Прошло более 2 лет с тех пор, как процедура досудебного урегулирования налогового спора в определенных ситуациях стала обязательной. За этот период сложился и определенный опыт у консультантов, и арбитражная практика, а в Налоговый кодекс РФ (НК РФ) внесены изменения, призванные уточнить ряд действий по этой процедуре.
Настоящая статья посвящена некоторым проблемам процедуры досудебного урегулирования налоговых споров.
Итак, правовые основы данной процедуры установлены в ст. ст. 100, 100.1, 101, 101.2, 101.4, 137 - 141 НК РФ.
Досудебное урегулирование налоговых споров, напомним, обязательно только, если налоговый орган вынес в адрес налогоплательщика одно из двух видов решений:
- решение о привлечении к налоговой ответственности;
- решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности, -
которые выносятся по результатам проведения выездных и камеральных налоговых проверок.
Остальные решения налоговых инспекций могут быть обжалованы непосредственно в суды.
По результатам выездной налоговой проверки в течение 2 мес. со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
К акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.
При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.
Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
Это положение НК РФ введено Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, который вступил в силу с 02.09.2010.
В настоящее время в практике возникают некоторые проблемы с реализацией этой нормы.
С одной стороны, Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ предусмотрел, что это положение законодательства применяется только к налоговым проверкам, которые начаты после вступления указанного Закона в силу, т.е. после 02.09.2010.
С другой стороны, 03.09.2010 ФНС России выпустила Письмо, в котором данное положение НК РФ предусматривается как необходимое для исполнения, - Письмо N АС-37-2/10613@ "О вступлении в силу основных положений Федерального закона от 16.07.2010 N 229-ФЗ".
Фактически это означает, что решение вопроса отдано на усмотрение территориальных налоговых инспекций.
Акт налоговой проверки в течение 5 рабочих дней с даты принятия этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.
В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта является 6-й день, считая с даты отправки заказного письма.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Обращаем внимание, что речь идет именно о 15 рабочих днях.
Порядок определения сроков установлен ст. 6.1 НК РФ, п. 6 которой говорит о том, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.
При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Поскольку НК РФ не делает специальной оговорки про календарные дни, следовательно, на подготовку возражений отводится именно 15 рабочих дней.
Исходя из вышеизложенного, акт налоговой проверки целесообразно получать налогоплательщику (его представителю) лично, так как в случае, если акт не будет получен по почте, налогоплательщик фактически лишится возможности подать письменные пояснения. Иногда налоговые органы сокращают срок на подготовку письменных возражений, указав в акте дату рассмотрения разногласий.
В этом случае стоит обратиться с письмом в налоговый орган с просьбой предоставить установленное законом время для подготовки возражений.
Некоторые проблемные вопросы имеются пока и по физическим лицам. Вот, например, случай из практики. Акт проверки в отношении физического лица принят 24.01.2011, а по почте он поступил налогоплательщику 03.03.2011, что подтверждается штампом почтового отделения на конверте. Возникает вопрос: будет ли срок на подачу возражений восстановлен? Формально НК РФ не предусматривает такой возможности.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (ч. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ).
В настоящее время можно рекомендовать подавать в налоговый орган соответствующее ходатайство.
Срок рассмотрения материалов проверки, дополнительных мероприятий налогового контроля и принятия решения по ним - в течение 10 дней со дня истечения срока на подачу письменных возражений (т.е. 2 недели).
Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 мес. Дополнительные мероприятия налогового контроля проводятся в срок, не превышающий 1 мес.
В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля должны быть указаны:
- обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий;
- срок;
- конкретная форма их проведения.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
В Налоговом кодексе РФ пока не урегулирован вопрос о том, могут ли дополнительные мероприятия проводиться только по вопросам, указанным в акте, или по всем вопросам налоговой проверки.
Значение письменных возражений состоит в том, что качественная их подготовка позволяет решить проблемы и уменьшить размер налоговых претензий еще на этой стадии досудебного урегулирования.
Как показала практика, по результатам рассмотрения возражений можно снять от 10 до 80% от доначисленных сумм, а при назначении дополнительных мероприятий - до 100%.
После получения решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности налогоплательщик обязан обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган либо в порядке апелляционной жалобы, либо в порядке обычной жалобы.
Подача апелляционной жалобы приостанавливает действие решения, соответственно, налоговый орган не имеет права выставить требование об уплате налогов, пеней, штрафов.
На подготовку апелляционной жалобы отводится 10 рабочих дней со дня вручения решения налогового органа.
Значение подготовки апелляционной жалобы состоит в том, что без ее подачи решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения, а территориальный налоговый орган обязан выставить требование об уплате налогов.
Решение должно быть вручено в течение 5 дней после дня его вынесения.
В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма (абз. 1 п. 9 ст. 101 НК РФ).
В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части (абз. 2 п. 9 ст. 101 НК РФ).
Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу.
При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.
Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган.
Налоговый орган обязан в течение 3 дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
При отсутствии в налоговом органе информации об обжаловании налогоплательщиком (плательщиком сборов) решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа направляется не позднее 10 дней после истечения 10 дней со дня вручения соответствующего решения.
В случае подачи налогоплательщиком в установленные сроки апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган отдел налогового аудита не позднее следующего дня за днем получения жалобы уведомляет о данном факте отдел урегулирования задолженности в целях исключения необоснованного направления требования об уплате налога.
После вынесения решения, еще до утверждения его вышестоящим налоговым органом, территориальная налоговая инспекция может применить обеспечительные меры.
Копии решений о принятии обеспечительных мер и об их отмене должны быть направлены налогоплательщику в течение 5 рабочих дней со дня их принятия.
Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом (п. 10 ст. 101 НК РФ).
Обеспечительными мерами могут быть:
1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа.
Он производится последовательно в отношении:
- недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);
- транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;
- иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;
- готовой продукции, сырья и материалов.
Запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.
Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только:
- после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества;
- в случае если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате.
Приостановление операций допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) (п. 10 ст. 101 НК РФ).
По просьбе налогоплательщика налоговый орган вправе заменить принятые им обеспечительные меры:
1) на банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок;
2) на залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ;
3) на поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном ст. 74 НК РФ (п. 11 ст. 101 НК РФ).
Термин "вправе заменить" означает, что вопрос о замене оставлен на усмотрение налогового органа.
Это подтверждено и судебной практикой. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 12.07.2010 N КА-А40/7181-10 суд подчеркнул, что п. 11 ст. 101 НК РФ закрепляет право, а не обязанность налогового органа по просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, заменить их на банковскую гарантию.
В то же время налоговый орган не вправе отказать в замене при соблюдении условия п. 12 ст. 101 НК РФ: при предоставлении гарантии банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, предусмотренный п. 4 ст. 176.1 НК РФ.
Перечень ведется Минфином России и размещается на его сайте. В настоящее время в этот перечень входит около 200 банков.
Дополнительно хотелось бы обратить внимание на информацию, которая не совсем по теме статьи: с 02.09.2010 действует новая редакция п. 4 ст. 89 НК РФ - в случае представления в период выездной проверки уточненной декларации проверяется период, за который представлена уточненная декларация.
ФНС России в уже упоминавшемся Письме от 03.09.2010 N АС-37-2/10613@ "О вступлении в силу основных положений Федерального закона от 16.07.2010 N 229-ФЗ" указала:
"В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом N 229-ФЗ в пункт 4 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в рамках повторной выездной налоговой проверки, проводимой согласно подпункту 2 пункта 10 статьи 89 Кодекса в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного, проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация, в том числе если указанный период находится за пределами трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
При этом необходимо учитывать, что согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.03.2010 N 8163/09, налоговые органы вправе проводить по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 10 статьи 89 Кодекса, повторные выездные налоговые проверки в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, в которой увеличена сумма первоначально заявленного убытка, при этом предметом данной проверки могут быть только данные, которые изменялись налогоплательщиком либо связаны с указанной корректировкой".
Таковы некоторые проблемы, связанные с проведением налоговых проверок и обжалованием их результатов.