Федеральным законом от 16.10.2010 N 272-ФЗ внесены изменения в законодательство об уплате страховых взносов во внебюджетные фонды.
Прежде всего, законодатели продлили срок действия переходного периода по страховым взносам для отдельных категорий работодателей и определили органы, которые будут контролировать применение пониженных тарифов по страховым взносам.
Кроме того, они изменили распределение страховых взносов между федеральным и территориальным фондами обязательного медицинского страхования.
И, наконец, Законом N 272-ФЗ внесены уточнения в порядок определения предельной величины базы для начисления страховых взносов.
Тариф страхового взноса - это размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Для расчета суммы страхового взноса, подлежащего уплате во внебюджетный фонд, необходимо базу для начисления страховых взносов умножить на тариф страхового взноса.
Величина тарифов страховых взносов, которые подлежат уплате во внебюджетные фонды, установлена:
Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";
Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Тарифы страховых взносов установлены отдельно по каждому внебюджетному фонду и различаются по каждому бюджету, в который они перечисляются.
Для всех плательщиков страховых взносов п. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ предусмотрен единый тариф - 34%, в том числе в:
ПФР - 26%;
ФСС РФ - 2,9%;
ФФОМС - 3,1%;
ТФОМС - 2%.
Таким образом, на обязательное медицинское страхование организации уплачивают страховые взносы по тарифу 5,1% (3,1% + 2%).
Законодатели внесли изменения в п. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, согласно которым с 1 января 2012 г. страховые взносы на обязательное медицинское страхование будут поступать только в ФФОМС. Распределять поступления между территориальными фондами ФФОМС будет самостоятельно.
Помимо общего тарифа, Законом N 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы для:
сельскохозяйственных товаропроизводителей;
организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог;
организаций, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам - инвалидам I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений;
общественных организаций инвалидов;
организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25%;
учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов.
Пониженные тарифы для этой категории налогоплательщиков будут действовать в переходный период, который установлен ст. 58 Закона N 212-ФЗ на 2011 - 2014 гг.
Законодатели выделили в отдельную группу следующих плательщиков страховых взносов:
организации и индивидуальные предприниматели, которые имеют статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производят выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;
хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 г. бюджетными научными учреждениями и бюджетными образовательными учреждениями высшего профессионального образования;
организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий.
Для указанных плательщиков страховых взносов переходный период будет продолжаться до 2019 г. Величина тарифов страховых взносов, по которым они будут рассчитывать страховые взносы, представлена в табл. 1.
Таблица 1
Тарифы для отдельных категорий плательщиков страховых взносов (%)
Период |
ФСС РФ |
ПФР |
ФОМС |
Итого |
|
Федеральный |
Территориальный |
||||
2011 г. |
2 |
8 |
2 |
2 |
14 |
2012 - 2017 гг. |
2 |
8 |
4 |
0 |
14 |
2018 г. |
2,9 |
13 |
5,1 |
0 |
21 |
2019 г. |
2,9 |
20 |
5,1 |
0 |
28 |
С 2020 г. |
2,9 |
26 |
5,1 |
0 |
34 |
|
Напомним, что тариф страховых взносов в ПФР распределяется на страховую и накопительную части в зависимости от даты рождения застрахованного лица (п. 1 ст. 33 Закона N 167-ФЗ).
На выплаты и вознаграждения лицам 1966 г. р. и старше страховые взносы в полном размере зачисляются на страховую часть трудовой пенсии.
Страховые взносы, которые начисляются на выплаты и вознаграждения лицам 1967 г. р. и моложе, зачисляются как на страховую, так и на накопительную часть трудовой пенсии. При этом на накопительную часть трудовой пенсии зачисляются страховые взносы по тарифу 6%. Остальная часть взносов относится к страховой части трудовой пенсии. Величина тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в части страховой и накопительной части трудовой пенсии представлена в табл. 2.
Таблица 2
Распределение страховых взносов в ПФР для лиц 1967 г. р. и моложе (%)
Период |
Величина тарифа страховых взносов |
||
На страховую часть |
На накопительную |
Всего |
|
2011 - 2017 гг. |
2 |
6 |
8 |
2018 г. |
7 |
6 |
13 |
2019 г. |
14 |
6 |
20 |
|
Законодатели изменили величину пониженного тарифа для резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны. Для этой категории страхователей переходный период увеличен на пять лет и будет продолжаться с 2010 по 2019 г. При этом величина тарифа страховых взносов в размере 14%, которая действует для них в 2010 г., сохранится до 2017 г. (табл. 3).
Таблица 3
Изменения в тарифах страховых взносов для резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны (%)
Период |
Прежняя редакция Закона |
Новая редакция Закона |
2010 г. |
14 |
14 |
2011 - 2012 гг. |
20,2 |
14 |
2013 - 2014 гг. |
27,1 |
14 |
2015 - 2017 гг. |
34 |
14 |
2018 г. |
34 |
21 |
2019 г. |
34 |
28 |
С 2020 г. |
34 |
34 |
|
В этот период данная категория страхователей должна начислять страховые взносы по пониженному тарифу, и только с 1 января 2015 г. величина тарифа страховых взносов для них станет максимальной - 34%.
Напомним, что в настоящее время существует четыре типа ОЭЗ (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (ред. от 25.12.2009)):
промышленно-производственные;
технико-внедренческие;
туристско-рекреационные;
портовые.
Однако пониженный страховой тариф предусмотрен только для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ.
Технико-внедренческая зона - вид особой экономической зоны для создания и реализации научно-технической продукции, доведения ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создания программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказания услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.
Резидентом технико-внедренческой ОЭЗ признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия:
зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона;
заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных Законом N 116-ФЗ.
Постановлениями Правительства Российской Федерации организовано четыре технико-внедренческих ОЭЗ в городах:
Москва (Зеленоград, ТВЗ "Зеленоград") - Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 779;
Санкт-Петербург (пос. Стрельна, зона "НойдоРоссии") - Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 780;
Дубна - Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 781;
Томск - Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 783.
Документами, которые подтверждают данный статус, служат:
соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности, заключенное с органами управления ОЭЗ;
свидетельство о регистрации лица в качестве резидента ОЭЗ.
Согласно поправкам, внесенным в Закон N 212-ФЗ, организации, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, выделены в отдельную категорию (пп. 4 п. 2 ст. 57 и п. 5 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). В данном случае речь не идет о тех организациях, которые имеют статус резидента технико-внедренческой ОЭЗ.
К организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий (далее - организации ИТ), относятся российские организации, которые:
осуществляют разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора
и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.
Указанные направления деятельности организаций ИТ в дальнейшем мы будем называть ИТ-деятельность.
В п. п. 2.1 и 2.2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ определены условия, при которых организации ИТ могут использовать пониженные тарифы страховых взносов в переходный период. Прежде всего, организация ИТ должна получить документ о государственной аккредитации в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 06.11.2007 N 758 (ред. от 10.03.2009).
Величина доходов от ИТ-деятельности по итогам 9 месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам страховых взносов, должна составлять не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период. При этом величина доходов определяется по данным налогового учета в соответствии со ст. 248 НК РФ.
Средняя численность работников организации ИТ за 9 месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, должна составлять не менее 50 человек. Данная величина рассчитывается в соответствии с Указаниями, представленными в Приказе Росстата от 13.10.2008 N 258 (ред. от 23.10.2009).
У вновь созданных организаций данные показатели рассчитываются по итогам отчетного (расчетного) периода.
Если по итогам отчетного (расчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно условие, а также в случае лишения ее государственной аккредитации такая организация теряет право применять пониженные тарифы страховых взносов.
С начала периода, в котором выявлено несоответствие установленным условиям и (или) аннулирована государственная аккредитация, организация ИТ обязана платить страховые взносы во внебюджетные фонды по общим тарифам.
Для организаций ИТ законодатели изменили величину тарифов по страховым взносам во внебюджетные фонды. В 2010 г. организации, осуществляющие ИТ-деятельность, начисляли страховые взносы по общему тарифу в размере 26%:
в ФСС РФ - 2,9%;
в ПФР - 20%;
в ФФОМС - 1,1%;
в ТФОМС - 2%.
Однако законодатели разрешили этим организациям воспользоваться пониженными тарифами страховых взносов во внебюджетные фонды.
Согласно пп. 4, которым дополнен п. 2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ, в 2010 г. организации ИТ должны платить страховые взносы по тарифу 14% только в ПФР. Величина тарифа в ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС составляет 0%.
Соответствующие поправки внесены и в Закон N 167-ФЗ: п. 2 ст. 33 дополнен пп. 4, которым установлены пониженные тарифы для организаций ИТ:
для лиц 1966 г. р. и старше - 14% на финансирование страховой части трудовой пенсии;
для лиц 1967 г. р. и моложе - 8% на финансирование страховой части трудовой пенсии и 6% на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Закон N 272-ФЗ вступил в силу с даты официального опубликования (опубликован 18 октября 2010 г.). Однако действие положений пп. 4 п. 2, п. п. 2.1 - 2.5 ст. 57 Закона N 212-ФЗ и пп. 4 п. 2 ст. 33 Закона N 167-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.
Следовательно, организации ИТ после 18 октября могут представить уточненный расчет за I квартал, полугодие и 9 месяцев:
по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (форма-4 ФСС РФ) в Фонд социального страхования Российской Федерации;
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование (форма РСВ-1 ПФР) в ПФР.
Кроме того, организациям ИТ придется внести изменения в индивидуальные (персонифицированные) сведения, представленные в ПФР за I полугодие 2010 г.
Сумму страховых взносов, которая была излишне перечислена в ФСС РФ, ПФР, ФФОМС и ТФОМС, организация ИТ может вернуть в порядке, установленном ст. 26 Закона N 212-ФЗ.
Согласно прежней редакции ст. 58 Закона N 212-ФЗ организации ИТ с 2011 г. должны были бы рассчитывать страховые взносы во внебюджетные фонды по максимальному тарифу - 34%. Однако законодатели продлили переходный период для этих организаций до 2019 г. включительно.
Величина пониженных тарифов, которые могут применять организации ИТ при начислении страховых взносов, представлена в табл. 1.
Хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 г., могут применять пониженные тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды в период с 2011 по 2019 г. Такие изменения внесены в ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Речь идет о тех хозяйственных обществах, которые созданы:
бюджетными научными учреждениями и государственной академией наук, научными учреждениями (далее - научные учреждения);
высшими учебными заведениями, которые являются бюджетными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, созданными государственными академиями наук, высшими учебными заведениями (далее - вузы).
Порядок создания таких хозяйственных обществ установлен соответственно:
п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (ред. от 27.07.2010);
п. 8 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (ред. от 27.07.2010).
Деятельность хозяйственных обществ, созданных указанными учреждениями, заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат научным учреждениям и вузам.
К таким результатам интеллектуальной деятельности относятся:
программы для электронных вычислительных машин;
базы данных;
изобретения;
полезные модели;
промышленные образцы;
селекционные достижения;
топологии интегральных микросхем;
секреты производства (ноу-хау).
Указанные результаты интеллектуальной деятельности научное учреждение или вуз вносит в виде вклада в уставный капитал хозяйственного общества.
Кроме того, в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества могут быть внесены денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении бюджетного научного учреждения или вуза.
Научное учреждение и вуз обязаны в течение семи дней с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества направить уведомление о создании хозяйственного общества в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.05.2010 N 337 "О Министерстве образования и науки Российской Федерации" (ред. от 15.06.2010) таким органом является Минобрнауки России.
Реестр учета уведомлений о создании хозяйственных обществ ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и передается в орган контроля за уплатой страховых взносов не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Порядок представления этих уведомлений определит Правительство Российской Федерации.
Рекомендации по созданию бюджетными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности утверждены Письмом Минобрнауки России от 07.08.2009 N ВМ-790/04.
В 2010 г. хозяйственные общества, созданные научными учреждениями и вузами, уплачивают страховые взносы во внебюджетные фонды по тарифу 26%. Начиная с 1 января 2011 г. они могут применять пониженные тарифы, размер которых представлен в табл. 1 и 2, но только при условии, что они применяют упрощенную систему налогообложения, а также осуществляют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и занимаются практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности. Такие требования установлены п. 4 новой редакции ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Под научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами в Законе N 212-ФЗ подразумеваются работы по созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности изобретательство.
Напомним, что для перехода на упрощенную систему налогообложения хозяйственных обществ, созданных научными учреждениями и вузами, необходимо соблюдать условия, перечисленные в ст. 346.12 НК РФ:
доходы общества за 9 месяцев 2010 г. не должны превышать 45 млн руб.;
остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не должна превышать 100 млн руб.;
средняя численность сотрудников не должна превышать 100 человек;
доля участия в уставном капитале организации других юридических лиц не должна превышать 25%. С 1 января 2011 г. данное ограничение не будет распространяться на хозяйственные общества, созданные научными учреждениями и вузами. Такие изменения внесены в ст. 346.12 НК РФ.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют органы контроля (п. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ), к которым относятся ПФР и ФСС РФ.
ПФР контролирует уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а ФСС РФ - страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Для того чтобы территориальные органы ПФР и ФСС РФ имели возможность осуществлять контроль обоснованности применения пониженных тарифов страховых взносов организациями ИТ и хозяйственными обществами, законодатели дополнили ст. 33 Закона N 212-ФЗ п. п. 5 и 6. Положения указанных пунктов обязывают налоговые органы представлять в органы контроля информацию, необходимую для проверки соблюдения этими организациями требований, установленных ст. ст. 57 и 58 Закона N 212-ФЗ.
Информацию налоговые органы обязаны передавать в органы контроля в электронной форме (п. 6 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).
Кроме того, налоговые органы обязаны принимать участие в выездных проверках организаций ИТ вместе с органами контроля за уплатой страховых взносов в части контроля за величиной дохода в налоговом учете и средней численностью работников (п. 5 ст. 33 Закона 212-ФЗ).
Предельная величина базы для начисления страховых взносов - это сумма доходов физического лица, при достижении которой страховые взносы не начисляются.
Согласно поправкам, внесенным в п. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, размер предельной величины базы для начисления страховых взносов должен округляться до полных тысяч рублей. При этом сумма 500 руб. и более округляется до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 руб. отбрасывается.
Напомним, что на 2010 г. установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов в размере 415 000 руб. (п. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).
Начиная с 1 января 2011 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации (п. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ). Размер указанной индексации будет определяться Правительством Российской Федерации.