Можно сказать, это стало уже чуть ли не доброй традицией, когда в конце каждого года законодатель обращает свое внимание на размер транспортного налога. Однако позиция в отношении его базовой ставки с течением времени изменяется. Так, в конце 2009 г. были внесены изменения в действующую на тот момент редакцию НК РФ, увеличивающие базовые ставки транспортного налога, что не могло не вызвать в сообществе налогоплательщиков негативный резонанс. Тем более что к ним относятся как физические, так и юридические лица, имеющие на праве собственности по общему правилу транспортные средства, составляющие налоговую базу в соответствии со ст. 359 НК РФ.
В свою очередь, 29 ноября 2010 г. в официальном источнике принимаемых нормативно-правовых актов в РФ был опубликован Закон от 27 ноября 2010 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 307-ФЗ), по которому размер базовых налоговых ставок в целях исполнения плательщиками обязанности по уплате транспортного налога был уменьшен в два раза.
В результате принятия вышеуказанного нормативно-правового акта, вступившего в силу с 1 января 2011 г., базовая ставка транспортного налога, например, для легкового автомобиля с мощностью 100 лошадиных сил соответствует показателю 2,5 руб. на каждую лошадиную силу (установленный ранее показатель - 5 руб.).
При этом транспортный налог относится к региональным налогам, что позволяет местным властям устанавливать свой размер ставки, отталкиваясь от той, что утверждается на федеральном уровне. Статья 361 НК РФ определила право региональных властей увеличивать или уменьшать базовые ставки налога, но не более чем в 10 раз.
Новеллой Закона N 307-ФЗ стало внесение оговорки в указанную выше статью, которая запретила субъектам РФ уменьшать ставку транспортного налога на легковые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. включительно.
Несмотря на ограничение полномочий регионов в отношении тарификации транспортного налога, по опыту прошлых лет можно сказать, что субъекты РФ активно используют свое право на установление местных ставок транспортного налога.
В связи с вышеизложенным можно констатировать, что для исчисления фактических сумм транспортного налога становится принципиальным местонахождение организации - владельца транспортного средства как субъекта РФ.
Таким образом, если учесть возможность ведения организациями своей деятельности через филиалы, которые могут находиться в различных регионах РФ, возникает вопрос: каким образом осуществляется уплата транспортного налога в случае эксплуатации автомобильного транспортного средства в отличных от места нахождения головного предприятия субъектах РФ?
Примечание. Внимание к деталям
Для того чтобы применение ставки транспортного налога, действующей в субъекте РФ, где находится филиал, было признано законным, необходимо проверить, чтобы в свидетельстве о регистрации и паспорте ТС было указано, что в качестве собственника ТС выступает головное юридическое лицо, а в графах, содержащих адресные данные, - адрес филиала (представительства). В графах "Особые отметки" этих документов должна быть приведена запись: "филиал (представительство) или обособленное подразделение, его наименование".
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего НК РФ.
В свою очередь организация при создании филиала обязана осуществить его регистрацию в соответствующей ИФНС (ст. 83 НК РФ). При этом в документах, опосредующих образование такого обособленного подразделения, головная компания указывает, выделен ли филиал на отдельный баланс, а также определяет перечень имущества, передаваемого в соответствии с таким балансом в пользование филиалу. К такому передаваемому имуществу могут быть отнесены и автомобильные транспортные средства (далее - ТС).
Поскольку филиал не является самостоятельным юридическим лицом, то собственником ТС будет оставаться головная организация независимо от того, на чьем балансе авто находится.
Однако в соответствии с Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001, утвердившим Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, юридическое лицо в случае передачи ТС для эксплуатации в обособленное подразделение регистрирует его по месту нахождения подразделения.
Таким образом, исходя из предоставленной органами ГИБДД возможности регистрировать ТС по месту нахождения обособленного подразделения, налогоплательщик будет исчислять и уплачивать транспортный налог по ставкам того субъекта РФ, в котором головная организация ведет свою деятельность через открытый ею филиал.
При этом на практике часто возникает ситуация, когда ТС приобретает головная организация с целью его передачи в уже созданное и успешно работающее обособленное структурное подразделение.
В таком случае организации регистрировать данное ТС в начале (исключительно по месту нахождения головной, для того чтобы впоследствии передать такое имущество в филиал) не требуется. Пункт 24 приведенных выше Правил регистрации определяет, что постановка на учет транспортных средств, закрепленных за юридическими лицами, производится по месту нахождения юрлиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по месту нахождения их обособленных подразделений, что прямо говорит об отсутствии необходимости в совершении дополнительной регистрационной операции по месту нахождения головной компании. Данная норма также позволяет уменьшить налоговое бремя (в связи с отсутствием обязанности зарегистрировать ТС) и произвести расчет налога первоначально по месту нахождения головной организации.
Неоднократно в судебной практике и в разъяснительной работе Минфина России возникал вопрос о необходимости уплаты транспортного налога на ТС, которое было приобретено организацией, но по каким-либо причинам не зарегистрировано в органах ГИБДД.
В свою очередь, в ст. 358 НК РФ в качестве объекта налогообложения указаны автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 11 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177, устанавливается, что объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, ключевым признаком при включении ТС в налогооблагаемую базу является регистрация такового в соответствии с действующими Правилами, а следовательно, отсутствие регистрации исключает обязанность организации осуществлять исчисление и уплату транспортного налога.
Данная позиция была подтверждена Письмом Минфина России от 6 мая 2006 г. N 03-06-04-04/15, а также рядом Постановлений арбитражных судов (см.: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30 января 2006 г. N А43-16227/2005-35-548, Постановление ФАС Поволжского округа от 2 октября 2007 г. по делу N А72-6677/06-12/228, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 февраля 2009 г. по делу N А56-11858/2008).
Интересно, что в Постановлении ФАС Поволжского округа от 21 февраля 2008 г. по делу N А55-7555/07 было отмечено, что, поскольку транспортное средство, не прошедшее регистрацию, не допускается к участию в дорожном движении и не воздействует на состояние дорог общего пользования, нет и оснований для обложения указанного транспортного средства транспортным налогом.
Подводя итог вышесказанному, добавим: согласно проведенному анализу о возможности экономии на транспортном налоге, используя обособленные подразделения, осуществляющие свою деятельность в различных субъектах РФ, в том числе в субъектах, где налоговый климат более благоприятен, чем, например, в г. Москве, можно выделить следующие условия, которые позволят снизить налоговое бремя по рассматриваемому налогу:
1. Для того чтобы ТС было включено в налоговую базу в целях исчисления транспортного налога, такое авто должно быть зарегистрировано в органах ГИБДД.
2. При передаче ТС для его эксплуатации филиалом такое имущество должно быть отражено на балансе филиала и зарегистрировано в органах ГИБДД по месту нахождения филиала с соответствующими отметками в сопроводительной технической документации.
Примечание. Надо успеть!
Необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения", механические транспортные средства и прицепы должны быть зарегистрированы в ГИБДД МВД России или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 5 суток после их приобретения или таможенного оформления.