Нередко поступают вопросы, касающиеся уплаты ЕНВД в отношении такой деятельности, как распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций. Напомним, что такая деятельность подпадает под ЕНВД, если вмененка для нее установлена нормативным правовым актом муниципального района или городского округа либо законами гг. Москвы или Санкт-Петербурга (Подпункт 10 п. 2, п. 1 ст. 346.26 НК РФ).
Мы решили ответить на самые, на наш взгляд, интересные и животрепещущие вопросы.
Примечание
К распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций не относится ее размещение на поверхности транспортных средств. Это отдельный вид "вмененной" деятельности (Подпункт 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ), который мы не будем рассматривать в этом материале.
Львиная доля вопросов касается того, относится ли та или иная деятельность к распространению наружной рекламы для целей уплаты ЕНВД. Поэтому мы решили вначале пояснить, какая рекламная деятельность "вмененной" не является. Итак, это:
- размещение рекламы с помощью щитов, вывесок, баннеров о себе, своих товарах (работах, услугах), а также размещение контактной информации организации (Пункт 2 ст. 346.26 НК РФ; абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ; Письма Минфина России от 24.06.2010 N 03-11-06/3/87, от 25.03.2010 N 03-11-06/3/43; Постановление ФАС МО от 02.03.2010 N КА-А41/355-10);
- передача рекламных конструкций в аренду (субаренду) (Подпункт 10 п. 2 ст. 346.26, абз. 35 ст. 346.27 НК РФ; Письмо Минфина России от 15.04.2010 N 03-11-11/99; Постановление Президиума ВАС РФ от 08.07.2008 N 3822/08). В данном случае под вмененку подпадает деятельность арендаторов (субарендаторов), если они размещают на арендованных конструкциях чужую рекламу;
- изготовление, ремонт, техническое обслуживание рекламных конструкций, работы по их монтажу и демонтажу, переклейка плакатов, другие аналогичные работы (услуги) как самостоятельная деятельность (Письма Минфина России от 27.01.2011 N 03-11-06/3/8, от 30.04.2008 N 03-11-04/3/223);
- посредническая деятельность в сфере наружной рекламы, то есть не платят ЕНВД посредники (агенты, комиссионеры, поверенные), заключающие сделки с рекламодателями на оказание услуг по размещению (распространению) их рекламы (Письмо Минфина России от 31.07.2008 N 03-11-04/3/364);
- распространение рекламы:
(или) внутри объектов недвижимости, например в магазинах, кафе, торговых центрах, лифтах (Письма Минфина России от 12.03.2009 N 03-11-06/3/54, от 06.02.2009 N 03-11-06/3/23);
(или) на внутренних сторонах ограждений открытых объектов, например стадиона или катка. Такая реклама тоже не является наружной.
Из авторитетных источников
Мельниченко Анатолий Николаевич, государственный советник РФ 1 класса
"На уплату ЕНВД переводится деятельность по распространению наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их (Статьи 346.26, 346.27 НК РФ).
Следовательно, реклама, размещаемая на внутренних сторонах ограждений стадионов или катков, не относится к наружной рекламе в целях применения ЕНВД".
Теперь переходим непосредственно к ответам на ваши вопросы.
Мы занимаемся распространением наружной рекламы на территории открытого продовольственного рынка, который огорожен забором. Рекламные щиты стоят исключительно в пределах огороженной территории. Разве мы должны уплачивать ЕНВД с такой деятельности?
Н.И.Трусова, г. Брянск
Да, должны. Минфин в аналогичной ситуации разъяснял (Письмо Минфина России от 27.12.2010 N 03-11-06/3/172), что даже если рекламные конструкции расположены только внутри огороженной территории (в разъяснениях фигурировал рынок стройматериалов), то они все равно признаются наружной рекламой.
Мы размещаем рекламу на придорожных щитах (у нас их 12 штук). В январе нам не удалось продать все поверхности, на трех щитах весь месяц вообще ничего не висело.
Получается, что один из обязательных элементов налога - налоговая база - в этот период отсутствовал. Должны ли мы платить ЕНВД с пустовавших щитов?
А.С.Шабалина, Мытищинский район, Московская область
Пункт 2 ст. 346.29 НК РФ говорит нам, что налоговая база при вмененке - это величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду деятельности за налоговый период и величины физического показателя, характеризующего этот вид деятельности.
Контролирующие органы считают, что отсутствие у рекламораспространителя заказов на размещение рекламы в течение какого-нибудь календарного месяца не означает, что у него есть право корректировать в эти дни величину физического показателя. Поэтому надо платить ЕНВД в полной сумме за все рекламные конструкции независимо от того, размещалась на них реклама или они простаивали (Письма Минфина России от 12.05.2009 N 03-11-06/3/127, от 12.02.2009 N 03-11-09/48). Логика проста: объект по ЕНВД - это потенциально возможный доход, и неважно, получаете вы его или нет. Если есть рекламная конструкция, значит, есть и физический показатель, поэтому надо платить ЕНВД. Либо сниматься с учета в качестве плательщика ЕНВД (Письмо Минфина России от 31.12.2008 N 03-11-04/3/585).
Аналогичной точки зрения Минфин придерживается и в той ситуации, когда на рекламных конструкциях, временно незанятых, фирма размещает информацию о себе (саморекламу) (Письмо Минфина России от 02.04.2010 N 03-11-06/3/49).
Правда, есть пример судебной практики в пользу вмененщика. ФАС Московского округа согласился с тем, что площади информационных полей стационарных технических средств наружной рекламы, которые фактически не использовались по назначению в течение налогового периода или календарного месяца внутри периода, не учитываются при исчислении единого налога за этот период (Постановление ФАС МО от 02.03.2010 N КА-А41/355-10).
Так что, если вы категорически не желаете платить налог за пустые щиты, готовьтесь судиться.
Подскажите, а то я совсем запуталась... Допустим, рекламный щит 18 кв. м (3 x 6), двусторонний, при этом на нем автоматически меняются три изображения. Чтобы посчитать ЕНВД, какую площадь информационного поля щита я должна брать - 36 кв. м (18 x 2) или 108 кв. м (36 x 3)?
И.Г.Токаренко, г. Санкт-Петербург
Независимо от количества сменных изображений в качестве физического показателя вы должны применять площадь экспонирующей поверхности (Пункт 3 ст. 346.29, ст. 346.27 НК РФ; Письмо Минфина России от 25.04.2007 N 03-11-04/3/129). В вашем случае эта площадь составляет 36 кв. м.
У нас автосервис. Хотим на крыше нашего магазина разместить рекламу одного из производителей шин - аэростат в виде надувного человечка. Получается, мы должны будем платить ЕНВД. Что в нашем случае будет являться физическим показателем и как его рассчитать, чтобы определить "вмененный" доход?
К.Д.Путято, г. Тверь
В вашем случае физическим показателем будет площадь информационного поля наружной рекламы (Статья 346.27 НК РФ). Учитывая оригинальную форму рекламной конструкции, эта площадь будет соответствовать площади оболочки аэростата, которая должна быть указана в прилагаемых к нему документах от производителя. Такие документы вполне подойдут, чтобы подтвердить необходимый физический показатель (Письмо Минфина России от 24.06.2010 N 03-11-06/3/87; Письмо ФНС России от 03.03.2005 N 22-2-16/289).
Устроилась главбухом в рекламную фирму. У нее в собственности полтора десятка рекламных щитов, часть из которых находится в Курске, а часть - разбросана по области. Но ЕНВД фирма почему-то платила только в Курске. Я руководителю сказала, что это неправильно, что платить нужно туда, где непосредственно находится щит. А он ответил, что они всегда платили в Курске и никто к этому раньше не придирался. Кто из нас прав?
В.Г.Виноградова, г. Курск
Безусловно, правы вы. Организации (предприниматели), занимающиеся распространением наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, должны встать на учет в ИФНС по каждому месту ведения этой деятельности (Подпункт 10 п. 2 ст. 346.26, п. 2 ст. 346.28 НК РФ). И ЕНВД нужно перечислять в бюджет той местности, на территории которой ведется "вмененная" деятельность (Пункт 1 ст. 346.28 НК РФ).
Можно состоять на учете только в одной инспекции, если вмененка ведется на нескольких внутригородских территориях, подведомственных разным ИФНС. Потому что независимо от того, какому налоговому органу подведомственна территория, на которой ведется вмененка, налог поступает в один и тот же городской бюджет (Пункт 3 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ).
Правда, с 2009 г. в НК РФ появилась норма, в которой говорится, что вмененщик может зарегистрироваться в одной ИФНС, если он ведет деятельность "на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, подведомственных разным налоговым органам" (Пункт 2 ст. 346.28 НК РФ). Но есть большие основания предполагать, что при внесении данной поправки в НК была допущена техническая ошибка. И на самом деле законодатели планировали избавить от повторной постановки на учет лишь вмененщиков, ведущих деятельность в муниципальном образовании, на территории которого действуют несколько инспекций. Но получилось как всегда...
В пользу этого предположения говорит и тот факт, что в прошлом году Минфин России неоднократно указывал: нужно вставать на учет в качестве плательщика ЕНВД в каждом муниципальном образовании, где ведется "вмененная" деятельность (Письма Минфина России от 08.06.2010 N 03-11-11/160, от 25.03.2010 N 03-11-11/76).
Поэтому в ситуации, когда фирма размещает наружную рекламу на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, подведомственных разным инспекциям, лучше все-таки следовать разъяснениям Минфина.