с организационной структурой потребительских обществ, имеют большое значение с точки зрения как перехода на специальные режимы, так и сохранения кооперативной собственности в тех случаях, когда возникает необходимость образовывать хозяйственные общества с участием потребительских обществ.
Например, переход к упрощенной системе налогообложения осуществляется добровольно, но имеются ограничения по объему выручки (товарооборота), видам деятельности, организационной структуре и стоимости активов. Не вправе применять УСН те организации потребительской кооперации, у которых доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Налогового кодекса РФ (НК РФ), за 9 месяцев превысил 15 млн руб., а за год - 20 млн руб.; которые занимаются производством подакцизных товаров; имеют филиалы; средняя численность работников превышает 100 человек; остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн руб. (ст. 346.12 НК РФ).
В Налоговом кодексе существует ограничение по доле участия других организаций в организации - не более 25%, но эта норма не распространяется на организации потребительской кооперации, а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы. Указанная величина предельного размера доходов подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации.
Коэффициент-дефлятор определяется ежегодно на каждый следующий календарный год и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ. Например, в 2007 г. коэффициент-дефлятор был равен 1,241, таким образом, право перехода на упрощенную систему налогообложения с 2008 г. имели организации, у которых предельный размер доходов за 9 месяцев 2007 г. составил 18 615 000 руб. (1 500 000 x 1,241).
Перевод на УСН отдельных видов деятельности, например заготовительной деятельности или производства, позволит существенно уменьшить налоговые платежи. Для этого необходимо создать хозяйственное общество или потребительский кооператив с заданными характеристиками, но в то же время надо сохранить контроль за его деятельностью и избежать распыления кооперативной собственности. Это возможно при условии, что единственным учредителем хозяйственного общества станет потребительское общество или союз потребительских обществ, причем вклад в уставный капитал нужно производить денежными средствами, а не имуществом потребительского общества.
При переходе на уплату ЕНВД решающим фактором является размер физического показателя, характеризующий вид деятельности, например, площадь торгового зала, численность работников и др. (ст. 346.29 НК РФ). Налоговым законодательством установлена его предельная величина, свыше которой налогоплательщик не вправе применять систему налогообложения в виде ЕНВД. Однако в ряде случаев можно изменить величину физического показателя (например, численность работников или площадь торгового зала), что позволит изменить систему налогообложения. Если расчеты покажут, что переход на ЕНВД выгоден, необходимо уменьшить площадь торгового зала за счет увеличения площади подсобных помещений. Следует иметь в виду, что система налогообложения в виде ЕНВД, в отличие от других режимов, существенно зависит от действий представительных органов муниципальных районов и городских округов. Их решениями ЕНВД вводится в действие, определяются виды деятельности, для которых применяется указанный налог, а также значение корректирующего коэффициента базовой доходности.
Правильная идентификация объектов и операций. Этот метод называется также методом замены отношений. Его суть заключается в том, что предприятие при юридическом оформлении хозяйственных отношений со своими контрагентами выбирает гражданско-правовую норму, исходя не только из принципов оформления гражданско-правовых и юридической техники, но и с учетом налоговых последствий применения данных гражданско-правовых норм.
Например, отношения по поводу реконструкции здания можно разделить на собственно реконструкцию и капитальный ремонт, причем затраты на капитальный ремонт относятся на себестоимость продукции и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в отличие от реконструкции, расходы на которую увеличивают стоимость основного средства и производятся за счет собственных средств предприятия.
Другой пример: в райпо имеется пекарня, продукция которой реализуется через магазины. Магазины переведены на систему налогообложения в виде ЕНВД, но реализация продукции собственного производства не является розничной торговлей, таким образом, торговля собственной хлебобулочной продукцией подпадает под общий режим налогообложения - уплату НДС, налога на имущество, налога на прибыль, ЕСН. Возникает необходимость вести раздельный учет активов и обязательств, что значительно усложняет бухгалтерский и налоговый учет, увеличивает затраты на ведение учета.
В данном случае можно попытаться изменить идентификацию объекта - хлебопекарни исходя из следующих соображений. Налоговый кодекс определяет услуги общественного питания как услуги по изготовлению кулинарной продукции и созданию условий для потребления и реализации кулинарной готовой продукции (ст. 346.27 НК РФ). При этом место изготовления кулинарной продукции не обозначено как производство. Выделив в магазине небольшие площади под кафетерии и реализуя через них продукцию хлебопекарни как кулинарную продукцию, мы получаем в результате два вида деятельности, облагаемой ЕНВД, - розничную торговлю (магазин) и услуги общественного питания (кафетерий), что с точки минимизации налогов является оптимальным.
Выделение из площади магазина кафетерия позволит перейти на уплату ЕНВД и в том случае, если размеры магазина превышали установленный Налоговым кодексом предел.
Учетная политика. В качестве основных элементов учетной политики в целях налогообложения обычно называют способы начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете, методы оценки товарно-материальных ценностей, формирование резервов - по сомнительным долгам, гарантийному и текущему ремонту, предстоящим расходам на оплату отпусков, а также перечень прямых расходов на производство, порядок оценки незавершенного производства и порядок формирования стоимости приобретения товаров.
Для организаций потребительской кооперации, которые имеют большое количество полностью самортизированных основных средств, нет смысла уделять чрезмерное внимание вопросам амортизационной политики. Им нецелесообразно усложнять учет, выбирая различные методы начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете либо применяя более сложные нелинейные методы. Затраты на организацию и ведение такого учета могут быть значительно больше эффекта от его реализации. Исключение составляет вновь вводимое в эксплуатацию оборудование, в отношении которого в налоговой учетной политике может быть предусмотрена 10%-я амортизационная премия. Это означает, что 10% стоимости основного средства может быть списано на расходы в момент ввода в эксплуатацию.
То же самое можно сказать о методах оценки товарно-материальных ценностей. Известно, что метод списания ЛИФО более выгоден в условиях роста цен, чем списание по средней стоимости, а метод ФИФО - тогда, когда товары и материалы дешевеют. Для Нижегородского потребительского общества, например, переход с метода ФИФО на метод ЛИФО не даст существенного выигрыша, так как срок оборачиваемости товарных запасов сравнительно невелик, а затраты на переналадку программного обеспечения во всех филиалах могут быть существенными.
Гораздо большее значение имеет классификация расходов на прямые и косвенные, способы оценки незавершенного производства и готовой продукции, а также порядок формирования стоимости приобретения товаров, которые в обязательном порядке должны найти свое отражение в учетной политике в целях налогообложения. Налогоплательщику дано право самостоятельно определить перечень прямых расходов для налогового учета, исходя из специфики деятельности. В данном случае важно, что только прямые расходы распределяются на незавершенное производство, готовую продукцию и остатки нереализованных товаров, а косвенные расходы полностью уменьшают налогооблагаемую прибыль в период их возникновения, что позволяет существенно снизить величину налога на прибыль.
В ряде потребительских обществ идет активное обновление и ремонт основных фондов. Следовательно, целесообразно предусмотреть в учетной политике формирование резерва на ремонт основных средств, что позволит равномерно распределять затраты на ремонт в течение нескольких налоговых периодов.
В потребительских обществах, работающих в условиях различных систем налогообложения, в учетной политике должна быть отражена методика раздельного учета затрат и закреплен перечень затрат, в отношении которых ведется раздельный учет.
Как уже отмечалось, применение УСН и системы налогообложения в виде ЕНВД позволяет снизить налоговую нагрузку на предприятие по сравнению с общей системой налогообложения.
Сравним названные режимы с точки зрения налоговой оптимизации и эффективности налогового планирования. Для этого рассмотрим порядок расчета единого налога при упрощенной системе (ЕН) и ЕНВД.
Алгоритм расчета единого налога:
1. Объект налогообложения "доходы":
ЕН = Доходы x 6% - Взносы в ПФР.
2. Объект налогообложения "доходы минус расходы":
ЕН = (Доходы - Расходы) x 15%, но не менее 1% от доходов.
Все составляющие налога - объект налогообложения, налогооблагаемая база, ставки налога - определены Налоговым кодексом; показатели объема выручки, позволяющие применять эту систему и действующие на сегодня, установлены с 1 января 2006 г. Поэтому нет оснований ждать изменения законодательства по единому налогу как в части ставки налога, так и по порядку исчисления налоговой базы. Глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ введена с 2003 г. Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ. Наиболее существенные изменения в данную главу, касающиеся порядка учета расходов, перечня организаций, которые не могут применять УСН, предельного объема доходов, внесены Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2006 г. Для сравнения - изменения в гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ, введенную также с 2003 г., были внесены более чем десятью федеральными законами. Достоверность налогового планирования здесь определяется точностью прогнозирования доходов и расходов, показатели которых отражены в бизнес-планах организаций. Очевидно, что качество налогового планирования практически полностью зависит от квалификации лиц, составляющих бизнес-планы, а также от степени выполнения этих планов.
Таким образом, облпотребсоюзам рекомендуется перевести на упрощенную систему налогообложения предприятия общественного питания и магазины с площадью зала обслуживания (торгового зала) более 150 кв. м.
Разработанный механизм перехода к УСН включал следующие этапы работы:
1. В районах необходимо регистрировать вновь созданные потребительские общества (ПО) в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". При создании новых потребительских обществ надо предусматривать отраслевой вид деятельности и основные критерии для перехода на УСН.
2. Учредителями новых потребительских обществ должны выступать пайщики - физические лица, которые являются работниками райпо, до 10 человек, в обязательном порядке в числе учредителей должен быть действующий председатель совета райпо. На учредительном собрании принимают устав нового потребительского общества, избирают совет общества и председателя совета. Предполагается, что председатель совета должен работать на добровольной основе. Если он избран не на общественных началах, а с начислением и выплатой заработной платы, то в обязательном порядке на общем собрании пайщиков нового потребительского общества должна быть утверждена смета на содержание совета.
3. Собственником имущества остается райпо. Недвижимое имущество и другие основные средства можно передать вновь созданным потребительским обществам для осуществления деятельности по договору аренды с оформлением акта приема-передачи. Остатки товаров и тары райпо продают новым потребительским обществам, НДС рассчитывают исходя из определения момента реализации, предусмотренного учетной политикой райпо.
Виды деятельности райпо:
- оптовая торговля (продажа товаров со складов райпо вновь созданным потребительским обществам);
- общественное питание с площадью торгового зала менее 150 кв. м, переведенное на уплату ЕНВД;
- бытовое обслуживание, переведенное на уплату ЕНВД;
- сдача имущества в аренду (вновь созданным потребительским обществам);
- розничная торговля в магазинах с площадью торгового зала менее 150 кв. м.
4. Объектом налогообложения в новых потребительских обществах, занимающихся торговой, производственной деятельностью и общественным питанием, будут являться доходы, уменьшенные на величину расходов, в соответствии с которым полученная разница облагается налогом но ставке 15%.
5. Доходы райпо должны формироваться за счет оптовой надбавки и арендной платы, выступающих объектами исчисления и уплаты НДС. Размер оптовой надбавки рассчитывается и устанавливается таким образом, чтобы в райпо возмещалась доля общехозяйственных и вспомогательных расходов, ранее относящаяся на данный вид деятельности. Большая величина оптовой надбавки должна приходиться на товары и сырье, реализуемые со складов райпо со ставкой НДС 10%, с целью уменьшения платежей НДС райпо (при общепринятой системе налогообложения средний размер НДС - не менее 15%). Установление и применение такой надбавки на реализуемые товары одновременно уменьшают налогооблагаемую базу в новых потребительских обществах, работающих на УСН (наценки на отпускаемые товары райпо являются составной частью стоимости товаров и признаются расходами ПО и уменьшает доходы ПО, работающих на УСН).
Доставка товаров со складов райпо в магазины новых потребительских обществ должна осуществляться транспортом райпо. Это положение следует предусмотреть в договорах на поставку товаров, что оправдывает применение надбавки, поскольку транспортные расходы будут включены в цену товаров.
Если подобный пункт отсутствует в договоре поставки, то деятельность, связанная с оказанием транспортных услуг, в отдельных случаях должна быть пролицензирована. Исключением может стать передача в аренду автомашин отраслевым потребительским обществам, которые переведены на УСН (хлебокомбинатам - хлебовозок и пикапов, работающих в предприятиях общественного питания). При этом уже хлебокомбинаты и предприятия общественного питания должны заключать договоры поставок своей продукции с новыми потребительскими обществами и райпо на условиях, названных выше, чтобы не оказалось так, что райпо развозит продукцию других (третьих) лиц. В договорах аренды автотранспорта обязательным пунктом указывается, что ремонт, медосмотр осуществляются за счет средств арендодателя.
В арендную плату по объектам недвижимости надо включать только те расходы, которые предъявляются райпо с НДС (коммунальные платежи, связь и пр.). В таком случае райпо должны уплатить НДС с арендной платы и в то же время возместить эти же суммы НДС по включенным в арендную плату платежам. Включение других расходов в арендную плату (амортизационных отчислений, налога на имущество, земельного налога и пр.) увеличит суммы уплаты НДС по оборотам.
Торговля винно-водочными изделиями в новых потребительских обществах потребует получения новых лицензий. В случае же осуществления этой деятельности райпо необходимо производить платежи НДС, составлять двойную отчетность материально-ответственных лиц по винно-водочным изделиям и другим товарам, приобрести новые ККМ, зарегистрировать их и вести раздельный учет продажи.
6. Осуществление заготовительной деятельности возможно через потребительские общества и через райпо. Выбор должен производиться с учетом покупателя продукции, а именно: является ли покупатель плательщиком НДС или нет.
Если покупатель является плательщиком НДС, а закупка сельхозпродукции производилась магазинами, входящими в состав ПО, работающими по УСН, то данная проблема решается посредством заключения договоров поручения. Согласно договору поручения между двумя юридическими лицами потребительское общество производит закупку сельхозпродукции от имени и на бланках райпо за определенную плату (в размере оплаты труда продавца за заготовку сельхозпродукции), отгружает сельхозпродукцию от имени райпо с оформлением всех соответствующих документов и выделением НДС. Сдатчики в обмен сданной сельхозпродукции приобретают товары в магазине ПО, переведенного на УСН.
Потребительские общества могут закупать и отгружать закупленные сельскохозяйственные продукты и от своего имени в случаях, если покупатель не требует выделения НДС.
7. Важным моментом является подход к ценообразованию в созданных ПО на базе предприятий общественного питания, хлебозаводов и пищекомбинатов. Потребительские общества реализуют свою продукцию в магазины райпо по цене, включающей себестоимость и небольшой уровень рентабельности, что позволяет потребительским обществам, применяющим УСН, снизить налогооблагаемую базу, а райпо установить высокий размер торговой надбавки, в результате чего торговая деятельность становится прибыльной и создается возможность начисления фонда развития потребительской кооперации. Продажа выработанной продукции другим юридическим лицам производится по договорным ценам с приемлемым уровнем рентабельности.
8. Увольнение и прием на работу работников во вновь созданные ПО должны осуществляться только путем перевода, что отражается в заявлениях работников, распоряжениях организации на увольнение и прием на работу, записях в трудовых книжках. Данный пункт является важным, поскольку в случае обратного перевода работника в райпо получается двойное увольнение за год. Кроме того, у работника не должен прерываться общий стаж работы, а также при увольнении работника должен быть произведен полный расчет с начислением и выплатой компенсации за неиспользованный отпуск.
Прием на работу на должности в ПО может быть осуществлен на постоянной основе либо на условиях совместительства.
Алгоритм расчета единого налога на вмененный доход:
ЕНВД = Базовая доходность x Физический показатель x К1 x К2 x 15% - Взносы в ПФР.
Базовая доходность на единицу физического показателя определяется НК РФ, последние изменения этого показателя введены с 1 января 2005 г.;
К1 - коэффициент-дефлятор учитывает изменение потребительских цен на товары, устанавливается на календарный год Правительством РФ;
К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности устанавливается в пределах от 0,005 до 1 (в 200 раз) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов и городских округов.
С 1 января 2006 г. применяется корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий фактический период времени осуществления деятельности.
Налоговое планирование при системе налогообложения в виде ЕНВД, с одной стороны, значительно проще, чем при упрощенной системе, так как легко рассчитать налогооблагаемую базу, высокой квалификации при этом не требуется. С другой стороны, величина показателей, входящих в формулу для расчета налога, зависит от решений местных органов власти, которые определяются величиной ожидаемой налоговой составляющей в бюджетах муниципальных образований. В настоящее время в условиях реформы местного самоуправления трудно прогнозировать поведение представительных органов муниципальных образований ввиду того, что отсутствуют опыт и методики прогнозирования налоговых поступлений в местные бюджеты.
Пути снижения налоговой нагрузки при применении ЕНВД:
- уменьшение физического показателя, если это не приводит к уменьшению товарооборота;
- построение рационального графика работы (по дням) - например, несколько раз в неделю в отдаленных деревнях, и применение корректирующего коэффициента, учитывающего график работы;
- переход на упрощенную систему налогообложения, если она выгоднее и если существует возможность увеличения физического показателя свыше пределов, установленных НК РФ.
Оптимальная система налогообложения для организации та, что позволяет платить минимально возможные налоги. При выборе между УСН и системой налогообложения в виде ЕНВД (в некоторых магазинах есть возможность увеличить площадь торгового зала) сравним суммы начисленных налогов (ЕН и ЕНВД) с учетом расходов, связанных с переходом от одной системы к другой (перерегистрация организации, получение разрешительной документации). Если будем рассматривать один налоговый период, то очевидной выгоды может не быть. Поэтому расчет нужно проводить с учетом дисконтирования денежных потоков, а также с учетом возможного изменения коэффициента К2.
Принять решение можно, сравнив налоги за период времени t:
t t
SUM ЕН < SUM (ЕНВД x М ) + Р,
i=0 i i=0 i i
t
где SUM ЕН - сумма единого налога при упрощенной системе за t лет;
i=0 i
t
SUM (ЕНВД x М ) - сумма ЕНВД за t лет с учетом возможного роста
i=0 i i
корректирующего коэффициента К2. Динамику роста отражает коэффициент М,
который равен отношению корректирующих коэффициентов К2 в рассматриваемом и базисном году;
Р - расходы, связанные с изменением режима налогообложения.
Таким образом, можно сделать вывод, что при налоговом планировании в организациях потребительской кооперации необходимо:
1. Оценить экономическую эффективность применения всех трех возможных систем налогообложения. Каждой районной кооперативной организации рекомендуется провести расчеты экономического эффекта, выражаемого в снижении налоговых платежей при внедрении в практику специальных налоговых режимов.
2. Выбрать организационно-правовую форму хозяйствующего субъекта (вновь созданного хозяйствующего субъекта). Подготовить пакет типовых документов, требуемых для создания хозяйствующего субъекта. Рекомендуется создавать потребительские общества.
3. Выбрать систему налогообложения, приемлемую для организации. Большинству районных потребительских обществ рекомендуется применять специальные налоговые режимы.
4. Выбирать поставщиков и покупателей организации.
Переход на упрощенную систему налогообложения производственной деятельности кооперативных организаций целесообразен лишь в том случае, если большую часть оптовых покупателей этого предприятия формируют юридические и физические лица, не являющиеся плательщиками НДС. В противном случае сотрудничество с предприятием-"упрощенцем" этому клиенту невыгодно, так как не происходит возмещение входного НДС.
Например, Ядринский хлебозавод перешел на УСН, поскольку основной потребитель его продукции - Ядринское райпо и созданные им хозрасчетные организации, не являющиеся плательщиками НДС. Марпосадский хлебокомбинат находится на традиционной системе налогообложения, так как ориентирован на вывоз своей продукции организациям в г.г. Чебоксары, Новочебоксарск, являющимся плательщиками НДС. Однако на его фирменную торговлю распространяется действие ЕНВД.
Сложности, которые возникают с применением специальных налоговых режимов, состоят в следующем:
- необходимо контролировать доходы, для того чтобы не потерять право на применение УСН;
- высокие значения корректирующего коэффициента К2;
- увеличение базовой доходности также негативно отражается на росте налоговой нагрузки розничных торговых предприятий, расположенных в сельской местности, где невысокий оборот.
Нами разработан и представлен налоговый календарь для организаций потребительской кооперации, применяющих специальные налоговые режимы:
Налоговый календарь для организаций потребительской кооперации, применяющих специальные налоговые режимы
Налоговый |
Месяцы и дата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
УСН |
"25" |
"""" |
"""" |
"25" |
"""" |
"""" |
"25" |
"""" |
"""" |
"25" |
"""" |
"""" |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
**** |
|
xxxx |
xxxx |
x31x |
xxxx |
xxxx |
xxxx |
xxxx |
xxxx |
xxxx |
xxxx |
xxxx |
xxxx |
|
ЕНВД |
"25" |
"""" |
"""" |
"25" |
"""" |
"""" |
"25" |
"""" |
"""" |
"25" |
"""" |
"""" |
**** |
**** |
**** |
*20* |
**** |
**** |
*20* |
**** |
**** |
*20* |
**** |
**** |
|
xxxx |
xxxx |
xxxx |
xxxx |
xxxx |
xxxx |
xxxx |
xxxx |
xxxx |
xxxx |
xxxx |
xxxx |
" - авансовые платежи по налогу;
* - налоговые декларации по итогам отчетного периода;
x - налоговые декларации по итогам налогового периода.
Налоговый календарь позволяет упростить работу по расчету, уплате налогов и представлению налоговых деклараций. Он является одним из инструментов оптимизации системы налогообложения организаций потребительской кооперации.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разграничил расходные полномочия по уровням власти и наделил каждый уровень собственными доходными источниками.
Доходы местных бюджетов складываются из поступлений от налогов на землю, имущество физических лиц, ЕНВД - 90% от суммы налога, НДФЛ - 30%, ЕСХН - 60%. В этих условиях трудно ожидать от представительных органов местного самоуправления снижения налоговой нагрузки по этим налогам, особенно в части налогообложения организаций.
Взаимодействие потребительских обществ с администрацией регионов может благоприятно сказаться на налоговом климате, так как, с одной стороны, это бюджетообразующие предприятия, а с другой - потребители общественных благ. Организации потребительской кооперации в ряде населенных пунктов являются градообразующими, руководители организаций - депутаты земских собраний, поэтому нельзя не использовать возможность лоббирования интересов организаций потребительской кооперации.
Аргументированная позиция руководства потребительских обществ может убедить региональные власти в том, что повышение ставок приведет к снижению доходов местных бюджетов.
При увеличении коэффициента К2 может оказаться, что организации выгоднее работать на общем режиме налогообложения либо перейти на УСН, увеличив площадь торгового зала. Налоги на добавленную стоимость, на прибыль, на имущество организаций и единый социальный налог в сумме могут быть сопоставимы с размером ЕНВД. При переходе на общую или упрощенную систему налогообложения резко уменьшаются доходы местных бюджетов, поскольку эти налоги не участвуют в формировании местных бюджетов ни прямо, ни косвенно - через механизм распределения.
Снижение корректирующего коэффициента К2 может вызвать обратный эффект. Основой доходов местных бюджетов являются налоги с физических лиц - налог на имущество и земельный налог, а также распределяется около 30% налога на доходы физических лиц. Увеличение доходов потребительского общества за счет снижения налоговой нагрузки обусловливает рост доходов работников, стимулирует инвестиции в производственные фонды и жилищное строительство. Расширение сферы деятельности потребительских обществ приводит к возникновению новых объектов налогообложения и пополнению бюджета, как за счет налогов, взимаемых с кооперативов, так и налогов на недвижимость (земельного и налога на имущество) с физических лиц.
Относительно взаимодействия с налоговыми органами необходимо отметить возможность получения организациями потребительской кооперации инвестиционных налоговых кредитов, если она обновляет основные фонды. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку уплаты налога на прибыль, региональных и местных налогов на срок от года до пяти лет.
Условием получения такого кредита может быть проведение организацией технического перевооружения собственного производства, если сумма кредита составляет 30% стоимости приобретенного оборудования. Процентная ставка по кредиту устанавливается от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ, т.е. от 5,5 до 8,25%, что при отсутствии льготного кредитования выгодно организации.
В рамках финансового управления налоговое планирование рассматривается как деятельность, направленная на обеспечение наиболее эффективных результатов работы предприятия и его взаимоотношений с государством. Текущие планы финансово-хозяйственной деятельности предприятия должны сопровождаться комплектом налоговых расчетов и планом предстоящих налоговых выплат.
Эффективность налогового планирования всегда надо сопоставлять с затратами на его проведение. Следует также соотносить цели налогового планирования со стратегическими (коммерческими) приоритетами организации.
Налоговое планирование не столько должно быть направлено на уменьшение налоговых отчислений предприятия (хотя оптимизация налогового портфеля и является его важнейшей функцией), сколько должно стать регулятором, наряду с планом маркетинга и производства, процесса управления предприятием.