Комментарий к письму Минфина России от 02.04.2010 г. № 03-03-06/1/218 "Налог на прибыль: платежи по договорам добровольного медицинского страхования".
Организация планирует заключить договор добровольного медицинского страхования своих сотрудников. В рамках договора при наступлении страхового случая страховщик обязуется производить оплату услуг медицинскому учреждению, в котором застрахованное лицо получило соответствующую помощь. Вправе ли организация учесть в целях исчисления налога на прибыль расходы в виде взносов по таким договорам, если медицинское учреждение, оказывающее медицинские услуги, - это санаторий-профилакторий, являющийся структурным подразделением этой организации? В запросе, направленном в Минфин России, уточняется, что организация-налогоплательщик имеет действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Специалисты финансового министерства разъясняют, что согласно п. 16 ст. 255 Налогового кодекса РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся в том числе и суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу работников со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующих видов деятельности. При этом указанные суммы относятся к расходам лишь в том случае, если договоры добровольного личного страхования работников заключены на срок не менее одного года.
Таким образом, делает вывод Минфин России, платежи по указанным договорам включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда в целом по организации (абз. 9 п. 16 ст. 255 НК РФ). Однако по вопросу правомерности заключения договора, когда его стороной является субъект, одновременно и оказывающий, и потребляющий соответствующие медицинские услуги, финансисты рекомендовали обратиться в Федеральную службу страхового надзора.
Чтобы разобраться в этой ситуации, обратимся к положениям Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1). Статьей 2 указанного Закона установлено, что в качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, причем страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан. Медицинскими учреждениями являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно. Медпомощь в системе медицинского страхования оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности (ст. 20 Закона N 1499-1).
Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление медуслуг застрахованному контингенту (ст. 4 Закона N 1499-1). В свою очередь, для того чтобы услуги застрахованным лицам были оказаны, страховая организация заключает договор на предоставление лечебно-профилактической помощи с медицинским учреждением (ст. 23 Закона N 1499-1). Причем страховая организация имеет право свободно выбирать медицинские учреждения (ст. 15 Закона N 1499-1).
Таким образом, организация, направившая запрос в Минфин России, как работодатель, представляющий интересы своих работников при добровольном медицинском страховании, может выступать в качестве страхователя. В этом случае со страховщиком заключается договор добровольного медицинского страхования. В то же время эта организация, имеющая лицензию на осуществление медицинской деятельности, может выступать в качестве иного субъекта медицинского страхования - медицинского учреждения. Ее правоотношения со страховой медицинской организацией регулируются другим договором - договором на предоставление лечебно-профилактической помощи.
Итак, в системе добровольного медицинского страхования организация выступает по двум разным договорам. По мнению автора, оба договора заключены правомерно. Однако для того, чтобы устранить сомнения, а также возможные нежелательные последствия, организации необходимо обратиться с соответствующим запросом в Федеральную службу страхового надзора.