Государственные меры, принимаемые для поддержки отечественной экономики (банковскому сектору выделили 1 трлн руб., планируют еще столько же, налоговые льготы нефтяникам и другим отраслям российской экономики), требуют огромных "вливаний" из российского бюджета и внебюджетных фондов.
Бесконечно тратить деньги из данных источников государство не может, так как это ставит под угрозу экономическую безопасность страны.
Следовательно, необходимы другие источники, за счет которых можно пополнить российский бюджет.
Ни для кого не секрет, что с середины 90-х годов одним из способов уклонения от уплаты налогов, используемых частными и государственными компаниями, является использование офшоров.
Так, например, покупка в 2005 г. "Газпромом" нефтяной компании "Сибнефть" за 13 млрд долл. была осуществлена по следующей схеме: "Газпром" перечислил пяти иностранным офшорам, контролируемым зарегистрированной в Лондоне компанией Millhouse Capital UK Limited (фактическим владельцем продававшихся акций "Сибнефти"), около 10 млрд долл. примерно за 56% акций (из купленных 72,7% акций), а остальные 3 млрд долл. (за 16,7% акций) оплатила тем же офшорам его голландская "дочка" Gazprom Finance B.V. То есть это была сделка между иностранными компаниями.
Данные способы сегодня изменились, и их все чаще называют налоговой оптимизацией и все чаще их используют для налогового планирования.
Изменились и офшоры. Они превратились в офшорные финансовые сети. Создание офшорных финансовых сетей - одна из важных тенденций развития современного глобализирующегося бизнеса и главный мотив международного налогового планирования.
Сколько вообще денег находится в офшорах мира?
По оценкам ряда экспертов - от 10 до 11,5 трлн долл.
Современные офшоры обеспечивают более привлекательные условия работы (понятные "правила игры", развитые рыночные институты, доверительное отношение иностранных инвесторов дают страховку от политических рисков и т.п.), что привлекает не только частные компании, но и государственные корпорации. Последние стали активно использовать зарегистрированные в офшорных юрисдикциях подразделения (прежде всего инвестиционно-финансовые и трейдерские). Пример приведем ниже.
Российский бизнес стремится не только к налоговой минимизации, но и думает о новых слияниях и поглощениях, а также о привлечении международных инвесторов путем выпуска облигаций, проведения IPO на западных биржах и других международных операций, что выгоднее осуществлять через компании, инкорпорированные в зарубежных офшорах.
Вместе с тем создание офшорных сетей связано с утечкой капиталов из России и сокращением налоговой базы бюджета.
При этом речь может идти о:
а) легальном сокращении налоговых доходов в связи с либерализацией режима трансграничного перемещения инвестиций и использованием СИДН (на 1 января 2009 г. РФ заключены 74 двусторонних СИДН);
б) целенаправленной передаче части налоговых доходов в формально иностранные компании, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях, например в виде дивидендов, роялти;
в) нелегальном уходе от налогов в результате утечки капиталов из России, в том числе преступных доходов.
Масштабы легальной минимизации налогов оценить весьма непросто. Аналогичные данные по зарубежным странам довольно условны; они, как правило, включают оценки по легальному и нелегальному уходу от налогов.
Учитывая закрытость финансовой информации по налоговым убежищам, данные по потерям, которые они наносят другим странам, конечно, разнятся. Чаще всего в печати фигурируют следующие оценки: Соединенные Штаты теряют около 100 млрд долл. в год, Европейский Союз - до 200 млрд евро ежегодно, в том числе Франция - почти 50 млрд, Германия - 30 млрд долл., Великобритания - по разным оценкам, от 20 млрд долл. до 80 млрд долл.
Для России масштабы легального уменьшения налоговых выплат в результате создания формальных и неформальных офшорных финансовых сетей весьма значительны.
Так, использование офшорного трейдера для экспорта российской нефти Gunvor, зарегистрированного в кантоне Цуг в Швейцарии, по оценкам экспертов, стоит российскому бюджету как минимум 1 - 1,5 млрд долл. Между тем этой офшорной компании поставляют нефть государственная "Роснефть" и "дочка" "Газпрома" "Газпром нефть".
Большие потери связаны и с неуплатой личных налогов в российский бюджет. Косвенно об этом можно судить по оценкам экспертов известной консалтинговой компании Boston Consulting Group: стоимость принадлежащих российским миллионерам финансовых активов, размещенных в офшорах, на конец 2007 г. составляла 32% общей стоимости всех их активов. По данным швейцарского Национального банка, на конец 2007 г. на счетах граждан, компаний и банков из России в стране хранилось 31,6 млрд швейцарских франков (более 25 млрд долл.), из которых 13,8 млрд относятся к банковским активам и 17,5 млрд - к другим обязательствам банков перед клиентами (вклады до востребования и срочные вклады), в то время как на накопительных и текущих счетах было размещено всего 42 млн швейцарских франков. Эти данные не учитывают компании, которые фактически аффилированы с российскими фирмами и обслуживают российские финансовые потоки, но инкорпорированы в зарубежных странах.
Офшорные юрисдикции стали удобным местом хранения крупных частных состояний. При этом обычно используются трастовые офшорные компании, которые в соответствии с англосаксонским правом основаны на так называемом разделении прав собственности. Это обеспечивает освобождение реального владельца от уплаты налогов на прирост основного капитала и наследование.
Существенны потери от использования офшоров и с точки зрения утечки криминальных капиталов, т.е. от нелегальной минимизации налогов. Например, офшоры широко применяются для получения выплат по НДС по притворным сделкам.
По оценкам главы ЦБ РФ С. Игнатьева (февраль 2007 г.), объем фиктивных банковских операций составляет 1,5 - 2 трлн руб. в год (около 7% ВВП), а потери бюджета - 500 - 800 млрд руб., до 4 млрд долл. ежемесячно утекает в офшорные компании через фирмы-"однодневки". Среди сомнительных операций с офшорами - схемы лжеимпорта и лжеэкспорта, ложного перестрахования, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами и т.п.
Негативные последствия как от легального, так и от криминального использования офшоров обусловливают необходимость проведения политики, жестко ограничивающей их отрицательное влияние на развитие национальной экономики. В последние годы такую антиофшорную политику проводят все страны и международные организации, занимающиеся вопросами обеспечения стабильного развития мировых финансов и борьбой с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Потребность в ней еще более усилилась в связи с разразившимся в 2008 г. глобальным финансовым кризисом, перекинувшимся и на российскую экономику.
В начале апреля 2009 г. на встрече G20 президент Франции Н. Саркози выступил за открытие офшорами информации о размерах и владельцах капиталов.
Так, в ноябре 2008 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между ФСФР России и Комиссией по ценным бумагам и биржевым операциям Кипра, который, при наличии политической воли, открывает возможность получения данных об уходе от налогов и о реальных собственниках зарегистрированных там многочисленных офшорных компаний российского происхождения.
Министерства финансов России и Кипра подписали протокол о внесении изменений в Соглашение об избежании двойного налогообложения между странами. Новый документ предполагает, что регулирующие органы России и Кипра будут осуществлять обмен конфиденциальной информацией, в том числе и о бенефициарах зарегистрированных на Кипре компаний. Поправки в протокол содержат ряд норм, которые не позволят больше компаниям, зарегистрированным на Кипре, использовать различные схемы по минимизации налоговых платежей. При этом регуляторы оставляют за собой право отказывать в предоставлении льготного налогообложения, если его получение является основной целью регистрации компании на Кипре.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости внесения ряда изменений в отечественные нормативные акты - в области налогового, гражданского, таможенного и другого права для привлечения средств из офшоров в российскую экономику в качестве инвестиций.
Здесь необходимо отметить, что и раньше, например в 2007 г., почти 75% всех иностранных инвестиций поступило в Россию из различных офшорных юрисдикций (Кипра, Британских Виргинских островов, Люксембурга, Швейцарии, Ирландии) или из стран, компании которых задействованы в различных схемах с офшорными фирмами (Нидерланды, Великобритания). Из 93 млрд долл., на которые в 2007 г. увеличилась задолженность нефинансовых бизнес-структур, почти 70 млрд долл. (около 3/4) приходится на офшорные юрисдикции.
В 2008 г. в экономику России поступили иностранные инвестиции более чем из 100 стран. Основные страны-инвесторы - Кипр (19,1%), Великобритания (14,4%), Нидерланды (14,0%). На эти три страны приходится 47,5% поступивших совокупных иностранных инвестиций.
Таблица 1
Иностранные инвестиции в экономику России по основным странам-инвесторам, млн долл.
|
Накоплено на конец декабря 2008
|
Поступило в 2008
|
||
всего
|
в % к итогу
|
всего
|
в % к итогу
|
|
Всего инвестиций
|
264 599
|
100,0
|
103 769
|
100,0
|
из них по основным странам-инвесторам
|
226 203
|
85,5
|
83 353
|
80,3
|
в том числе:
|
|
|
|
|
Кипр
|
56 902
|
21,5
|
19 857
|
19,1
|
Нидерланды
|
46 346
|
17,5
|
14 542
|
14,0
|
Люксембург
|
34 402
|
13,0
|
7 073
|
6,8
|
Соединенное Королевство (Великобритания)
|
30 811
|
11,6
|
14 940
|
14,4
|
Германия
|
17 425
|
6,6
|
10 715
|
10,3
|
Ирландия
|
9 662
|
3,7
|
2 903
|
2,8
|
Франция
|
9 542
|
3,6
|
6 157
|
5,9
|
США
|
8 769
|
3,3
|
2 773
|
2,7
|
Виргинские острова (Брит.)
|
8 267
|
3,1
|
3 529
|
3,4
|
Япония
|
4 077
|
1,6
|
864
|
0,8
|
Однако это не помешало им быстро "уйти" из российской экономики в конце 2008 - начале 2009 г. (большинство инвестиций было вложено в финансовый рынок, так как его доходности могли позавидовать другие отрасли, даже нефтегазовая).
По неофициальным данным, около 90% сделок на бирже РТС проходит через кипрские офшоры. Это, на наш взгляд, как раз говорит о несовершенстве законодательства, в том числе Законов об иностранных инвестициях и о рынке ценных бумаг.