Налог на имущество организаций достаточно часто является объектом налоговой проверки. Его роль в доходах территориальных бюджетов по сравнению с другими имущественными налогами по-прежнему достаточно велика, т.к. он зачисляется в региональные бюджеты и в значительной степени обеспечивает формирование доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как правило, камеральная налоговая проверка проводится в несколько этапов:
1) прием налоговой отчетности - налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком;
2) проверка налоговой отчетности, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа:
3) проверка своевременности представления налоговой отчетности. С 2010 г. налогоплательщиками признаются только те организации, у которых есть объект налогообложения - основные средства. Однако до момента выбытия (списания с баланса) основные средства учитываются на балансе организации в качестве основных средств, в т.ч. полностью самортизированные основные средства, имеющие нулевую стоимость. Следовательно, у организации сохраняется обязанность по представлению в налоговые органы деклараций (налоговых расчетов по авансовым платежам) по налогу (см. Письмо ФНС России от 08.02.2010 N 3-3-05/128);
4) проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм. При этом налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров бухгалтерского учета, а также иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет);
5) проверка обоснованности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, а также их соответствия действующему законодательству, проверка наличия лицензии и срока ее действия, ведения раздельного учета;
6) проверка правильности исчисления налоговой базы (см. рисунок).
Среднегодовая стоимость имущества рассчитывается следующим образом:
За I квартал:
где СИГМА - остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца.
За полугодие:
>
За 9 месяцев:
>
За год:
>
Авансовые платежи с учетом налоговой ставки 2,2% рассчитываются следующим образом:
>
Доплата за год:
>
Рисунок
Пример. В таблице 1 приведен расчет за 2012 г. авансовых платежей и налога на имущество ООО "Велл", которое имеет оборудование в Зеленограде. Поскольку это административный округ г. Москвы, применяется ставка налога на имущество организаций, установленная Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 в размере 2,2%. Предположим, что организация не применяет налоговые льготы. Учетной политикой предусмотрен линейный способ начисления амортизации, т.е. равномерно в течение срока полезного использования (83 руб. в месяц). Остаточная стоимость имущества на 1 января 2012 г. составляет 830 000 руб. Отметим, что ООО "Велл" должно было уплатить авансовый платеж за I квартал до 30 апреля 2012 г., за полугодие - до 30 июля 2012 г., за 9 месяцев - до 30 октября 2012 г., а налог за 2012 г. (т.е. разницу между начисленной за год суммой налога и уплаченными в течение года авансовыми платежами) должно будет уплатить до 30 марта 2013 г. В эти же сроки необходимо представить налоговые расчеты (в течение 2012 г.), а также налоговую декларацию (по данным за год).
Таблица 1
Расчет авансовых платежей и налога на имущество за 2012 год ООО "Велл"
Если организация начала хозяйственную деятельность в календарном году или приобрела (реализовала) имущество в течение года, может возникнуть вопрос: какой показатель должен приводиться в знаменателе формулы 4? Налог рассчитывается за налоговый период, поэтому в знаменателе приводится общее количество месяцев в календарном году ввиду того, что налоговой базой по налогу на имущество организаций является среднегодовая стоимость имущества организации, т.е. средняя стоимость имущества за год, а не за период деятельности организации или за период нахождения у нее основного средства.
Приведем пример расчета налога на имущество ООО "Гууд" за 2012 г. (имущество также находится на территории Зеленограда).
Остаточная стоимость основных средств - 160 000 руб., сумма амортизации (исчисленная линейным способом) составляет в месяц 20 000 руб. В таблице 2 приведен расчет налога на имущество организации, а также авансовых платежей в течение налогового периода.
Таблица 2
Расчет авансовых платежей и налога на имущество за 2012 год ООО "Гууд"
Из приведенных в табл. 2 данных следует, что на 1 сентября 2012 г. остаточная стоимость имущества составила 0 руб. Следовательно, если организация не приобрела до конца года имущество, которое является объектом налогообложения, остаточная стоимость на 1 октября, 1 ноября, 1 декабря 2012 г. и на 31 декабря 2012 г. тоже составила 0 руб. Однако ООО "Гууд" должно было рассчитать и уплатить в бюджет авансовый платеж за 9 месяцев (в размере 396 руб.).
Сумма налога по итогам налогового периода составила 1218 руб. С учетом сумм авансовых платежей, уплаченных в бюджет по окончании отчетных периодов (соответственно 715 руб. - за I квартал, 550 руб. - за полугодие и 396 руб. - за 9 месяцев), у ООО "Гууд" образовалась переплата в бюджет (443 руб.). В соответствии со ст. 78 НК РФ эта сумма подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным региональным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.
Например, если по результатам выездной налоговой проверки ООО "Гууд" будут начислены пени по налогу на имущество, то данную сумму (443 руб.) можно направить на погашение пени.
Кроме того, при проверке правильности определения налоговой базы налоговые органы принимают во внимание основные положения учетной политики, которые влияют на расчет налога на имущество.
Прежде всего, речь идет о способе начисления амортизации, закрепленном в учетной политике для целей бухгалтерского учета, который влияет на расчет остаточной стоимости имущества. ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, определяет четыре способа расчета бухгалтерской амортизации: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания амортизации по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Далее рассматривается определенный налогоплательщиком срок полезного использования основных средств, оценивается правильность применения специальных коэффициентов амортизации, которые могут изменять сумму начисленной амортизации (например, повышающие коэффициенты увеличивают эту сумму). Если по некоторым основным средствам не предусмотрено начисление амортизации (например, для некоммерческих организаций), при определении стоимости учитывается износ, который начисляется, как правило, ежемесячно;
7) оформление и реализация материалов проверки. Если в ходе камеральной налоговой проверки были выявлены ошибки налогоплательщика в оформлении документов или противоречия между сведениями в представленных документах, то налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в течение пяти рабочих дней.
Предусмотрено составление акта проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика установлен факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах. Акт должен быть составлен в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
При проверке правильности применения налоговых льгот по налогу на имущество организаций (в соответствии со ст. 381 НК РФ) следует учитывать особенности их применения.
Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы вправе применять налоговую льготу по п. 1 ст. 381 НК РФ в отношении всего имущества, которое находится у них на балансе на праве оперативного управления.
В частности, это касается имущества Федеральной службы исполнения наказаний и ее территориальных подразделений, на что указывают и контролирующие органы (Письма Минфина России от 07.09.2009 N 03-05-04-01/71, ФНС России от 03.11.2009 N ШС-22-3/831@).
Налоговая льгота для религиозных организаций не распространяется (Письма Минфина России от 07.06.2011 N 03-05-05-01/37, ФНС России от 11.10.2011 N ЗН-4-11/16789@):
Правом на льготу по налогу на имущество общероссийских общественных организаций инвалидов пользуются также их региональные отделения.
Более того, данной льготой вправе пользоваться не только организации инвалидов общероссийского уровня, но и иные общественные организации инвалидов независимо от территории их деятельности - межрегиональные, региональные, местные (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148). Льгота применяется, только если указанные общероссийские общественные организации инвалидов на 80% состоят из инвалидов и их законных представителей (п. 3 ст. 381 НК РФ).
Перечень организаций, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.10.1995 N 1012.
В отношении налоговой льготы, указанной в п. 5 ст. 381 НК РФ, следует уточнить, что памятниками истории и культуры признаются не только объекты недвижимого имущества, но и связанные с ними произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, науки и техники, а также иные предметы материальной культуры (ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Льгота по налогу на имущество распространяется на все объекты, включенные в состав памятника (Письмо Минфина России от 08.12.2009 N 03-05-04-01/99). Однако п. 5 ст. 381 НК РФ освобождает от налога на имущество только федеральные памятники истории и культуры.
Льготы в отношении объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) уровня могут устанавливать субъекты РФ (абз. 2 п. 2 ст. 372 НК РФ).
При проведении выездной налоговой проверки по налогу на имущество организаций объектами контроля являются:
Налоговая проверка может осуществляться либо сплошным, либо выборочным методом. В ходе проверки учетной документации:
Проверка документов, подтверждающих осуществление хозяйственной операции, включает:
При контроле уплаты налога на имущество организаций налоговые инспекторы проверяют имущество, учитываемое на счете 01 "Основные средства", а также удостоверяются в том, что на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" не числится имущество, которое введено в эксплуатацию. По мнению Минфина России (Письмо от 06.09.2006 N 03-06-01-02/35 и др.) и арбитражных судов (Постановления ФАС Центрального округа от 11.04.2012 по делу N А08-5611/2010-16, от 26.08.2011 по делу N А64-3070/2010 и др.), если объект капитального строительства, первоначальная стоимость которого сформирована на дату передачи документов на государственную регистрацию прав собственности, передан по акту приема-передачи в эксплуатацию и организацией на объекте фактически ведется хозяйственная деятельность, данный объект недвижимого имущества обладает всеми признаками основного средства, установленными п. 4 ПБУ 6/01.
Отсутствие регистрации в связи с несвоевременным оформлением права собственности на недвижимость не освобождает организацию от обязанности уплачивать налог на имущество (Решение ВАС РФ от 17.10.2007 N 8464/07).
На счете 01 также может быть учтено имущество, которое не относится к объектам налогообложения.
Земельные участки и иные объекты природопользования не облагаются налогом на имущество. Так, понятие природных ресурсов содержится в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
При этом к природным ресурсам отнесены не только естественные природные образования, но и так называемые природно-антропогенные объекты, которые созданы человеком, но обладают свойствами природных объектов и имеют рекреационное и защитное значение. Примерами могут служить дамбы, причальные набережные, намытые земельные участки, ливневые канализации.
Водные объекты для организаций не являются объектами налогообложения. Согласно п. 4 ст. 1 ВК РФ под водным объектом понимаются природный или искусственный водоем, водоток и иной объект, сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Виды водных объектов указаны в ст. 5 ВК РФ. К ним относятся реки, ручьи, каналы, озера и т.д.
Имущество федеральных органов исполнительной власти не признается объектом налогообложения, если одновременно соблюдаются следующие условия (пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ):
1) имущество принадлежит указанным органам на праве оперативного управления;
2) в федеральном органе исполнительной власти законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
3) имущество используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.
В частности, всем трем условиям соответствует (и потому освобождено от налогообложения) имущество, которое принадлежит на праве оперативного управления:
Не имеют права на данную льготу учреждения (организации), у которых отсутствует статус федерального органа исполнительной власти (например, частная охранная организация).
Если имущество не предназначено для использования каким-либо образом в предпринимательской деятельности (например, приобретенное здание под снос), то к объектам основных средств оно не относится. Соответственно, налогом не облагается (Письмо Минфина России от 22.04.2008 N 03-05-05-01/24, Постановления ФАС Московского округа от 31.01.2011 N КА-А40/17003-10, от 17.02.2010 N КА-А40/687-10).
Расчет налоговой базы должен быть произведен налоговым органом с учетом нормы амортизации, начисленной со стоимости объекта незавершенного строительства, фактически используемого в хозяйственной деятельности (см. Постановление ФАС Московского округа от 29.02.2012 по делу N А41-37380/10).
К наиболее характерным нарушениям порядка формирования налоговой базы, выявляемым при проведении выездной налоговой проверки, относится занижение среднегодовой стоимости имущества вследствие снятия с учета основных средств до момента их фактической реализации.
Так, в ходе изучения договоров на продажу имущества может быть установлено, что организация при расчете среднегодовой стоимости имущества не учла стоимость основных средств, которые были сняты с учета ввиду предполагаемой реализации, но фактически не были реализованы.
Согласно договорам неотъемлемым условием перехода права владения имуществом является наличие акта приемки-передачи имущества, который на момент проверки может отсутствовать у обеих сторон.
Если организация докажет, что имущество предназначалось для продажи и в собственной деятельности не использовалось, то суд, скорее всего, поддержит налогоплательщика и признает, что такое имущество объектом налогообложения не является.
Правомерность невключения имущества в состав основных средств могут подтверждать, например:
В ходе проверки может быть выявлено занижение среднегодовой стоимости имущества на сумму несписанного износа по выбывшему имуществу, например по имуществу, переданному в уставный фонд дочернего предприятия.
При инвентаризации может быть выявлено имущество, которое непригодно для использования, не может быть включено в состав основных средств и налогом не облагается. Доказательствами непригодности имущества к эксплуатации могут быть:
При проверке расчета налога на имущество организаций также проверяется ведение учета имущества на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", на котором учитывается имущество, приобретенное организацией изначально для сдачи в лизинг, в аренду или в прокат.
По мнению Минфина России (Письмо от 22.03.2011 N 07-02-10/20), если момент списания с бухгалтерского учета объекта недвижимости, права собственности на который подлежат государственной регистрации, не совпадает с моментом признания доходов и расходов от выбытия объекта основных средств (когда указанные доходы и расходы признаются в момент государственной регистрации перехода права собственности), то для отражения выбывшего объекта основных средств до момента признания доходов и расходов от его выбытия может использоваться счет 45 "Товары отгруженные" (отдельный субсчет "Переданные объекты недвижимости").
Налоговые инспекторы обращают внимание при проверке на то, ведется ли раздельный учет основных средств, если налогоплательщики перешли на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности (ЕНВД).
Именно раздельный учет показывает, какое имущество используется в деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, а какое - нет.
Для раздельного учета НДС обычно используется пропорция, утвержденная в учетной политике: исходя из выручки, полученной при уплате ЕНВД, в общей сумме выручки (за квартал, в котором перешло право собственности на здание, - выручка, рассчитанная нарастающим итогом с начала года или за предыдущий квартал).
Соответственно, налог на имущество организаций начисляется на стоимость имущества, используемого в деятельности, не подпадающей под обложение ЕНВД, с учетом "входного" НДС.
В ходе выездной налоговой проверки по налогу на имущество организаций может осуществляться выемка документов, если налогоплательщик отказывается представить запрашиваемые документы или не представляет их в установленный срок, а также если у проверяющих имеются достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены. Выемка документов проводится в присутствии понятых и оформляется протоколом (при необходимости могут привлекаться сотрудники органов внутренних дел).
При проведении выездной налоговой проверки может также производиться осмотр территорий и помещений, которые используются для осуществления предпринимательской деятельности и получения дохода, также может осуществляться инвентаризация имущества налогоплательщика с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для проверки, и т.д.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по этому акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по акту налоговой проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Вышеуказанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, имеет право участвовать в процессе рассмотрения материалов вышеуказанной проверки лично и (или) через своего представителя.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие вышеуказанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового кодекса РФ, предусматривающих правонарушения, совершенные налогоплательщиком, и применяемые меры ответственности.
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указывается размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Размер штрафа по общему правилу составляет 20% неуплаченной суммы налога на имущество (п. 1 ст. 122 НК РФ). Если инспекция докажет, что занижение налоговой базы произошло умышленно, штраф возрастет до 40% неуплаченной суммы налога (п. 3 ст. 122 НК РФ).
Состава правонарушения по ст. 122 НК РФ не образуется, если за прошлый налоговый период у налогоплательщика имеется переплата по налогу на имущество, которая:
Таким образом, при наличии указанных условий привлечь к налоговой ответственности нельзя.
В решении об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа.
В решении об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения могут быть приведены размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.
В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать данное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.
Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.
Октябрь 2012 г.