В формировании квалификационных требований для кадров в финансовых контролирующих органах интересен опыт зарубежных стран. Согласно Лимской декларации члены высшего контрольного органа должны обладать знаниями и способностями намного выше среднего уровня. Повышение квалификации персонала должно выходить за рамки традиционных знаний в области юриспруденции, экономики, бухгалтерского учета. Так, служащие органов финансового контроля должны владеть разнообразными методами управления экономикой и финансами, а также активно использовать современные информационные технологии.
Примечание. Лимская декларация
Лимская декларация руководящих принципов контроля принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 г. Среди основных требований, предъявляемых в Декларации членам и сотрудникам высшего контрольного органа:
- наличие квалификации и честности, необходимых для того, чтобы успешно выполнять возложенные на них обязанности;
- должное внимание уровню теоретической подготовки, работоспособности и опыту работы по специальности;
- внимание дальнейшей теоретической и практической профессиональной подготовке как на внутриведомственных курсах и семинарах, так и в университетах, и на международном уровне.
В соответствии с Декларацией работники в этой сфере должны в первую очередь соблюдать главные принципы данного документа - независимость и беспристрастность. При этом возникает большая нравственно-этическая проблема - как обеспечить в реальности эти важные положения? Считается, что самым эффективным способом обеспечения независимости является гарантия пожизненной несменяемости для высших кадров контрольных органов, как, например, во Франции и в Италии. В США генеральный контролер назначается на 15 лет, в Германии председатель контрольного управления - на 12 лет. Продление сроков полномочий, как правило, не производится. В других странах, где контрольные органы находятся под эгидой парламента, устанавливаются небольшие определенные сроки (как правило, 5 - 6 лет), после чего проводится процедура переизбрания.
Кроме того, в ряде стран требования к моральным качествам сотрудников сферы финансового контроля определяются Этическим кодексом. Например, для поддержания высоких моральных качеств и профессиональной ответственности аудиторов за рубежом давно разработаны этические кодексы специалистов данной сферы. Согласно Кодексу этики аудиторов России, утвержденному Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 31 мая 2007 г., отличительной особенностью аудиторской профессии является признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Следуя этому принципу, аудитор обязан подчиняться нормам профессиональной этики данной профессии. Среди других принципов, содержащихся в данном Кодексе: честность, объективность, профессиональная компетентность, должная тщательность, конфиденциальность, профессиональность поведения.
В настоящее время Россия использует общеевропейские стандарты организации и функционирования контрольных финансовых органов. Показателен пример Счетной палаты, вся деятельность которой строится на основании Закона "О Счетной палате Российской Федерации". Этот контролирующий орган обладает организационной и функциональной независимостью, а его руководящий состав (председатель и его заместители-аудиторы) - неприкосновенностью. Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и других штатных сотрудников.
Приоритетные направления департамента, организующего кадровую работу, - формирование кадрового состава для замещения соответствующих должностей, эффективное использование кадрового резерва, оценка результатов профессиональной служебной деятельности работников, применение современных кадровых технологий при поступлении на службу в аппарат Счетной палаты и ее прохождении, профессиональная подготовка и переподготовка, а также повышение квалификации и стажировки персонала. При подборе кадров на должности гражданской службы в требованиях к кандидатам, помимо квалификационных и образовательных показателей, учитывается стаж и опыт работы, а также профессиональные знания и навыки.
Особое место в Счетной палате отведено требованиям морального характера. Здесь создан отдел по профилактике коррупционных нарушений, который уделяет большое внимание предупреждению подобных правонарушений и соблюдению общих принципов, установленных на государственной службе.
Мнение. Алевтина Жестовская, главный бухгалтер рекламного агентства "Позитив"
Аудитор - это физическое лицо, которое обладает квалификационным аттестатом и входит в одну из саморегулируемых организаций аудиторов. Проведение аудиторских проверок и оказание иных аудиторских услуг на высоком уровне требует от такого специалиста ряда профессиональных качеств. Во-первых, это профессиональная компетентность, которая заключается в наличии огромного объема знаний в области бухгалтерского учета, гражданского права и прочих смежных отраслей юриспруденции, в постоянном изучении часто меняющейся законодательной базы. Во-вторых, добросовестное отношение к своей работе, которое обеспечивает гарантию того, что все услуги, оказываемые аудиторами, будут выполняться в соответствии с требованиями общепринятых стандартов.
Можно сказать, что в этой профессии профессиональные качества совпадают с личностными качествами. Профессиональный аудитор должен быть внимательным, усидчивым и проявлять должную тщательность при осуществлении своих обязанностей. Также он должен быть аккуратным, так как обязан обеспечить сохранность документов, получаемых в ходе проверки. Особенно хотелось бы отметить такие качества, как независимость, беспристрастность и честность. Это качества, которые поддерживают высокую репутацию профессии и приверженность аудитора профессиональному долгу.
Мнение. Юлия Егорова, финансовый директор компании "Зеленая волна"
Аудитором может быть только тот специалист, который имеет высшее экономическое или юридическое образование, а также достаточный практический опыт работы в качестве аудитора или бухгалтера, экономиста, ревизора. Этот специалист должен глубоко и всесторонне разбираться в различных вопросах, связанных с деятельностью проверяемого предприятия, обладать достаточно широким кругозором в области экономики и финансов. Аудиторы защищают интересы бухгалтеров, которые за текущими делами не успевают отследить все законодательные изменения и тем более воплотить их в учете.
Поэтому такой специалист должен быть прежде всего подсказчиком, советчиком, от которого руководители ждут рекомендаций, как лучше спланировать и организовать дело. Аудитор должен выступать в роли не строгого ревизора, а заботливого педагога, который вовремя подскажет, поможет, с тем чтобы не допустить необоснованных финансовых потерь в виде штрафов, пени, несвоевременных платежей.
Конечно, в профессии аудитора особую роль играют этические принципы, среди которых важное место занимают объективность и независимость. Например, аудитор должен отказаться от такой проверки предприятия, при которой нарушатся эти принципы, - так бывает в случае, если руководство предприятия находится в тесных родственных связях с аудитором. При этом величина гонорара не должна влиять на принимаемое решение. Аудитор должен заботиться в первую очередь о качестве предоставляемых услуг, а во вторую - о размере своего гонорара. Другой пример соблюдения этических принципов - когда любая (коммерческая, служебная) информация, ставшая доступной аудитору, не может разглашаться без специального на то разрешения компании.
Примечание. Интересные факты
- Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в Европе.
- Среднемесячный заработок аудиторов в Москве в 2009 г. составлял 60 тыс. руб. в месяц.
- На одну вакантную должность аудитора в Москве приходится 15 соискателей.
- В России зарегистрировано более 4 тыс. аудиторских фирм. В Москве - более тысячи.
- Типичным портретом аудитора является молодая женщина с высшим образованием.
- Диплом о высшем образовании имеет 81% сотрудников аудиторских фирм.
- Аудиторы в возрасте до 30 лет составляют 56% от общего числа специалистов.
Мнение. Галина Сунгаева, ведущий специалист отдела управления персоналом АКГ "Интерком-Аудит"
К специалисту-аудитору предъявляют ряд серьезных требований. Например, объективность и внимательность (аудиторы не должны представлять факты сознательно неточно или предвзято; оказывая любые профессиональные услуги, аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты, не допуская того, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны воздействовали на объективность их суждений). Другим важным требованием является компетентность. Принимая обязательство оказать определенные профессиональные услуги, аудитор должен быть уверен в своей компетентности в данной области, обладать необходимым объемом знаний и навыков, с тем чтобы добросовестно и профессионально выполнить обязательства, гарантировать клиенту аудиторские услуги, основанные на современных методиках с использованием всех, в том числе новейших, нормативных актов. Специалист в области аудита должен соблюдать конфиденциальность информации (он несет ответственность за сохранение конфиденциальной информации своими помощниками и всем персоналом фирмы) и налогового законодательства (при оказании профессиональных услуг в области налогообложения аудитор руководствуется интересами клиента. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не должен способствовать фальсификациям с целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы). Среди других требований: доброжелательное отношение к другим аудиторам, лояльность по отношению к аудиторской фирме, соответствующее отношение к средствам массовой информации, соблюдение положений о несовместимости действий аудитора.
Этические нормы поведения аудитора остаются неизменными независимо от того, оказывает ли он профессиональные услуги в своем или иностранном государстве. Например, для обеспечения качества профессиональных услуг, оказываемых в другом государстве, аудитор обязан знать и применять в своей работе международные аудиторские стандарты и стандарты, действующие в этом государстве. Среди главных личностных качеств аудитора можно назвать обязательность, сосредоточенность, ответственность, исполнительность, аккуратность, эмоционально-волевую устойчивость, вежливость, коммуникабельность, настойчивость, усидчивость, терпение, требовательность к себе и другим, честность, умение хранить коммерческую тайну и ряд других.
Примечание. Этические нормы аудитора
Основные этические нормы, затрагивающиеся в Кодексе профессиональной этики российских аудиторов:
- общепринятые моральные принципы;
- общественные интересы;
- объективность аудитора;
- внимательность аудитора;
- профессиональная компетентность аудитора;
- конфиденциальная информация клиентов;
- плата за профессиональные услуги;
- отношения между аудиторами;
- публичная информация и реклама;
- несовместимые действия аудитора;
- аудиторские услуги за рубежом.