Вся система налогового планирования в интегрированных структурах имеет одну конечную цель - увеличение прибыли группы компаний в целом. Оценить ее эффективность можно только по степени влияния применяемых методов и способов налогового планирования на финансовые результаты деятельности группы и ее бизнес-единиц. Для оценки эффективности функционирования системы налогового планирования в интегрированных структурах авторы предлагают использовать систему показателей, состоящую из следующих групп.
1. Показатели, позволяющие получить наиболее обобщенную характеристику эффективности избранной налоговой политики.
Коэффициент эффективности налогообложения (Кэн) отражает соотношение между собой показателей чистой прибыли и общей суммы налоговых платежей хозяйствующего субъекта. Он рассчитывается по формуле:
Кэн = ЧП / Н,
где ЧП - планируемая (или фактическая) сумма чистой прибыли; Н - общая сумма налоговых платежей.
Увеличение показателя свидетельствует о снижении общего налогового бремени организации относительно величины чистой прибыли. Целесообразно проводить сравнение коэффициентов эффективности налогообложения за ряд лет.
Налогоемкость реализации продукции (НЕ) позволяет определить сумму налоговых платежей, приходящихся на единицу объема реализованной продукции:
НЕ = Н / Р,
где Н - общая сумма налоговых платежей; Р - объем реализации продукции (работ, услуг).
2. Частные показатели, характеризующие долю групп налоговых платежей в себестоимости, цене продукции, балансовой прибыли.
Коэффициент налогообложения издержек:
КНЗ = НЗ / З;
коэффициент налогообложения цены:
КНЦ = НЦ / Ц;
коэффициент налогообложения прибыли:
КНП = НП / П,
где НЗ - сумма налоговых платежей, входящих в состав издержек (затрат производства); НЦ - сумма налоговых платежей, входящих в цену продукции; НП - сумма налоговых платежей, уплачиваемых за счет прибыли; З - сумма издержек (затрат) организации; Ц - цена продукции; П - сумма балансовой прибыли.
Показатели первой и второй групп характерны для зарубежной практики налогового планирования. В отечественной практике их применяют редко, хотя они полезны как для оценки общего уровня налогообложения, так и для определения доли налогов в объеме затрат, цены и прибыли. Однако этих показателей недостаточно, чтобы оценить влияние льгот на финансовые результаты организации, эффективность деятельности фирмы в том или ином регионе, доходность с точки зрения налогообложения и пр.
3. Показатели эффективности использования налоговых льгот.
Коэффициент эффективности льготирования (Кэл) - отношение величины налоговой экономии, получаемой в результате использования льгот (Э), к общему объему выручки (Р):
Кэл = Э / Р.
Этот показатель характеризует величину налоговой экономии, получаемой в результате применения льгот на один рубль выручки от реализации продукции, а также долю участия конкретной льготы в увеличении финансовых ресурсов организации относительно величины общей выручки.
При Кэл > 0 применение льготы приносит прибыль, при Кэл < 0 - убыток.
Коэффициент льготного налогообложения (Клн) - отношение суммы налоговой экономии, полученной после использования льготы, к величине налогового обязательства, возникающего у организации без учета данной льготы:
Клн = Э / Н.
При Клн, стремящемся к 1, эффективность льготы повышается.
Расчет коэффициента льготного налогообложения позволяет организации определить степень влияния льготы на величину конкретного налога, а коэффициента эффективности льготирования - долю дополнительно полученных финансовых средств относительно выручки от реализации продукции (или другой базы, например: товарооборота, добавленной стоимости, объема оборота денежных средств и т.д.). Оба показателя оценивают каждую отдельную льготу и весь применяемый в группе организаций комплекс льготирования.
Эффективность финансирования вложений за счет налоговой экономии можно оценить с помощью коэффициента льготного инвестирования (Кин) - доли инвестиций, осуществляемых за счет налоговой экономии:
Кин = Э / И,
где Э - величина налоговой экономии, полученной по льготе; И - сумма инвестиций, вложений, другого использования прибыли, подлежащая льготированию.
При Кин, стремящемся к 1, налоговая эффективность инвестиций повышается.
4. Другие частные показатели, характеризующие использование того или иного элемента налогового планирования.
Коэффициент налоговой эффективности региона (Кэр) оценивает результативность деятельности хозяйствующего субъекта в данном регионе с точки зрения налоговых последствий:
Кэр = Нр / Р,
где Нр - совокупная величина налоговых обязательств, возникающих в регионе; Р - общий объем выручки от реализации продукции за период.
Показатель Р может быть и другим, например: объем товарооборота, величина добавленной стоимости, валовой доход и т.д., который организация выбирает в зависимости от направлений деятельности и видов получаемых доходов.
При Кэр, стремящемся к минимуму, привлекательность функционирования в регионе повышается. Коэффициент налоговой эффективности региона позволяет, во-первых, сравнить результативность действия в регионе с точки зрения возможности снижения налогового бремени и увеличения собственных финансовых ресурсов и, во-вторых, сформировать величину налоговой экономии, получаемой в данном регионе по сравнению с другими.
Коэффициент реальной доходности (Крд) характеризует доходы, получаемые организацией, в зависимости от порядка их налогообложения. Учитывая различные ставки налогообложения, при составлении плана доходов организации можно рекомендовать выполнять налоговые корректировки, по результатам которых рассчитывается конкретный коэффициент.
Крд = Дн / Д,
здесь Дн = Д - Н, следовательно,
Крд = (Д - Н) / Д,
так как Н = Д x с,
Крд = (Д - Д x с) / Д,
значит:
Крд = 1 - с,
где Дн - сумма дохода с налоговой корректировкой; Д - сумма планируемого или полученного дохода от вложений; Н - сумма налога, причитающегося к уплате в бюджет с данного вида дохода; с - ставка налога на доходы.
Крд стремится к 1. С помощью коэффициента реальной доходности можно выявить наиболее эффективные по налогообложению направления финансовых вложений и формирования доходов организации.
Все вышеперечисленные показатели целесообразно применять в процессе налогового планирования при оценке альтернативных вариантов налоговой политики и выборе оптимального варианта, а также при подведении итогов планирования и определении его результатов.
Полученная информация позволяет установить наиболее и наименее эффективные элементы налогового планирования, оценить результативность их с точки зрения как получаемой экономии, так и стоимости внедрения. На этой базе производится необходимая корректировка действующей системы налогового планирования, принимаются решения об отказе от неэффективных методов или о разработке новых.