Комментарий к Перечню поручений Председателя Правительства РФ от 28.12.2011 N ВП-П13-9308
В конце 2011 г. Правительство обязало крупнейшие госкомпании до конца января:
- собрать со всех своих контрагентов данные об их владельцах, включая конечных (бенефициаров). Эти сведения должны быть подтверждены документально;
- передать эти сведения в Росфинмониторинг и ФНС для тотальной проверки связей менеджеров госкомпаний и бенефициаров контрагентов - срок до 1 февраля 2012 г.;
- обязать контрагентов в будущем уведомлять госкомпании о смене бенефициаров и своего руководства. Данные на новых владельцев и директоров контрагентов госкомпании также будут поставлять в ФНС;
- впредь не заключать договоры с контрагентами, отказавшимися представлять такие сведения. А по действующим договорам обеспечить их расторжение.
Самого документа, санкционирующего такую "чистку", в открытом доступе нет, так как он имеет гриф "ДСП". А вот копии запросов даже мелким клиентам со стороны РЖД, Ростелекома и других госкомпаний уже в большом количестве выложены в Интернете.
Делается это в рамках "повышения прозрачности" деятельности госкомпаний. А если простыми словами, то Правительство с помощью налоговиков хочет выявить связи владельцев контрагентов с должностными лицами госкомпаний. Предположим, вы клиент госкомпании (а это практически половина страны), вашим учредителем является ООО "Ромашка", его учредителем - бермудский офшор, а его владельцем - британский траст, бенефициар которого - как раз зять "начальника транспортного цеха" в компании с госучастием. Именно эти пикантные сведения и хочет увидеть Правительство.
Лавиной таких запросов напрягли в начале января буквально половину компаний страны, причем не только поставщиков и подрядчиков госкомпаний, но и их клиентов! Только РЖД и энергетики разослали такие запросы десяткам тысяч своих клиентов. При этом госкомпании ссылаются на неминуемое расторжение договоров в случае отказа выдать сведения (кто-то из госкомпаний грозил отказом от оплаты контрактов). Уже в январе из Правительства поступили уточняющие ЦУ - клиентов не трогать (собирать сведения только с поставщиков и подрядчиков), некоторым госкомпаниям ограничиться контрагентами с объемом контрактов от 50 млн руб., у контрагентов - публичных компаний запрашивать данные о бенефициарах с долей участия от 5%.
Компании отреагировали на подобные запросы следующим образом:
- многие либо послали выписки из ЕГРЮЛ, либо вообще указали, что госкомпании могут сами запросить данные об участниках в ЕГРЮЛ. А также сообщили, что данные о конечных бенефициарах компании они представить не могут. Во-первых, понятия "бенефициар компании" в российском законодательстве нет. А во-вторых, компания может и не знать своих конечных владельцев, тем более если они зарегистрированы в других государствах. Кроме того, например, АО не имеют права раскрывать сведения о своих акционерах иначе чем на основании закона (под угрозой внушительного административного штрафа (Часть 3 ст. 15.22 КоАП РФ)). Еще один крайний случай - одним из владельцев компании является, например, крупный банк, тот же Сбербанк. У него миллионы конечных бенефициаров - их тоже надо "раскрыть", запросив сам Сбербанк о том, кто же у него акционеры?
- некоторые прислали отписки, попросив аргументировать не основанные на законе требования госкомпаний;
- остальные компании вообще ничего не ответили и теперь пребывают в ожидании, будут ли госкомпании исполнять уже действующие контракты. Или же придется идти в суд и требовать их исполнения и/или компенсации убытков.
Так вот, непредставление подобных сведений, истребуемых на основании поручения Правительства, не является основанием для отказа от исполнения и расторжения действующих договоров. С будущими договорами сложнее - госкомпании уже внесли новые требования в тендерную документацию и при отказе раскрыть сведения о конечных выгодоприобретателях вашей компании вас уже к таким тендерам просто не допустят.
Скорее всего, это лишь первая атака на непрозрачные бизнес-связи в стране. И наверняка стоит ожидать внесения поправок и в ГК РФ, и в Законы о деятельности госкомпаний и о госзакупках, которые сделают подобные требования легитимными.