Комментарий к федеральному закону от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую налогового кодекса РФ и некторые другие законодательные акты РФ, а так же о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования"
Опубликованный Закон (далее - Закон) внес поправки в первую и вторую части Налогового кодекса РФ, в Закон об имуществе физических лиц, в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Кроме того введена специальная норма о признании на 01.01.2010 недоимки по платежам в бюджет безнадежной и ее списании.
Прежде всего рассмотрим изменения в процессуальных и правоустанавливающих налоговых нормах, которые появятся в скором будущем в связи со вступлением поправок в отношении первой части Налогового кодекса РФ.
Прежде всего отметим, что откорректировано понятие такого документа, как свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Если ранее речь в нем шла об абстрактной организации, то теперь закреплено, что свидетельство о постановке на учет в налоговом органе выдается как российской организации, так и иностранной. В обоих случаях по месту их нахождения. Для иностранной компании таким местом является место нахождения международной организации и место осуществления иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации через свое обособленное подразделение (п. 1 ст. 1 Закона).
Ранее для учета иностранных организаций применялся Приказ МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 "Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" (он продолжает действовать), теперь и в саму ст. 83 Налогового кодекса РФ, которая регламентирует порядок учета налогоплательщиков в России, внесены дополнения в отношении обязательной постановки на налоговый учет иностранных организаций.
К обоюдному удовольствию налогоплательщиков и налоговых органов отменяется норма об отдельной постановке на учет в качестве налогоплательщиков налога на добавленную стоимость (п. 1 ст. 2 Закона).
Об изменениях в учете организаций в отношении структурных подразделений мы расскажем далее, а пока отметим, что теперь постановке на учет подлежат и иностранные граждане по месту их пребывания в качестве иностранной рабочей силы (пп. "б" п. 32 ст. 1 Закона). Такие сведения будут регулярно поступать из миграционной службы. Для органов опеки и попечительства изменен срок представления сведений об установлении опеки (управлении имуществом подопечного), в том числе о передаче ребенка в приемную семью, с 5 до 10 рабочих дней (пп. "г" п. 32 ст. 1 Закона). Правда, при этом освободили от аналогичных обязанностей такие организации, как воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения.
Порядок учета налогоплательщиков дополнен такими обязанностями для органов, осуществляющих государственный технический учет, и органов местного самоуправления, как ежегодное представление сведений об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и о земельных участках соответственно. Первые будут представляться до 1 марта, вторые - до 1 февраля и должны включать информацию по состоянию на 1 января текущего года (пп. "е" п. 32 ст. 1 Закона). Не секрет, что от того, как полно и своевременно представлены сведения об объектах учета, зависит актуальность налогооблагаемой базы, а значит, у налоговых органов и налогоплательщиков будет меньше споров.
Пункт 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ дополнен пп. 5.1, который вводит право налогоплательщика (плательщика сборов и налогового агента) на совместную с налоговыми органами сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта после такой сверки (п. 3 ст. 1 Закона). Указанное право на самом деле было у налогоплательщиков и раньше, отсутствовало только его официальное закрепление в перечне прав.
Напомним, что для налоговых органов давно существует такая обязанность, как осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). Эту норму также несколько расширили. В частности, закрепили обязанность за налоговыми органами передавать (вручать, отправлять по почте, высылать в электронном виде) акт совместной сверки на следующий день после его составления (пп. "а" п. 7 ст. 1 Закона).
А вот в отношении структурных подразделений юридических лиц действительно появились большие новшества (пп. "б" п. 4 ст. 1 Закона). Для наглядности покажем в таблице, как изменятся в ближайшие дни обязанности организаций по доведению в налоговые органы сведений о структурных подразделениях (см. таблицу 1).
Таблица 1
Норма |
Было |
Стало |
Создание |
Обязанность сообщать |
Обязанность сообщать обо всех |
Внесение |
Не было обязанности |
Обязанность сообщать в течение |
Закрытие любого |
Обязанность сообщать |
Обязанность сообщать в течение |
|
Создание филиалов и представительств, а также изменение информации о них, отражается в уставе организации, представление сведений об этом регулируется правовыми документами о государственной регистрации юридических лиц.
Новые обязанности по представлению сведений о структурных подразделениях начнут действовать с 4 сентября 2010 г.
По-новому теперь изложена норма о прекращении налоговой обязанности физического лица в случае его смерти. Поправили формулировку в ст. 44 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой обязанность может прекратиться с объявлением, а не признанием человека умершим. Как известно, налоговая обязанность в этом случае переходит наследникам. И что важно, закрепили переход такой обязанности к наследникам только для налогов, установленных к уплате "чисто" физическими лицами, исключая обязанности лица от предпринимательской деятельности (п. 9 ст. 1 Закона).
Если налогоплательщик некорректно оформит платежный документ, то налоговый орган вправе такую платежку откорректировать, чтобы деньги попали в бюджет по своему назначению (абз. 5 п. 7 ст. 45 НК РФ). О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика должны будут известить в течение пяти дней после принятия данного решения (пп. "б" п. 10 ст. 1 Закона). Для плательщика такой документ будет свидетельством окончательного исполнения обязанности по уплате определенного налога за определенный период.
Опубликованный Закон устанавливает возможность направления налоговыми органами поручения на безакцептное списание денежных средств со счетов организаций и предпринимателей в электронном виде. Порядок такого взаимодействия между налоговыми инспекциями и банками будет принят совместно ЦБ РФ и Минфином России.
К удовлетворению налоговых органов, им продлили процедуру взыскания долгов за счет имущества должника. Так, решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ). Само взыскание производят судебные приставы-исполнители. После истечения годового срока такие решения не принимаются, но налоговики смогут обращаться с иском о взыскании долга в суд. Срок подачи заявления составит как минимум два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, то есть для взыскания добавили еще год (п. 12 ст. 1 Закона).
К сведению наших читателей, теперь все формы налоговых деклараций и расчетов, включая форматы их электронного представления, будут разрабатывать и утверждать налоговики, разумеется, по согласованию с Министерством финансов РФ (пп. "д" п. 29 ст. 1 Закона).
Отдельно скажем о такой новой норме, как право налогового органа на проведение контрольных мероприятий за период, превышающий три календарных года. Это следует из новой формулировки, закрепленной в п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ. Так, если в рамках выездной проверки налогоплательщик представит за какой-либо период уточненную декларацию, то налоговый орган должен будет проверить и этот период (п. 34 ст. 1 Закона).
Обратим внимание читателей на то, что в налоговых правоотношениях происходит дальнейшая "электронизация". Все больше информации теперь смогут направлять налогоплательщики в виде электронных файлов по телекоммуникационным каналам связи. Это распространяется на сведения, перечисленные в п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ, - о счетах в банках, о филиалах и прочее (пп. "г" п. 4 ст. 1 Закона). Смогут налогоплательщики в электронном виде отправлять и копии доверенностей, и любые запрашиваемые в рамках ст. 93 Налогового кодекса РФ документы (пп. "а" п. 35 ст. 1 Закона).
Но и налоговые органы смогут все больше своих документов направлять плательщикам в электронном виде. К примеру, доведение сведений о начисленном налоге и сроке его уплаты - в тех случаях, когда обязанность по исчислению налога возложена на налоговый орган (п. 13 ст. 1 Закона). Конечно, обычным гражданам такие сообщения в электронном виде вряд ли будут посылаться. А вот предпринимателям - да. К примеру, уведомления об исчисленных авансовых платежах по налогу на доходы физических лиц. И если предприниматель задействован в системе электронного документооборота, то такой документ ему можно будет направить в электронном виде.
Как было указано выше, налоговые органы смогут направлять в электронном виде платежные поручения на списание денег со счетов плательщиков, открытых в банках (пп. "а" п. 11 ст. 1 Закона). Помимо этого, налоговики будут направлять банкам в электронном виде требования об уплате неперечисленной в бюджет сумме налога клиента банка (п. 15 ст. 1 Закона). Банкам теперь вменили в обязанность сообщать строго в электронном виде сведения об остатках средств на счетах клиентов в рамках приостановления операций по этим счетам с целью обеспечения взыскания конкретной задолженности налогоплательщика (пп. "б" п. 26 ст. 1 Закона).
Разумеется, сообщения, переданные обеими сторонами в электронном виде, должны быть заверены электронной цифровой подписью лица, представившего их, либо его представителя.
Отметим, что с 2012 г. банки обязаны будут сообщать в налоговый орган об открытии или о закрытии счета (об изменении реквизитов счета) только в электронном виде (пп. "а" п. 33 ст. 1, п. 3 ст. 10 Закона).
Небезынтересны для бухгалтеров и поправки, касающиеся отсрочек по уплате налогов в бюджет. Напомним, что Налоговый кодекс РФ предусматривает такие формы переноса сроков, как отсрочка, рассрочка и инвестиционный налоговый кредит (п. 3 ст. 61 НК РФ).
Теперь можно будет получить отсрочку не только по налогам и пеням, но и по штрафам (п. п. 15, 16 ст. 1 Закона). Новшеством является и то, что лицо, обратившееся за отсрочкой (рассрочкой) по уплате налогов (сборов), может одновременно просить и предоставления инвестиционного налогового кредита.
К сожалению, лишены права на перенос сроков уплаты (в любой из предусмотренных налоговым законодательством формах) налоговые агенты (пп. "ж" п. 17 ст. 1 Закона).
Порядок предоставления отсрочек (включая инвестиционный налоговый кредит) претерпел некоторые изменения. С одной стороны, наблюдается ужесточение требований. К примеру, не смогут претендовать на перенос сроков уплаты лица, в отношении которых в течение последних трех лет была прекращена предыдущая отсрочка из-за нарушения ее условий по вине этого лица (пп. "б" п. 18 ст. 1 Закона). Также отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу не просто при выполнении одного из необходимых критических условий, но если имеются достаточные основания полагать, что отложенные налоги будут уплачены за время отсрочки. Помимо этого, ст. 64 Налогового кодекса РФ дополнили нормой, в соответствии с которой отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов. А физическому лицу - на сумму, не превышающую стоимость его имущества, исключая то, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание (пп. "в" п. 20 ст. 1 Закона).
Но есть и позитивные моменты в новшествах об отсрочках. Для бюджетников условия, дающие право на отсрочку, изложены более детально в соответствии со спецификой их финансового положения. В отношении потенциальных банкротов исключили условие об обязательном утверждении арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления, а также о прекращении отсрочки в случае расторжения или прекращения таких процедур (пп. "и" п. 20 ст. 1 Закона). Для физических лиц, как уже указывалось выше, гарантировали неприкасаемость имущества, на которое не может быть обращено взыскание.
Опубликованным Законом внесен перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению об отсрочке (пп. "д", "е" п. 20 ст. 1 Закона), это:
- справка налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом налогоплательщика;
- справка налогового органа об открытых налогоплательщику счетах в банках;
- справки банков о ежемесячных оборотах и картотеке по счетам налогоплательщика;
- справки банков об остатках денег на счетах налогоплательщика;
- списки контрагентов-дебиторов налогоплательщика с копиями договоров с этими дебиторами;
- сумма обязательств перед бюджетом и график погашения задолженности;
- в случае обращения за отсрочкой в связи со стихийными бедствиями и пр. - заключение о таком факте и акт оценки причиненного ущерба, составленные уполномоченными на то органами;
- в случае обращения за отсрочкой получателя бюджетных средств - документальное подтверждение финансового органа (распорядителя бюджетных средств), документальное подтверждение государственного или муниципального заказчика и т.д.;
- для потенциальных банкротов - результаты анализа финансовой деятельности налогоплательщика компетентного на то органа;
- для физического лица - сведения о его движимом и недвижимом имуществе;
- в случае обращения за отсрочкой по причине сезонной работы - документальное подтверждение сезонного характера деятельности;
- по требованию могут предоставляться документы о залоге или поручительстве.
Порядок предоставления инвестиционного кредита также претерпел изменения. В рамках поддержки технического прогресса теперь такой кредит будет предоставляться на цели проведения НИОКР, технического перевооружения собственного производства, создание объектов и технологий высокой энергетической эффективности и некоторые другие, исходя из 100-процентной стоимости приобретенного оборудования (пп. "а" п. 21 ст. 1 Закона).
Как известно, при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате долга (п. 2 ст. 69 НК РФ). Срок его исполнения был установлен 10 календарных дней. Теперь требование надо будет выполнить в течение 8 рабочих дней (пп. "в" п. 23 ст. 1 Закона). В некоторых случаях это будет даже в пользу налогоплательщика.
Пример. ООО "Васса" направлено требование об уплате задолженности по НДС. Документ получен 15 октября текущего года (в соответствии с отметкой о вручении на уведомлении к заказному письму, которым требование было направлено).
В прежней редакции ст. 69 Налогового кодекса РФ конечный срок уплаты задолженности, указанной в требовании, пришелся бы на 25 октября (10 календарных дней заканчиваются в воскресенье 24 числа, срок перенесется на понедельник - 25 октября).
По новым правилам срок закончится на день позже - 26 октября (восемь рабочих дней - 15, 18, 19, 20, 21, 22, 25, 26 числа).
Ну а если налогоплательщику приостановили операции по счетам? Ранее за нарушение налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций в пользу налогоплательщика начислялись проценты из бюджета. Теперь такие проценты будут начисляться и при неправомерном приостановлении операций (пп. "е" п. 26 ст. 1 Закона).
Законодатели восполнили пробел в отношении предпринимателей, налоговых агентов, плательщиков сборов, нотариусов (частных адвокатов). Ранее в период приостановления операций по счетам новый счет запрещалось открывать только организациям. Теперь и всем указанным выше лицам (пп. "ж" п. 26 ст. 1 Закона).
Не удастся теперь и "увильнуть" от получения решения по результатам выездной проверки. Если решение вручить налогоплательщику будет невозможно, его направят по почте заказным письмом и по истечении 6 рабочих дней с даты направления оно будет считаться полученным (пп. "в" п. 38 ст. 1 Закона).
Наконец, мы подошли к очень интересной теме, которая касается штрафов.
Опубликованным Законом значительно увеличены размеры налоговых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах. Для наглядности разместим информацию о штрафах, которые меняются, в табличной форме (см. таблицу 2).
Таблица 2
|
Было |
Стало |
Нарушение |
- до 90 календарных дней - |
10 000 руб. |
Уклонение от |
- до 90 календарных дней - |
- |
Непредставление |
- до 180 рабочих дней - 5% от |
5% от неуплаченной |
Нарушение |
- |
200 руб. |
Грубое нарушение |
- деяния совершены в течение |
- деяния совершены |
Невыполнение |
- неперечисление (неполное |
- неудержание и (или) |
Несоблюдение |
в отношении имущества, на |
- в отношении имущества, |
Непредставление |
- за каждый непредставленный |
- за каждый |
Неправомерное |
- однократное нарушение - |
- однократное |
Неисполнение |
20% от суммы по поручению, |
20% от суммы по |
Непредставление |
10 000 руб. |
20 000 руб. |
|
К грубому нарушению теперь будет относиться и отсутствие регистров налогового учета (пп. "в" п. 45 ст. 1 Закона).
Как видно, почти все налоговые санкции выросли. Однако остались без изменения такие, как:
- неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ);
- ответственность свидетеля, ответственность за отказ эксперта, переводчика или специалиста (ст. ст. 128, 129 НК РФ);
- санкции банкам за нарушение сроков представления сведений об открытии и закрытии счетов клиентов, за нарушение порядка открытия счета налогоплательщику, за нарушение срока перечисления платежа в бюджет (ст. ст. 118, 132, 133, 135 НК РФ);
- штрафы за нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК РФ).
В дополнение к поправкам по налоговым санкциям в Кодекс РФ об административных правонарушениях добавили новый штраф за незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка. Такой административный штраф на должностных лиц закрепляется в ст. 19.7.6 КоАП РФ и составит 10 000 руб. (ст. 6 Закона).
Все новые штрафы начнут применяться со 2 сентября текущего года.